Challenging Aspects of the Legal Support of Security in the Operation of Main Gas Pipelines

 
PIIS231243500022468-2-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-3-36-40
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint-Petersburg State Economic University
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages36-40
Abstract

Despite some intensification of the development of energy laws, the legal regime of main gas pipelines as objects of operating relations is characterized by gaps and legal uncertainty elements, which entails the appearance of controversial situations and causes an imbalance of interests of energy markets players. The author singles out the most acute legal regulation problems, reviews the possible options for the further development of the legal support of the operation of main gas pipelines taking into account the available law enforcement practice. The paper concludes that it is expedient to study the raised problems further and unify the provisions governing the operation of main gas pipelines.

Keywordsenergy law, legal regime of power facilities as operation facilities, minimum distance zones
Received01.09.2021
Publication date30.09.2021
Number of characters10720
Cite     Download pdf
1 Российская Федерация является одним из крупнейших поставщиков газа на мировом рынке. Внутренняя экономика страны во многом зависит от газа, поставляемого для нужд как предприятий, так и организаций и жителей населенных пунктов.
2 Газ как на экспорт, так и внутри страны транспортируется магистральными трубопроводами.
3 Обеспечение безопасности при транспортировке газа — залог своевременного исполнения всех взятых обязательств, обеспечение сохранности жизни и здоровья жителей страны и сохранение экологии. Содержание правового режима магистральных трубопроводов, зон минимальных расстояний до линейных объектов вызывают справедливый интерес в правовой литературе [1].
4 В настоящей работе автор исследует проблемные аспекты правового обеспечения эксплуатации газопроводов.
5 К таким проблемным аспектам относятся в том числе следующие:
6 1) существующие нарушения зон минимальных расстояний (далее — ЗМР), не позволяющие эксплуатировать объекты газотранспортной системы с максимальной пропускной способностью.
7 Не стану отдельно останавливаться на причинах возникновения таких нарушений, лишь отмечу, что, несмотря на отнесение законодателем зон минимальных расстояний к зонам с особыми условиями территорий (ЗОУИТ), до сегодняшнего дня Правительством Российской Федерации не утверждены. Положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, что оставляет в «подвешенном» состоянии эксплуатируемые магистральные газопроводы, введенные в эксплуатацию еще в 70–80-х годах прошлого столетия.
8 При отсутствии детальной регламентации получатся замкнутый круг: все ЗМР закоординированы, но Росреестр не ставит их на кадастровый учет потому, что в их границах имеются земельные участки, предоставленные гражданам и организациям муниципальными или региональными властями под строительство, и требует решения органов местного самоуправления от текущей даты об установлении таких ЗМР, несмотря на то что трубопроводы были введены в эксплуатацию более 30 лет назад. Ну, а органы местного самоуправления, естественно, такие решения не утверждают.
9 Несмотря на то что такое положение характерно для всей страны, имеются регионы, в которых нет нарушений ЗМР, и там постановка на кадастровый учет таких ЗМР осуществлена еще в 2018– 2019 годах.
10 Предприятия, эксплуатирующие магистральные газопроводы, устраняют нарушения ЗМР в судебном порядке. Однако после 2018 года это стало делать сложнее, поскольку законодатель, защищая собственников зданий, строений и сооружений, предусмотрел возмещение ущерба в случае сноса строений, находящихся в пределах ЗМР. Одним из успешных решений в такой ситуации представляется побуждение собственников земельных участков и строений выйти с иском к муниципалитетам, предоставившим земельные участки и выдавшим разрешения на строительство, о возмещении ущерба, связанного с невозможностью эксплуатации имеющихся объектов. При этом организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, выступает в качестве третьего лица в судебном процессе, поддерживая сторону истца и предъявляя доказательства того, что муниципалитет был не вправе выделять земельный участок под строительство и разрешать строить на нем. Такой подход был впервые применен в 2018 году. На протяжении двух лет сформировалась положительная судебная практика, устоявшая во всех судебных инстанциях. Имеются и исполненные судебные решения;

views: 191

Readers community rating: votes 0

1. Lipski S.A. Tendentsii v izmenenii podkhodov zakonodatelya k ustanovleniyu i obespecheniyu pravovogo rezhima zemel'nykh uchastkov / S.A. Lipski // Pravovye voprosy nedvizhimosti. 2019. № 2. S. 19–23 ; Koryakin V.I. Novoe v pravovom regulirovanii razmescheniya linejnykh ob'ektov / V.I. Koryakin // Imuschestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federatsii. 2016. № 6. S. 17-30 ; Prikhod'ko I. Serye zony (kommentarij sudebnoj praktiki po sporam vokrug stroenij i uchastkov, raspolozhennykh vblizi magistral'nykh gazoprovodov) / I. Prikhod'ko // Khozyajstvo i pravo (Prilozhenie). 2017. № 4. S. 3–48.

2. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federatsii // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2001. № 44. St. 4147.

3. Federal'nyj zakon ot 31 marta 1999 goda № 69-FZ «O gazosnabzhenii v Rossijskoj Federatsii» // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 1999. № 14. St. 1667.

4. Prikaz MChS Rossii ot 27 fevralya 2018 goda № 77 «Ob utverzhdenii formy proverochnogo lista (spiska kontrol'nykh voprosov), ispol'zuemogo pri osuschestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti zaschity naseleniya i territorij ot chrezvychajnykh situatsij prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera pri provedenii planovykh proverok po kontrolyu za soblyudeniem obyazatel'nykh trebovanij v oblasti zaschity naseleniya i territorij ot chrezvychajnykh situatsij prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www. pravo.gov.ru, 27.03.2018 ; Prikaz MChS Rossii ot 27 fevralya 2018 goda № 78 «Ob utverzhdenii formy proverochnogo lista (spiska kontrol'nykh voprosov), ispol'zuemogo pri osuschestvlenii gosudarstvennogo nadzora v oblasti grazhdanskoj oborony pri provedenii planovykh proverok po kontrolyu za soblyudeniem ustanovlennykh trebovanij v oblasti grazhdanskoj oborony» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru, 28.03.2018.

Система Orphus

Loading...
Up