Проблемные аспекты правового регулирования использования беспилотных летательных аппаратов и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса

 
Код статьиS231243500022461-5-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-1-55-58
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы55-58
Аннотация

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года технологии беспилотного и «подключенного» транспорта отнесены к технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании электроэнергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис (так называемый «энергетический переход»). Беспилотные летательные аппараты могут применяться компаниями топливно-энергетического комплекса в интересах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности своих объектов, а также для оптимизации хозяйственных расходов с целью увеличения эффективности производства. Однако на сегодняшний день правовое обеспечение использования беспилотных летательных аппаратов не является в достаточной степени разработанным. Автором сделан вывод о целесообразности систематизации и закрепления правил использования беспилотных летательных аппаратов либо в определенных нормативных правовых актах, либо в отдельном нормативном правовом акте, который обеспечит регламентированную эксплуатацию беспилотных летательных аппаратов на территории объектов топливно-энергетического комплекса.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетический переход, беспилотные летательные аппараты, энергетическая безопасность
Получено16.01.2021
Дата публикации01.03.2021
Кол-во символов7116
Цитировать     Скачать pdf
1 Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации [1] целью обеспечения энергетической безопасности является поддержание защищенности экономики и населения страны от угроз энергетической безопасности на уровне, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации. Среди ключевых целей обеспечения энергетической безопасности отметим обеспечение антитеррористической защищенности и безопасности инфраструктуры объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Недостаточные темпы разработки и внедрения новых средств антитеррористической защиты инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса отнесены в соответствии с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации к рискам в области энергетической безопасности, связанным с трансграничными вызовами угрозами энергетической безопасности.
2 Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения безопасного, надежного и устойчивого функционирования инфраструктуры и объектов энергетики, внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий, совершенствование правовых механизмов привлечения к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности также указаны среди ключевых задач по совершенствованию государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности.
3 В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года [2] технологии беспилотного и «подключенного» транспорта отнесены к технологиям, применение которых может повлечь за собой организационные и технологические изменения в управлении и функционировании электроэнергетических систем и способствовать переходу энергетики на новый технологический базис (так называемый «энергетический переход»).
4 В настоящее время рынок беспилотных летательных аппаратов стремительно развивается, что позволяет практически любому желающему приобрести необходимые комплектующие и собрать в «кустарных условиях» такой аппарат для личного пользования либо иных целей. Как раз эти цели могут быть в том числе направлены на совершение незаконных действий на территории промышленных объектов топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК), которые могут привести к повреждению инфраструктуры объекта и выводу из строя важных сооружений и технических устройств.
5 Помимо этого, беспилотные летательные аппараты могут применяться компаниями ТЭК в интересах обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности своих объектов, а также для оптимизации хозяйственных расходов с целью увеличения эффективности производства.

всего просмотров: 248

Оценка читателей: голосов 0

1. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 года № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.05.2019).

2. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 года № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.06.2020).

3. RUTM1 берет курс на бесшовную интеграцию в общем воздушном пространстве // АЭРОНЕТ. URL: https://aeronet.aero/press_room/technology/2021_01_26_rutm1.

4. Гордеева Е. Воровство газа буду отслеживать беспилотники / Е. Гордеева // Газпром. Межрегионгаз. Майкоп. URL: http://adygregiongaz.ru/vorovstvo-gaza-budut-otslezhivat-bespilotniki/

5. «РОССЕТИ» впервые провели диагностику ЛЭП с помощью отечественного беспилотника // Россети. 2015. 9 февраля. URL: http://www.rosseti.ru/press/news/?ELEMENT_ID=20778.

6. Романова В.В. Проблемы, стратегические цели и задачи правового обеспечения энергетической безопасности // Романова В.В. Проблемы и задачи правового обеспечения энергетической безопасности и защиты прав участников энергетических рынков : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Юрист, 2019. С. 14–48.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх