The Legal Regulation of the Use of Renewable Energy Sources under the Laws of the Eurasian Economic Union Member States

 
PIIS231243500022457-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-1-39-46
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 1
Pages39-46
Abstract

The article reviews challenging aspects of the legal regulation of the use of renewable energy sources taking into account the results of the law enforcement practice and the focus on digitization of the electric grid complex. The author justifies the expediency of the introduction of comprehensive legal grounds for the use of MicroGrid systems with RES generation elements by grid operators. It is suggested to give a legal definition of MicroGrid considering the possibility to include RES generation and electric energy accumulators in such system as well as the admissibility of their use by grid operators to carry out their primary activities of electric energy transfer within a specific electric power supply reliability category (MicroGrid as a means of upgrading at a consumer’s request); carry out their primary activities of technological connection when an alternative in the form of construction or reconstruction of the existing grid is impossible from the engineering standpoint and/or economically ineffective.

Keywordsenergy law, legal regulation of the use of renewable energy sources, digitization of the electric grid complex
Received16.01.2021
Publication date01.03.2021
Number of characters21104
Cite     Download pdf
1 В государствах — членах Евразийского экономического союза функционирует развитая система правовых актов, регулирующих отношения по использованию возобновляемых источников энергии. В каждом из государств приняты документы стратегического планирования, отдельные акты по использованию возобновляемых источников энергии на законодательном уровне, подзаконные нормативные правовые акты. При этом стоит отметить, что принятие соответствующих законов, отдельно регулирующих применение ВИЭ, во всех странах ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, произошло до вступления в силу основных договоров по евразийской экономической интеграции, то есть в 2004–2010 годах. В настоящее время развитие правовой базы в каждом из государств — членов ЕАЭС продолжается [1].
2 Таким образом, исследование и анализ основных положений нормативных правовых актов государств — членов ЕАЭС может показать тенденции развития использования возобновляемых источников энергии, а также выявить те положения, которые можно использовать в национальном законодательстве Российской Федерации.
3 Кроме того, исследователями отмечается, что существует проблема общих унифицированных документов в рамках ЕАЭС по правовому регулированию использования возобновляемых источников энергии [2], в связи с чем анализ законодательства государств — участниц ЕАЭС приобретает особую актуальность в аспекте проведения работы по унификации законодательств государств — членов ЕАЭС.
4

Армения

5 Из всех государств — членов ЕАЭС именно у Республики Армения в настоящее время самый старый из действующих законодательных актов по возобновляемой энергетике — Закон Республики Армения от 9 ноября 2004 года № НО-122-N
6 «Об энергосбережении и возобновляемой энергии». Согласно статье 1 этого закона его целью является определение принципов государственной политики по реализации энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии, механизмов их реализации, направленных на укрепление экономической и энергетической независимости Республики Армения, повышение уровня экономической и энергетической безопасности Республики Армения, надежности энергосистемы, энергосбережение, создание новых продуктов, способствующих развитию возобновляемой энергетики, организация услуг, снижение техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
7 В статье 2 Закона определено понятие возобновляемых источников энергии, под которыми понимается совокупность источников энергии из возобновляемых источников энергии ветра, солнца, воды, геотермальной энергии, биомассы, которые могут быть использованы для потребления. Далее указано, что возобновляемая энергетика — сфера получения энергии из возобновляемых источников энергии. В свою очередь, в статье 5 перечислены принципы государственной политики, среди которых следует отметить следующие: создание и применение правовых и экономических механизмов, способствующих развитию возобновляемой энергетики; обеспечение роста и развития использования возобновляемых источников энергии, а также использования новых технологий, способствующих этому; обеспечение эффективного (экономичного) использования природных ресурсов и защиты окружающей среды в мерах, направленных на развитие возобновляемой энергетики; поощрение совместной работы автономных производителей энергии, использующих возобновляемые источники энергии с электроэнергетической системой на условиях обмена электроэнергией; реализация государственных (национальных) целевых программ энергосбережения и возобновляемых источников энергии [3]. Среди направлений государственного управления ВИЭ отмечаются: разработка, принятие и реализация государственных (общегосударственных, адресных) программ в сфере возобновляемых источников энергии; обеспечение разработки и внедрения экономических и правовых механизмов, способствующих приоритетному и эффективному использованию собственных возобновляемых источников энергии в порядке, установленном законодательством; финансирование, организация тренингов, поддержка международного сотрудничества. Большое значение имеют нормы статьи 20 Закона «переходные положения», согласно которой установлены положения о применении 0% таможенной пошлины на ввоз необходимого оборудования; о схеме развития малых ГЭС (в том числе в части упрощения процесса получения землеотвода и других необходимых разрешений); о реализации долгосрочной тарифной политики, способствующей ускоренному развитию возобновляемой энергетики, обеспечивающей реализацию принципов, установленных в статье 5 Закона. Наконец, в приложении к Закону раскрыт механизм обмена (перетока) электроэнергии между автономными производителями и распределительными организациями, где установлены гарантии оплаты электроэнергии, произведенной автономными производителями, а также компенсации автономным производителям.

views: 232

Readers community rating: votes 0

1. omanova V.V. On Strategic Tasks of the Use of Renewable Energy Sources and the Legal Regulation Development / V.V. Romanova // Energy Law Forum. 2020. № 4. P. 22-28.

2. Sopilko N.Yu. Renewable Energy Source Development Prospects in the Eurasian Economic Union / Sopilko N.Yu., Nazarova Yu.A. // Innovations and Investments. 2018. № 5. P. 93-96.

3. The Law of the Republic of Armenia On Energy Saving and Renewable Energy. URL: http://www.irtek.am/views/ act.aspx?aid=27535.

4. the Strategic Program of the Energy Sector Development in the Republic of Armenia (until 2040). URL: https:// www.e-draft.am/ru/projects/2170/about.

5. Laws of the Republic of Belarus. On Renewable Energy Sources. URL: https://pravo.by/document/?guid=2012& oldDoc=2011-2/2011-2(026-035).pdf&oldDocPage=1.

6. The Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Republic of Belarus. RES Installations. URL: http://195.50.7.239/Cadastre/Map.

7. On the Approval of the Fuel and Energy Complex Development Concept of the Republic of Kazakhstan until 2030. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000724.

8. The Law of the Republic of Kazakhstan. On Support of the Use of Renewable Energy Sources. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30445263#pos=28;-46.

9. Order of the Acting Minister of Energy of the Republic of Kazakhstan No. 280 of August 7, 2017, On the Determination of an Auction Organizer. URL: ptfcar.org/wp-content/uploads/2018/03.

10. On Approval of Rules for the Organization and Holding of an Auction Including Qualifying Requirements for Auction Participants, the Application Content and Filing Procedure, Types of Financial Support of an Auction Application and Payment and Refund Conditions, the Procedure for Summing up the Results and Winner Selection. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700016240#z6.

11. URL: president.kg›sys/media/download/52135.

12. The “Green” Economy Development Program of the Kyrgyz Republic for 2019 to 2023. URL: http://mineconom. gov.kg/froala/uploads/file/91827e3f83f5a04a78e2dc827b7ef37f9a69b383.pdf.

13. URL: energyholding.kg.

14. The Energetics Development Concept of the Kyrgyz Republic for the Period until 2030. URL: http://cawater-info. net/library/rus/concept-energo-kg.pdf.

15. Renewable Energy Sources in the Kyrgyz Republic: The Status and Planning. URL: https://www.irena.org/-/ media/Files/IRENA/Agency/Events/2019/March/5--Mirgul-Askarova--State-Committee-of-Industry-Energyand-Subsoil-Use Kyrgyzstan.pdf?la=en&hash=44FDB2C324AA89AF74B4A52666B5FADA6623BA5D.

16. The Law of the Kyrgyz Republic. On Renewable Energy Sources. URL: cbd.minjust.gov.kg›act/view/ru-ru/203243.

17. RES: A Review of Functioning and the Vision of Prospects // National Energy Holding. 2018. July 27.

Система Orphus

Loading...
Up