Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии по законодательству государств — членов Евразийского экономического союза

 
Код статьиS231243500022457-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-1-39-46
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы39-46
Аннотация

В статье рассматриваются проблемные аспекты правового регулирования в области использования возрбновляемых источников энергии с учетом результатов правоприменительной практики и курса на цифровизацию элетросетевого комплекса. Автором обосновывыется целесообразность внедрения комплексных правовых оснований для использования сетевыми организациями систем MicroGrid с элементами ВИЭ-генерации. Предлагается дать правовое определение MicroGrid с учетом возможности включения в такую систему ВИЭ-генерации и накопителей электрической энергии, а также допустимости их использования сетевыми организациями в целях осуществления основной деятельности по обеспечению передачи электрической энергии в пределах определенной категории надежности энергоснабжения (MicroGrid, как способ повышения категории по запросу потребителя); осуществления основной деятельности по технологическому присоединению в условиях, когда альтернатива в виде строительства или реконструкции существующей сети технологически нереализуема и (или) экономически неэффективна.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии, цифровизация электросетевого комплекса
Получено16.01.2021
Дата публикации01.03.2021
Кол-во символов21104
Цитировать     Скачать pdf
1 В государствах — членах Евразийского экономического союза функционирует развитая система правовых актов, регулирующих отношения по использованию возобновляемых источников энергии. В каждом из государств приняты документы стратегического планирования, отдельные акты по использованию возобновляемых источников энергии на законодательном уровне, подзаконные нормативные правовые акты. При этом стоит отметить, что принятие соответствующих законов, отдельно регулирующих применение ВИЭ, во всех странах ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, произошло до вступления в силу основных договоров по евразийской экономической интеграции, то есть в 2004–2010 годах. В настоящее время развитие правовой базы в каждом из государств — членов ЕАЭС продолжается [1].
2 Таким образом, исследование и анализ основных положений нормативных правовых актов государств — членов ЕАЭС может показать тенденции развития использования возобновляемых источников энергии, а также выявить те положения, которые можно использовать в национальном законодательстве Российской Федерации.
3 Кроме того, исследователями отмечается, что существует проблема общих унифицированных документов в рамках ЕАЭС по правовому регулированию использования возобновляемых источников энергии [2], в связи с чем анализ законодательства государств — участниц ЕАЭС приобретает особую актуальность в аспекте проведения работы по унификации законодательств государств — членов ЕАЭС.
4

Армения

5 Из всех государств — членов ЕАЭС именно у Республики Армения в настоящее время самый старый из действующих законодательных актов по возобновляемой энергетике — Закон Республики Армения от 9 ноября 2004 года № НО-122-N
6 «Об энергосбережении и возобновляемой энергии». Согласно статье 1 этого закона его целью является определение принципов государственной политики по реализации энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии, механизмов их реализации, направленных на укрепление экономической и энергетической независимости Республики Армения, повышение уровня экономической и энергетической безопасности Республики Армения, надежности энергосистемы, энергосбережение, создание новых продуктов, способствующих развитию возобновляемой энергетики, организация услуг, снижение техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
7 В статье 2 Закона определено понятие возобновляемых источников энергии, под которыми понимается совокупность источников энергии из возобновляемых источников энергии ветра, солнца, воды, геотермальной энергии, биомассы, которые могут быть использованы для потребления. Далее указано, что возобновляемая энергетика — сфера получения энергии из возобновляемых источников энергии. В свою очередь, в статье 5 перечислены принципы государственной политики, среди которых следует отметить следующие: создание и применение правовых и экономических механизмов, способствующих развитию возобновляемой энергетики; обеспечение роста и развития использования возобновляемых источников энергии, а также использования новых технологий, способствующих этому; обеспечение эффективного (экономичного) использования природных ресурсов и защиты окружающей среды в мерах, направленных на развитие возобновляемой энергетики; поощрение совместной работы автономных производителей энергии, использующих возобновляемые источники энергии с электроэнергетической системой на условиях обмена электроэнергией; реализация государственных (национальных) целевых программ энергосбережения и возобновляемых источников энергии [3]. Среди направлений государственного управления ВИЭ отмечаются: разработка, принятие и реализация государственных (общегосударственных, адресных) программ в сфере возобновляемых источников энергии; обеспечение разработки и внедрения экономических и правовых механизмов, способствующих приоритетному и эффективному использованию собственных возобновляемых источников энергии в порядке, установленном законодательством; финансирование, организация тренингов, поддержка международного сотрудничества. Большое значение имеют нормы статьи 20 Закона «переходные положения», согласно которой установлены положения о применении 0% таможенной пошлины на ввоз необходимого оборудования; о схеме развития малых ГЭС (в том числе в части упрощения процесса получения землеотвода и других необходимых разрешений); о реализации долгосрочной тарифной политики, способствующей ускоренному развитию возобновляемой энергетики, обеспечивающей реализацию принципов, установленных в статье 5 Закона. Наконец, в приложении к Закону раскрыт механизм обмена (перетока) электроэнергии между автономными производителями и распределительными организациями, где установлены гарантии оплаты электроэнергии, произведенной автономными производителями, а также компенсации автономным производителям.

всего просмотров: 238

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. О стратегических задачах использования возобновляемых источников энергии и развитии правового обеспечения / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2020. № 4. С. 22–28.

2. Сопилко Н.Ю. Перспективы развития возобновляемых источников энергии на пространстве Евразийского экономического союза / Н.Ю. Сопилко, Ю.А. Назарова // Инновации и инвестиции. 2018. № 5. С. 93–96.

3. Закон Республики Армении «Об энергосбережении и возобновляемой энергии». URL: http://www. irtek.am/views/act.aspx?aid=27535.

4. Стратегическая программа развития энергетического сектора РА (до 2040 г.). URL: https://www.edraft.am/ru/projects/2170/about.

5. Законы Республики Беларусь. О возобновляемых источниках энергии. URL: https://pravo.by/docum ent/?guid=2012&oldDoc=2011-2/2011-2(026-035).pdf&oldDocPage=1.

6. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Установки по использованию ВИЭ. URL: http://195.50.7.239/Cadastre/Map.

7. Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000724.

8. Закон Республики Казахстан. О поддержке использования возобновляемых источников энергии. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30445263#pos=28;-46.

9. Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 7 августа 2017 г. № 280 «Об определении организатора аукционных торгов». URL: ptfcar.org/wp-content/uploads/2018/03.

10. Об утверждении Правил организации и проведения аукционных торгов, включающие квалификационные требования, предъявляемые к участникам аукциона, содержание и порядок подачи заявки, виды финансового обеспечения заявки на участие в аукционе и условия их внесения и возврата, порядок подведения итогов и определения победителей. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1700016240#z6.

11. URL: president.kg›sys/media/download/52135.

12. Программа развития «зеленой» экономики в Кыргызской Республике на 2019–2023 годы. URL: http://mineconom.gov.kg/froala/uploads/file/91827e3f83f5a04a78e2dc827b7ef37f9a69b383.pdf.

13. URL: energyholding.kg.

14. Концепция развития энергетики Кыргызской Республики на период до 2030 года. URL: http:// cawater-info.net/library/rus/concept-energo-kg.pdf.

15. Возобновляемые источники энергии в Кыргызской Республике: состояние и планирование. URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Events/2019/March/5--Mirgul-Askarova--State- Committee-of-Industry-Energy-and-Subsoil-Use Kyrgyzstan.pdf?la=en&hash=44FDB2C324AA89AF74B 4A52666B5FADA6623BA5D.

16. Закон Кыргызской Республики. О возобновляемых источниках энергии. URL: cbd.minjust.gov. kg›act/view/ru-ru/203243.

17. ВИЭ: Обзор функционирования и видение перспектив // Национальный энергохолдинг. 2018. 27 июля.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх