Challenging Aspects of the Legal Regulation of the Use of Renewable Energy Sources in the Russian Federation

 
PIIS231243500022454-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-1-32-38
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Kutafin Moscow State Law University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 1
Pages32-38
Abstract

The article reviews challenging aspects of the legal regulation of the use of renewable energy sources taking into account the results of the law enforcement practice and the focus on digitization of the electric grid complex. The author justifies the expediency of the introduction of comprehensive legal grounds for the use of MicroGrid systems with RES generation elements by grid operators. It is suggested to give a legal definition of MicroGrid considering the possibility to include RES generation and electric energy accumulators in such system as well as the admissibility of their use by grid operators to carry out their primary activities of electric energy transfer within a specific electric power supply reliability category (MicroGrid as a means of upgrading at a consumer’s request); carry out their primary activities of technological connection when an alternative in the form of construction or reconstruction of the existing grid is impossible from the engineering standpoint and/or economically ineffective.

Keywordsenergy law, legal regulation of the use of renewable energy sources, digitization of the electric grid complex
Received16.01.2021
Publication date01.03.2021
Number of characters20218
Cite     Download pdf
1 Рассматривая текущее состояние правового регулирования использования возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ) в Российской Федерации с точки зрения выявления ключевых проблем, требующих решения на нормативном уровне в ближайшей перспективе, следует отметить, что о создании последовательной системы правового регулирования говорить преждевременно.
2 Очевидно, что возобновляемая энергетика, несмотря на признание в общемировом масштабе ее значимости в качестве
3 «энергетического будущего» всего человечества, по объективным причинам пока, к сожалению, не в состоянии полноценно самостоятельно на равных рыночных условиях конкурировать с энергетикой традиционной. С учетом введенных генерирующих мощностей, а также плановых показателей проектируемых генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, общая выработка электрической энергии всем сектором ВИЭ превысит к 2025 году уровень 12 млрд кВт*ч, что будет составлять лишь 1% в балансе производства и потребления электрической энергии при целевом показателе 4,5% к 2024 году [1]. Если говорить об экономико-правовых моделях регулирования, нашедших применение в различных странах, то они все являются моделями стимулирующего характера, то есть создают условия для развития технологий и их применения при использовании различных форм государственной поддержки и государственночастного партнерства.
4 По такому же пути начало развиваться законодательство и в России.
5 Начало развитию правового регулирования поддержки использования ВИЭ в электроэнергетике было положено в 2007 году. Тогда впервые в российской правовой системе была совершена попытка комплексной регламентации общественноэкономических отношений с учетом особенностей использования ВИЭ (Федеральный закон от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России).
6 Результатом их последовательной реализации стало формирование двухуровневой системы поддержки использования ВИЭ в электроэнергетике: на оптовом рынке механизм договоров поставки мощности (далее — ДПМ) и механизм обязательной покупки электрической энергии, выработанной с использованием ВИЭ, сетевыми организации для целей компенсации потерь в электрических сетях на розничных рынках.
7 В 2009 году появились два важнейших документа, определивших направленность развития ВИЭ: Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 года № 1-р (далее — Основные направления), и Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р. В Энергетической стратегии изначально основные акценты с точки зрения целевой модели развития использования ВИЭ были расставлены с «оглядкой» на Основные направления. Так, в специальном разделе стратегии, посвященном использованию ВИЭ и местных видов топлива, прямо говорилось о том, что должны быть достигнуты закрепленные в Основных направлениях целевые показатели общей доли производства электрической энергии с использованием ВИЭ-генерации за счет системных мер государственной поддержки. Также указанные документы в качестве основного экономического источника стимулирования ВИЭ прямо закрепили ресурсы оптового рынка.

views: 240

Readers community rating: votes 0

1. Electric Energy Market and Capacities // Market Council Association Non-Profit Partnership. URL: https:// www.np-sr.ru/ru/market/vie/index.htm ; VYGON Consulting: Renewable Energetics of Russia Starts to Compete with the Traditional One // Renewable Energy Development Association. URL: https://rreda.ru/ russian-analytics.

2. Smertina P. The Green Energetics Program Cannot Be Approximated. The Government Decided to Review The RES Support Scope / P. Smertina, T. Dyatel // Kommersant. 2021. January 20.

3. Projects // The Ministry of Energy of the Russian Federation. URL: https://minenergo.gov.ru/node/11245.

4. The First Solar and Diesel Electric Power Station Is Put into Operation in the Transbaikal Territory // Hevelsolar.com. 2017. January 26.

5. The Digital Transformation of 2030. Concept. Moscow, 2018. 31 p. URL: https://www.rosseti.ru/investment/ Kontseptsiya_Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf.

Система Orphus

Loading...
Up