Problems and Tasks of the Legal Support of Digitalization of the Oil Industry

 
PIIS231243500022407-5-1
DOI 10.18572/2312-4350-2021-3-13-21
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Chairman of the International Union of Lawyers
Affiliation: International Union of Lawyers
Address: Russian Federation
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 3
Pages13-21
Abstract

The author singles out the main areas of digitalization of the oil industry and identifies certain problems of the legislative support based on an analysis of the content of program documents, regulatory acts, special literature. In particular, general theoretical problems include the establishment of the uniform key terms and concepts in the legal regulation field: “digital economy”, “digitalization”, “digital technologies”, “objects of the critical information infrastructure”, “digital rights”, as well as the scientific justification of the creation of a consistent system of the legal regulation of digitalization of the economy in general, as well as of individual branches. It is proposed to reveal the content of the “digital economy” term based on the performed analysis. It is proposed to supplement the powers of the Ministry of Economic Development of Russia with the functions of coordination of the activities of government authorities in the sphere of digitalization in various branches of the economy and coordination of corporate governing bodies in branches of the economy that implement intra- departmental digitalization programs, in particular, in the branches of the fuel and energy complex in relation to objects of the critical information infrastructure. It is also expedient to create a special structure for improving the federal laws in terms of the creation of the single interconnected system for the legal support of the digital economy policy.

Keywordsenergy law, energy legislation, legal support of digitalization of the oil industry
Received01.09.2021
Publication date30.09.2021
Number of characters20992
Cite     Download pdf
1

Информационные технологии активно внедряются при построении систем управления производственными и технологическими процессами, используемыми в топливно-энергетическом комплексе. В условиях цифровизации экономики в целом становятся актуальными вопросы цифровизации в нефтяной отрасли, в том числе вопросы внедрения и совершенствования систем принятия решений и бизнес-процессов с использованием информационных технологий, и, соответственно, вопросы правового регулирования отношений, возникающих в связи с цифровизацией. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года [1] отмечена необходимость ускорения цифровой трансформации реального сектора экономики.

2

В целом направления цифровизации всей экономики и отдельных отраслей определены в программных документах, в том числе в Указах Президента Российской Федерации, в правительственных распоряжениях. Очевидно, что они распространяются на нефтяную отрасль. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 (далее — Указ Президента № 642) было отмечено, что в ближайший временной период приоритетными сферами научно-технического развития страны станут такие направления, которые позволят повысить результативность и создадут инновационные технологии, как способствующие развитию внутреннего рынка, так и создающие устойчивый статус страны на внешнем рынке.

3 Данные векторы научно-технического прогресса, как сказано во властных директивах, призваны обеспечить переход общества и всех его элементов к цифризации, то есть к передовым цифровым, интеллектуальным и производственным технологиям, к роботизации различных систем, а также к новым материалам, способам конструирования, к созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, а также «переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике» [2] и т.д. Глобальная внешнеполитическая и внутриполитическая стратегия в отношении цифризации сформулирована в Стратегиях развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, которые имеют четкую направленность на создание в стране информационного общества, национальной цифровой экономики, а также на обеспечение государственных интересов России и реализацию ее стратегических приоритетов в стремительно меняющемся окружающем геополитическом пространстве [3]. В данном документе отмечено, что «цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». В последнее время в системе знания сформулировано обобщающее эти процессы определение — «экосистема цифровой экономики». Под этим понимается партнерство различных организаций с их технологическими платформами, интернет-сервисами, аналитическими системами и информационными системами органов государственной власти Российской Федерации, а также организаций и граждан.

views: 184

Readers community rating: votes 0

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 15 yanvarya 2020 goda // Rossijskaya gazeta. 2020. 16 yanvarya.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016 goda № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii» // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2016. № 49. St. 6887.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 goda № 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossijskoj Federatsii na 2017–2030 gody» // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2017. № 20. St. 2901.

4. Reshenie Soveta glav pravitel'stv SNG «O Strategii obespecheniya informatsionnoj bezopasnosti gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv» (prinyato v g. Moskve 25.10.2019) // Edinyj reestr pravovykh aktov i drugikh dokumentov SNG. URL: http://cis.minsk.by/.

5. Fedorov A.N. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 3 dekabrya 2011 g. № 382-FZ «O gosudarstvennoj informatsionnoj sisteme toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa» (postatejnyj) / A.N. Fedorov. Moskva : Delovoj dvor, 2012 // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

6. O khode razrabotki i vnedreniya GIS TEhK. Materialy k rasshirennomu zasedaniyu Komiteta po ehnergetike Gosudarstvennoj dumy Rossijskoj Federatsii. 6 marta 2019 g. // Ministerstvo ehnergetiki Rossijskoj Federatsii. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14189.

7. Amelin R.V. Obyazannost' po predstavleniyu informatsii v federal'nye informatsionnye sistemy / R.V. Amelin // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2015. № 10. S. 1081–1089.

8. Ugolovno-yurisdiktsionnaya deyatel'nost' v usloviyakh tsifrovizatsii : monografiya / N.A. Golovanova, A.A. Gravina, O.A. Zajtsev [i dr.]. Moskva : IZiSP, Kontrakt, 2019. 212 s.

9. Vajpan V.A. Pravovoe regulirovanie tsifrovoj ehkonomiki / V.A. Vajpan // Prilozhenie k zhurnalu Predprinimatel'skoe pravo. 2018. № 1. S. 12–17.

Система Orphus

Loading...
Up