Проблемы и задачи правового обеспечения цифровизации нефтяной отрасли

 
Код статьиS231243500022407-5-1
DOI 10.18572/2312-4350-2021-3-13-21
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель председателя Международного Союза юристов
Аффилиация: Международный Союз юристов
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы13-21
Аннотация

На основе анализа содержания программных документов, нормативных правовых актов, специальной литературы выявлены основные направления цифровизации нефтяной отрасли, а также обозначены отдельные проблемы законодательного обеспечения. В частности, к общим теоретическим проблемам относятся проблемы формирования единообразных ключевых терминов и понятий в области правового регулирования: «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровые технологии», «объекты критической информационной инфраструктуры», «цифровые права», а также научное обоснование создания непротиворечивой системы нормативного правового регулирования цифровизации как в целом экономики, так и отдельных отраслей. На основе проведенного анализа предлагается раскрыть содержание термина «цифровая экономика». Предложено в числе полномочий Минэкономразвития России предусмотреть функции координации деятельности органов государственного управления в сфере цифровизации в разных отраслях экономики и органов управления организаций в отраслях экономики, реализующих внутриведомственные программы цифровизации, в частности, в отраслях топливно-энергетического комплекса в отношении объектов критической информационной инфраструктуры. Целесообразно также создание специальной структуры по вопросам совершенствования федерального законодательства в части создания единой взаимосвязанной системы правового обеспечения цифровой экономической политики.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическое законодательство, правовое обеспечение цифровизации нефтяной отрасли
Получено01.09.2021
Дата публикации30.09.2021
Кол-во символов20992
Цитировать     Скачать pdf
1

Информационные технологии активно внедряются при построении систем управления производственными и технологическими процессами, используемыми в топливно-энергетическом комплексе. В условиях цифровизации экономики в целом становятся актуальными вопросы цифровизации в нефтяной отрасли, в том числе вопросы внедрения и совершенствования систем принятия решений и бизнес-процессов с использованием информационных технологий, и, соответственно, вопросы правового регулирования отношений, возникающих в связи с цифровизацией. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года [1] отмечена необходимость ускорения цифровой трансформации реального сектора экономики.

2

В целом направления цифровизации всей экономики и отдельных отраслей определены в программных документах, в том числе в Указах Президента Российской Федерации, в правительственных распоряжениях. Очевидно, что они распространяются на нефтяную отрасль. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 (далее — Указ Президента № 642) было отмечено, что в ближайший временной период приоритетными сферами научно-технического развития страны станут такие направления, которые позволят повысить результативность и создадут инновационные технологии, как способствующие развитию внутреннего рынка, так и создающие устойчивый статус страны на внешнем рынке.

3 Данные векторы научно-технического прогресса, как сказано во властных директивах, призваны обеспечить переход общества и всех его элементов к цифризации, то есть к передовым цифровым, интеллектуальным и производственным технологиям, к роботизации различных систем, а также к новым материалам, способам конструирования, к созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, а также «переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике» [2] и т.д. Глобальная внешнеполитическая и внутриполитическая стратегия в отношении цифризации сформулирована в Стратегиях развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, которые имеют четкую направленность на создание в стране информационного общества, национальной цифровой экономики, а также на обеспечение государственных интересов России и реализацию ее стратегических приоритетов в стремительно меняющемся окружающем геополитическом пространстве [3]. В данном документе отмечено, что «цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». В последнее время в системе знания сформулировано обобщающее эти процессы определение — «экосистема цифровой экономики». Под этим понимается партнерство различных организаций с их технологическими платформами, интернет-сервисами, аналитическими системами и информационными системами органов государственной власти Российской Федерации, а также организаций и граждан.

всего просмотров: 190

Оценка читателей: голосов 0

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 года // Российская газета. 2020. 16 января.

2. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887.

3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2901.

4. Решение Совета глав правительств СНГ «О Стратегии обеспечения информационной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств» (принято в г. Москве 25.10.2019) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/.

5. Федоров А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (постатейный) / А.Н. Федоров. Москва : Деловой двор, 2012 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. О ходе разработки и внедрения ГИС ТЭК. Материалы к расширенному заседанию Комитета по энергетике Государственной думы Российской Федерации. 6 марта 2019 г. // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14189.

7. Амелин Р.В. Обязанность по представлению информации в федеральные информационные системы / Р.В. Амелин // Административное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 1081–1089.

8. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации : монография / Н.А. Голованова, А.А. Гравина, О.А. Зайцев [и др.]. Москва : ИЗиСП, Контракт, 2019. 212 с.

9. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики / В.А. Вайпан // Приложение к журналу Предпринимательское право. 2018. № 1. С. 12–17.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх