Areas of the Legal Regulation of Solving the Oil Industry Problems in the Modern Russia within the Framework of the Energy Strategy

 
PIIS231243500022387-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-2-28-33
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Laboratory of Legal Issues of Subsoil Use, Ecology and Fuel and Energy Complex of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
Affiliation: Institute of Ecology and Subsoil Use Problems of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
Address: Russian Federation, Kazan
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 2
Pages28-33
Abstract

In market conditions, the economic assessment of oil and gas resources is dual in nature. It should reflect both the interests of the state, which is the owner of the subsoil, and the subsoil users acquiring a license (permit) from the state for the right to retrieve, explore and develop hydrocarbon fields. It seems that it would be reasonable to provide for a mechanism for testing and presenting the results of assessing undiscovered resources to include the information on undiscovered resources in the state cadastre of deposits and occurrence of oil and gas. It is also necessary to substantiate and develop measures aimed at increasing the investment attractiveness in the sphere of geological study of subsoil including subsoil containing fields with unconventional hydrocarbon types as well as improving the efficiency of works in this sphere carried out both at the expense of a subsoil user and at the expense of the state.

Keywordsenergy law, legal regulation in the oil industry, legal regulation of hard-to-recover resources
Received01.06.2021
Publication date30.06.2021
Number of characters13358
Cite     Download pdf
1 В соответствии с Энергетической стратегией задачами нефтяной отрасли по обеспечению потребностей социально-экономического развития Российской Федерации соответствующими объемами производства и экспорта продукции и услуг отраслей топливноэнергетического комплекса являются:
2
  • обеспечение стабильного, при благоприятных условиях растущего уровня добычи нефти;
  • повышение эффективности, доступности и качества удовлетворения внутреннего спроса на нефтепродукты.
3 В Энергетической стратегии определен также комплекс ключевых мер по решению указанных задач. В частности, к таким мерам отнесены:
  • трансформация системы налогообложения от оборотных налогов к обложению финансового результата и иные меры по созданию условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающие монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и достижение высокого мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики;
  • комплексное стимулирование разработки «зрелых» месторождений;
  • введение в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов (в том числе баженовской свиты), а также создание условий для развития малых и средних предприятий в этой сфере деятельности преимущественно на основе инновационных отечественных технологий и оборудования;
  • создание технологических полигонов для отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов;
  • развитие внутреннего рынка сервисных, инжиниринговых и строительных услуг в нефтяной отрасли и расширение участия в нем российских организаций.
4 Перечисленные в стратегии меры требуют соответствующего правового обеспечения. Опираясь на положения стратегии, можно выделить основные направления правового обеспечения в целях реализации намеченных задач и отметить соответствующие правовые средства.
5

1. В качестве первого направления следует назвать правовое обеспечение условий для роста инвестиций в отрасль, обеспечивающих монетизацию ресурсного потенциала нефтяной отрасли и развитие смежных отраслей. 

6

2. В этом направлении к правовым средствам следует отнести совершенствование нормативно-правового регулирования недропользования. Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (на 2019–2024 годы). Один из важных вопросов — это оценка прогнозных ресурсов. Поскольку наличие минеральных ресурсов в недрах остается одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики, являются важными вопросы как оценки запасов полезных ископаемых, так и оценки прогнозных ресурсов. Геологическая и экономическая оценки ресурсов нефти, газа и конденсата проводятся с целью выработки реальных представлений о масштабах, структуре, качественных характеристиках и экономической значимости перспективной минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли. В рыночных условиях экономическая оценка ресурсов нефти и газа носит двойственный характер. Она должна отражать интересы как государства, являющегося собственником недр, так и пользователей недр, приобретающих у государства лицензию (разрешение) на право поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов. Представляется, что целесообразно было бы прописать механизм проведения апробации и представления результатов оценки прогнозных ресурсов для включения сведений о прогнозных ресурсах в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых по нефти и газу. Поскольку в государственный кадастр включается информация о месторождениях с запасами полезных ископаемых, еще не учтенными Государственным балансом запасов полезных ископаемых, но на которых завершены оценочные работы (при положительной геолого-экономической оценке) или разведка, то целесообразно было бы на уровне Минприроды РФ регламентировать процедуры геолого-экономической оценки прогнозных ресурсов и порядок представления информации для целей включения сведений о прогнозных ресурсах по видам полезных ископаемых в государственный кадастр.

views: 216

Readers community rating: votes 0

1. Federal'nyj zakon ot 15 oktyabrya 2020 g. № 342-FZ «O vnesenii izmenenij v glavy 25.4 i 26 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federatsii» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru, 15.10.2020.

2. Gavrin A.S. Ne byvaet v prirode rynka bez malykh i srednikh predpriyatij / A.S. Gavrin // Neft', gaz i biznes. 2000. № 6. S. 5.

3. Goretyj M.V. K probleme opredeleniya ponyatiya i priznakov sub'ektov malogo predprinimatel'stva v neftedobyvayuschej promyshlennosti / M.V. Goretyj // Nalogi-gazeta. 2006. № 20.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 22 dekabrya 2018 g. № 2914-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya mineral'no-syr'evoj bazy Rossijskoj Federatsii do 2035 goda» // SZ RF. 2018. № 53 (chast' II). St. 8762.

5. 1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 sentyabrya 2020 g. № 1499 «Ob ustanovlenii vidov trudnoizvlekaemykh poleznykh iskopaemykh, v otnoshenii kotorykh pravo pol'zovaniya uchastkom nedr mozhet predostavlyat'sya dlya razrabotki tekhnologij geologicheskogo izucheniya, razvedki i dobychi trudnoizvlekaemykh poleznykh iskopaemykh» // Ofitsial'nyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://www.pravo. gov.ru, 23.09.2020.

6. Federal'nyj portal proektov normativnykh pravovykh aktov. URL: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=97371.

Система Orphus

Loading...
Up