Проблемы и задачи правового обеспечения корпоративного управления компаний с государственным участием в сфере энергетики

 
Код статьиS231243500022337-8-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-1-8-15
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой энергетического права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы8-15
Аннотация

Единого унифицированного акта на уровне федерального закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением корпоративного управления в компаниях с государственным участием, на сегодняшний день нет. В отраслевых федеральных законах, на примере энергетической отрасли, закреплены отдельные положения, устанавливающие, в частности, требования к количеству акций государства как акционера, порядку их продажи. Несмотря на то, что многие проблемы правового регулирования в отношении компаний с государственным участием были предметом правовых исследований ученых юристов, вопросы, касающиеся корпоративного управления в компаниях с государственным участием, формы и порядка формирования обязательных к исполнению указаний от акционера, в том числе государства, по-прежнему актуальны. На проблематику обращают внимание специалисты в области корпоративного управления. По результатам проведенного правового исследования выявлены пробелы, противоречия в нормативном правовом регулировании корпоративного управления в отношении компаний с государственным участием. Стратегическое значение многих компаний с государственным участием, социальные цели, которым должны соответствовать такие компании, обусловливают необходимость как государственного финансирования деятельности данных компаний, так и соответствующего контроля за реализацией этих средств. При этом на сегодняшний день нормы, регулирующие деятельность компаний с государственным участием, не систематизированы, отсутствуют единые принципы деятельности данных компаний, не разработаны подходы к оценке деятельности компаний с государственным участием с учетом отраслевой принадлежности и имеющейся в связи с этим спецификой, касающейся в том числе необходимости надлежащего содержания энергетической инфраструктуры, ее модернизации, строительства новой. Проблемным остается вопрос о порядке и сроках представления обязательных указаний государства как акционера для голосования представителей в органах управления акционерными обществами, об ответственности представителей государства как акционера в органах управления акционерных обществ. Автором предлагаются варианты проведения унификации положений, регулирующих деятельность компаний с государственным участием, сформулированы предложения об уточнении порядка предоставления обязательных указаний государства как акционера при голосовании в органах управления, о разграничении ответственности лиц, осуществляющих подготовку обязательных указаний и представителей.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическое законодательство, особенности корпоративного управления в сфере энергетики, институт директив, ответственность представителей государства как акционера
Получено06.02.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов18901
Цитировать     Скачать pdf
1 Государственный сектор сохраняет высокую долю в экономике России, крупнейшие компании с государственным участием присутствуют в 9 отраслях, большая часть из них функционирует в нефтяной и нефтегазовой промышленности (7), банковской сфере (5) и машиностроении (4) [1].
2 В Национальном докладе по корпоративному управлению отмечается, что компании с государственным участием существенным образом влияют на состояние экономики страны, что диктует необходимость обеспечить надлежащий уровень корпоративного управления в них [2].
3 Несмотря на то, что многие проблемы правового регулирования в отношении компаний с государственным участием были предметом правовых исследований ученых юристов, исследовались в трудах в том числе В.К. Андреева, Е.П. Губина, В.В. Лаптева, В.А. Лаптева, О.А. Макаровой, В.Ф. Попондопуло, И.С. Шиткиной и др. вопросы, касающиеся корпоративного управления в компаниях с государственным участием, формы и порядка формирования обязательных к исполнению указаний от акционера, в том числе государства, по-прежнему актуальны. На проблематику обращают внимание специалисты в области корпоративного управления [3].
4 На Экспертном совете 29 января 2019 года в Институте экономики РАН отмечаются следующие проблемы корпоративного управления компаниями с государственным участием: (1) низкая экономическая эффективность госкомпаний; (2) риски злоупотреблений и вывода активов менеджментом и недобросовестными представителями государства; (3) отсутствие аналитической информации о динамике экономических показателей госкомпаний; (4) отсутствие аналитической информации о влиянии участия независимых профессиональных директоров на экономические успехи госкомпаний [4]. В докладе Национальной ассоциации корпоративных директоров среди проблем корпоративного управления отмечаются: сокращение объема раскрываемой информации; отсутствие понимания роли совета директоров как основного контрольного механизма, необязательность ревизионных комиссий в непубличных акционерных обществах [5].
5 Среди целей Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» [6] указано на необходимость повышения эффективности и качества управления компаниями с государственным участием. Для этого планируется внедрение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с профессиональными общественными объединениями механизмов оценки качества корпоративного управления компаний с государственным участием, внедрение элементов передового корпоративного законодательства; повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами; оптимизация корпоративной структуры; поэтапный отказ от института директив во взаимосвязи с усилением мер ответственности директоров за принятие решений и недостижение установленных показателей деятельности, со страхованием их ответственности.

всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. Данные Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации. Госсектор в российской экономике // Бюллетень о развитии конкуренции. 2019. № 25. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf

2. Национальный доклад по корпоративному управлению. Вып. X / ответственный редактор С. Поршаков ; в подготовке доклада принимали участие: А. Тимошенко, Е. Чумакова. Москва, 2018. URL: http://www.interros. ru/upload/video/NSKU_2018.pdf

3. Материалы к докладу на I Экспертном совете / докладчик А.А. Воронин. Москва, 2019. URL: https://inecon. org/docs/2019/Voronin_Presentation_29012019.pdf

4. Гоголь А.А. Тренды корпоративного управления 2018 / А.А. Гоголь, Н.В. Старченко. Москва : Институт экономики РАН, 2019. URL: https://inecon.org/docs/2019/Starchenko_presentation_29012019.pdf

5. Гоголь А.А. Тренды корпоративного управления 2018 / А.А. Гоголь, Н.В. Старченко. Москва : Институт экономики РАН, 2019. URL: https://inecon.org/docs/2019/Starchenko_presentation_29012019.pdf

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 327 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 352-20) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

7. РОССЕТИ. URL: http://www.rosseti.ru/press/news/index.php?ELEMENT_ID=36566 ; Цикл международных мероприятий в Центре энергетического права. URL: https://unecon.ru/info/cikl-mezhdunarodnyh-meropriyatiy-vcentre-energeticheskogo-prava-0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх