Проблемные аспекты правового обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

 
Код статьиS231243500022182-8-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-4-30-37
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ПАО «Мосэнерго»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы30-37
Аннотация

На сегодняшний день практически отсутствуют правовые исследования проблем правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Автор исследует определения и правовое содержание таких закрепленных в законодательстве об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса понятий, как субъект топливно-энергетического комплекса, руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса, система физической защиты, инженерно-технические средства охраны. Рассматривается текущее содержание правового обеспечения мероприятий по проведению категорирования и обеспечению объекта топливно-энергетического комплекса системой физической защиты. Автором затрагиваются основные проблемы, возникающие при реализации субъектами топливно-энергетического комплекса указанных мероприятий. Проводится анализ судебной практики по спорам, связанным с определением надлежащего субъекта топливно-энергетического комплекса и признанием недействительными договоров на оказание охранных услуг, заключенных с ненадлежащим субъектом. На основе анализа действующих нормативных правовых актов и судебной практики сформулированы предложения по внесению изменений в отдельные нормативные правовые акты в сфере безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая безопасность, антитеррористическая защищенность, объекты топливно-энергетического комплекса, субъекты топливно-энергетического комплекса
Получено03.11.2018
Дата публикации21.12.2018
Кол-во символов24170
Цитировать     Скачать pdf
1 Современное состояние мировой экономики предъявляет особые требования ко всем отраслям российской промышленности, и прежде всего к одной из самых важных — топливно-энергетическому комплексу.
2 Топливно-энергетический комплекс страны определяет ее экономический потенциал и экономическую стабильность и в силу специфики общественных отношений, а также значимости для социально-экономического развития страны требует применения не только самых новых технологий в сфере производства, но и самых серьезных мер, направленных на безопасность и защищенность объектов топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК).
3 Вместе с тем необходимо отметить, что достаточно длительное время защищенность объектов ТЭК не регулировалась каким-либо специальным законодательством, а лишь общими для всех отраслей экономики нормативными правовыми актами (Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и др.).
4 Однако вышеуказанные нормативные правовые акты не учитывали специфику обеспечения безопасного функционирования объектов ТЭК.
5 Н.А. Петрусева и В.Ю. Коржов в качестве одного из катализаторов принятия специального закона, устанавливающего требования к безопасности и защищенности объектов ТЭК, указывают на произошедшую в августе 2009 года аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, когда назрела острая потребность в принятии специального нормативного правового акта, обеспечивающего создание основ устойчивого и безопасного функционирования объектов ТЭК, защиту интересов личности, общества и государства в сфере ТЭК от актов незаконного вмешательства [1].
6 С этим нельзя не согласиться. Вместе с тем представляется, что такая потребность назрела на более глубоком уровне, возможно, в том числе в связи с реформированием энергетики, принадлежностью важных для теплоснабжения целых городов объектов инфраструктуры ТЭК мелким коммерческим организациям, катастрофами международного характера (авария на АЭС Фукусима-1 в марте 2011 года).
7 В середине 2011 года в целях создания основ устойчивого и безопасного функционирования объектов ТЭК, защиты интересов личности, общества и государства в сфере ТЭК от актов незаконного вмешательства был принят Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее — Федеральный закон № 256-ФЗ), которым определены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации.
8 Сфера действия указанного Федерального закона — объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

всего просмотров: 222

Оценка читателей: голосов 0

1. Петрусева Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (постатейный) / Н.А. Петрусева, В.Ю. Коржов // СПС «Консуль- тантПлюс». 2012.

2. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2016 по делу №33-16550/16.

3. Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 10.11.2015 № 12А-111/2015.

4. Определение ВАС РФ от 22.01.2014 № ВАС-19397/13 по делу № А74-5474/2012.

5. Определение ВАС РФ от 27.11.2013 № ВАС-17003/13 по делу № А63-18576/2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх