Понятие и особенности правового режима энергетических объектов нефтегазовой отрасли

 
Код статьиS231243500022180-6-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-4-14-19
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Севастопольский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы14-19
Аннотация

На сегодняшний день продолжает формироваться правовой режим энергетических объектов нефтяной и газовой отраслей. При этом в законодательстве имеются пробелы, свидетельствующие о необходимости продолжения работы по унификации положений, закрепляющих единообразный понятийный аппарат, требования к данным объектам как объектам проектирования, строительства, эксплуатации, как объектам отношений по купле-продаже, аренде, залогу и т.д. Различия в содержании правового режима энергетических объектов нефтяной и газовой отраслей обусловлены прежде всего их функциональным назначением. Нельзя не отметить, что правовых исследований в этой области пока не очень много, однако учитывая актуальность использования данных энергетических объектов для добычи, переработки, транспортировки, хранения энергетических ресурсов, их особенности, связанные с необходимостью правового обеспечения антитеррористической защищенности, промышленной безопасности, представляется актуальным проведение исследования текущего состояния правового регулирования с учетом судебной практики. Автор полагает, что особого внимания заслуживают исследования правового режима объектов нефтедобычи, объекты сбора и подготовки нефти также имеют особенности, поскольку действующая правовая регламентация требует существенной доработки.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетические объекты, правовой режим энергетических объектов, правовое регулирование нефтегазовой отрасли
Получено03.11.2018
Дата публикации21.12.2018
Кол-во символов16786
Цитировать     Скачать pdf
1 Различные аспекты правового режима энергетических объектов справедливо становятся предметом правовых исследований. Так, в работах В.В. Романовой [1] раскрывается понятие энергетического объекта как объекта отношений по строительству и модернизации, и автор приходит к выводу о том, что необходимо законодательное закрепление понятия энергетического объекта как объекта строительства и модернизации. Под энергетическим объектом как объектом строительства понимается имущественный объект, созданный в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе градостроительного, предназначенный для добычи, переработки, производства, переработки, передачи различных видов энергии. Под энергетическим объектом как объектом строительства В.В. Романова предлагает понимать имущественный объект, созданный в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе градостроительного, предназначенный для добычи, переработки, производства, переработки, передачи различных видов энергии. В.В. Романова справедливо отмечает, что особенности правового режима энергетических объектов распространяются на весь «жизненный цикл» данных объектов, включая стадии проектирования, строительства, эксплуатации, модернизации, реконструкции, ремонта, вывода из эксплуатации [2].
2 В работах Д.Е. Медведева также представлены результаты исследования общественных отношений, возникающих в результате осуществления деятельности по строительству нефтегазодобывающих скважин и иных объектов нефтегазодобывающих производств, и предлагается использовать модель гражданско-правового регулирования в сфере строительства указанных объектов [3].
3 В действующем законодательстве закреплены особенности правового режима энергетических объектов в нефтегазовой отрасли, в том числе с точки зрения антитеррористической защищенности, при их проектировании, строительстве и эксплуатации. Так, в п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011
4 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обобщенного понятия объектов топливно-энергетического комплекса нет, но определено, что к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
5 Понятия и виды отдельных объектов, используемых в хозяйственной деятельности субъектами топливно-энергетического комплекса (далее применяется сокращенно — ТЭК) в целом и в отдельных отраслях ТЭК, содержатся в нормативных правовых актах разного уровня. Поскольку специального закона о деятельности в нефтяной отрасли нет, то определения понятий объектов нефтедобычи находим в подзаконных нормативных правовых актах. Так, в Постановлении Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти» содержатся определения понятий «магистральный нефтепровод» и «объект нефтедобычи». Под магистральным нефтепроводом понимается совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта. А объект нефтедобычи — единый имущественно-технологический комплекс, включающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод. В Постановлении Правительства РФ от 16.05.2014 № 451

всего просмотров: 262

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Рома- нова. М. : Юрист, 2012. С. 27–36 ; Романова В.В. Понятие энергетического объекта как объекта отношений по строительству и модернизации / В.В. Романова // Правовые вопросы недвижимости. 2012. № 2. С. 24–29.

2. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть : учебник / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. Изд. 2-е, пе- рераб. и доп. М. : Издательство «Юрист», 2015. С. 107.

3. Медведев Д.Е. Модель гражданско-правового регулирования строительства нефтегазодобывающих сква- жин / Д.Е. Медведев // Энергетическое право. 2014. № 2. С. 33–37.

4. Полякова В.Э. Имущественный комплекс / В.Э. Полякова // СПС «КонсультантПлюс». 2018.

5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) // Бюллетень Верховного Су- да Российской Федерации. 2017. № 10 ; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. № 11.

6. Письмо Росимущества от 30.12.2015 № АЧ-18/56045 «О единообразии учета в реестре федерального имуще- ства сведений о едином недвижимом комплексе» // URL: http://www.rosim.ru

7. Представление Счетной палаты Российской Федерации от 28.09.2016 № ПР 14-229/14-02 «О результатах кон- трольного мероприятия «Проверка достаточности мер по обеспечению сохранности имущества казны Рос- сийской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»)» в Мини- стерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Конвенция № 174 Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных ава- рий» // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 725.

9. Конвенция № 174 Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных ава- рий» // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 725.

10. Хаммер У. Основы нефтегазового законодательства Норвегии / У. Хаммер // Энергетическое право. 2012. № 2. С. 5–13.

11. Постановление ГД ФС РФ от 22.12.2017 № 3243-7 ГД «Об информации Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака о текущем состоянии, об актуальных вопросах и о перспективах развития топлив- но-энергетического комплекса России» // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. I). Ст. 295.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх