Семья в Египте: непрерывный диалог с прошлым

 
Код статьиS086919080005248-9-1
DOI10.31857/S086919080005248-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Центра социологических и политологических исследований Института Африки РАН
Аффилиация: Центр социологических и политологических исследований Института Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы59-66
Аннотация

В центре внимания автора статьи – проблемы семейно-брачных отношений в крупнейшей стране Северной Африки – Египте. Хотя под воздействием процессов глобализации здесь происходит трансформация института семьи, он по-прежнему является доминирующим общественным феноменом. Среди изменений – повышение уровня образования и среднего брачного возраста; уменьшение числа детей в семье; обретение взрослыми детьми собственного, отдельного от родителей места проживания; рост женского профессионализма и т.д. Неизменным остается лишь представление египетских мусульманских богословов о том, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед обществом.

Ключевые словаСеверная Африка, Египет, семейно-брачные отношения, традиционализм, социодемографические эволюционные процессы, повышение брачного возраста, снижение рождаемости
Получено22.05.2019
Дата публикации06.06.2019
Кол-во символов24120
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Уже в Древнем Египте брак рассматривался как законная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Вплоть до сегодняшнего дня для арабов, как и для жителей Ближнего Востока в целом, заключение брака – самое важное событие в жизни. Египтянин остается преданным семье, семейным обычаям и традициям. Египетские и мусульманские богословы сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед обществом и религией [Васильев, 2000, с. 157]. Окончательные взросление и самореализация, которые в настоящее время обусловлены и уровнем образования, и местом работы, обретаются посредством брака и появления детей. Хотя свадьба часто откладывается из-за финансовых трудностей, планов получить образование или по различным семейным обстоятельствам, представление о том, чтобы остаться на всю жизнь одиноким, является немыслимым и неприемлемым почти для всех египтян. Как и в большинстве других регионов мусульманского мира, в Египте брак – единственный допускаемый обществом контекст для сексуальных отношений и возможности иметь потомство, основа для выражения мужественности или женственности при выполнении гендерных ролей.
2 Брак в Египте регулируется обычаями, религией и современной юрисдикцией, которые определяют различные гендерные роли и степень ответственности мужчин и женщин. Мусульманский брак наделяет мужа серьезными правами в обмен на его предполагаемый доминирующий вклад в решение проблем семьи и в семейный бюджет. Мужчины ответственны за полное обеспечение своих семей, которые включают их жен и малолетних детей, а зачастую и пожилых родителей, незамужних сестер и сирот – детей покойных братьев. В обмен на эти обязанности муж наделяется многочисленными правами, в частности односторонним правом расторжения брака без согласия супруги. Он также обладает правом иметь четырех жен при условии их адекватного обеспечения. Муж может ограничить мобильность жены и запретить ей работать.
3 В последние десятилетия в Египте, как и в других мусульманских странах, предпринимались попытки юридически оформить некоторые права мужчин путем интерпретации исламского шариата в более либеральном смысле. Однако женщины, прежде всего матери, осознают, что потеряют при расторжении брака больше, чем мужчины, в том числе детей.
4 Однако и женщины обладают определенными правами. В мусульманском брачном союзе, кроме того, что муж обязан обеспечивать семью (независимо от финансового положения супруги), предполагается, что он должен удовлетворять жену в сексуальном плане. Невыполнение какой-либо из этих обязанностей предоставляет египтянке право на развод с согласия или без согласия мужа. Она также имеет право на свой махр (личное имущество), которым может быть определенная сумма денег, недвижимость или иная собственность, о которой была договоренность до свадьбы. Мусульманки всегда распоряжались своим имуществом, в том числе полученным по наследству, и заработком, который они не были обязаны вкладывать в семейный бюджет. Хотя женщины имеют право наследовать от своих кровных родственников, им причитается лишь незначительная часть собственности супруга, хотя в Египте жены государственных служащих после смерти мужа получают его зарплату или пенсию – до тех пор, пока вновь не выйдут замуж. Однако в случае развода жене полагаются лишь трехмесячная выплата алиментов и ее махр – та собственность, которую она имела до замужества или приобрела на собственные средства в период брака [Hoodfar, 1997, p. 53–54], прочность которого – важный фактор для египтянок и их семей, оказывающих материальную и морально-психологическую поддержку женщинам, брак которых распался; именно поэтому они борются за обеспечение стабильного брачного союза для своих дочерей.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1129

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев А.М. Египет и египтяне. М.: Классика плюс, 2000.

2. Турк С. Трансформация гендерных отношений в современной египетской семье. Сборник конференций НИЦ Социосфера. Прага. 2016. № 29. C. 23–27.

3. Assaad R., Krafft C. Youth Transitions in Egypt: School, Work and Family Formation in an Era of Changing Opportunities. University of Minnesota, 2014.

4. Assaad R., Krafft C. An Empirical Annalysis of the Economics of Marriage in Egypt, Marocco, and Tunisia. The Oxford Handbook of Africa and Economics: Policies and Practices. Eds: C. Monga, J.Y. Lin. Oxford: Oxford University Press, 2015. Vol. 2. Pp. 533–556.

5. Assaad R., Krafft C., Selwaness J. The Impact of Early Marriage on Women’s Employment in the Middle East and North Africa. Global Labor Organisation Discussion Paper. 2017. No. 66. Pp. 1–47.

6. Assaad R., Ramadan M. Did Housing Policy Reforms Curb the Delay in Marriage Among Young Men in Egypt? Middle East Youth Initiative Policy Outlook. No. 1. Washington (DC), 2008. http://www.shababinclusion.org/content/document/detail/1226/ (accessed: 08.18.2017).

7. David A., Hendy R. Does International Migration Help Them Marry Earlier? A Hazard Model for the Case of Egypt. Economic Research Forum. Working Paper 1051. Cairo, September 2016.

8. El Feki S. Sex and the Citadel: Intimate Life in a Changing Arab World. New York: Pantheon, 2013.

9. Hoodfar H. Between Marriage and the Market. Intimate Politics and Survival in Cairo. Berkeley: University of California Press, 1997.

10. Nazier H., Ramadan R. Marriage Outcomes and Women Empowerment after Marriage: A Three Countries Story. Cairo University, Working Paper 1007. April 2017.

11. Salem R. Women’s Economic Resources and Bargaining in Marriage: Does Egyptain Women’s Status Depend on Earnings or Marriage Payments? Cairo: Population Council, 2011.

12. Salem R. Matrimonial Expenditures and Egyptian Women’s Power Withing Marriage. Journal of Family Issues. 2018, 24 February. Pp. 2615–2638.

13. Sieverding M. Gender and Generational Change in Egypt. Berkeley: University of California Press, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх