Задачи дальнейшего развития правового регулирования в сфере теплоснабжения и защита прав участников рынка тепловой энергии в Конституционном Суде Российской Федерации

 
Код статьиS231243500022063-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-2-19-28
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой энергетического права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы19-28
Аннотация

На сегодняшний день сформирована определенная правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере теплоэнергетики, однако на целесообразность совершенствования нормативно-правовой базы в сфере теплоснабжения и прежде всего правового обеспечения безаварийной работы объектов теплоэнергетического и сетевого хозяйства указывают представители законодательной власти, государственных органов, экспертного сообщества. Правовой анализ положений действующего законодательства в сфере теплоснабжения, дискуссионных вопросов, возникающих при рассмотрении законопроектов, судебной практики, свидетельствует о наличии неточностей, пробелов, противоречий, которые необходимо устранять, и в этом направлении предстоит проделать большую работу. Подтверждением необходимости проведения работы по совершенствованию правового регулирования в сфере теплоснабжения являются также постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В 2018 году принято два Постановления Конституционного Суда Российской Федерации (от 10 июля 2018 года № 30-П и от 28 декабря 2018 года № 46-П), в соответствии с которыми признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзац третий пункта 42 Правил 354, абзац второй пункта 40 Правил 354.

Учитывая значительное количество судебных споров в сфере теплоснабжения, представляется очень важным проведение работы по своевременному анализу судебной практики и более мобильное реагирование на случаи выявления пробелов в правовом регулировании с целью подготовки необходимых дополнений, изменений в действующие нормативные правовые акты с тем, чтобы правовые нормы обеспечивали баланс интересов участников рынка тепловой энергии, не дожидаясь очередного признания отдельных положений законодательства в сфере теплоснабжения не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование в сфере теплоснабжения, участники энергетических рынков, порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, Конституционный Суд Российской Федерации
Получено24.04.2019
Дата публикации01.06.2019
Кол-во символов29686
Цитировать     Скачать pdf
1 В правовом регулировании общественных отношений в сфере теплоснабжения задействованы различные источники энергетического права, в том числе Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подзаконные нормативные правовые акты и т.д.
2 Ключевую роль в правовом регулировании общественных отношений в теплоэнергетике играет Федеральный закон от 27.07.2019 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту — Федеральный закон «О теплоснабжении»). Во исполнение Федерального закона «О теплоснабжении» в рамках предусмотренных законодателем полномочий Правительством Российской Федерации в том числе утверждены: требования к схемам теплоснабжения, к порядку их разработки и утверждения; правила организации теплоснабжения в Российской Федерации; Основы ценообразования в сфере теплоснабжения; Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения; Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя; Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов). Кроме этого, отношения по теплоснабжению и предоставлению соответствующих коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту — Правила 354).
3 Работа по дальнейшему развитию правового регулирования в сфере теплоснабжения проводится и в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2017 № 2655-р, которым утвержден план первоочередных мероприятий («дорожная карта») по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии, направленный на реализацию Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».
4 Таким образом, на сегодняшний день сформирована определенная правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере теплоэнергетики, однако на целесообразность совершенствования нормативно-правовой базы в сфере теплоснабжения, и прежде всего правового обеспечения безаварийной работы объектов теплоэнергетического и сетевого хозяйства, указывают представители законодательной власти, государственных органов, экспертного сообщества [1].

всего просмотров: 212

Оценка читателей: голосов 0

1. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14457

2. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/388059-7

3. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/651016-7

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года № 361-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 20 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision265529.pdf

5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 1223-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 11 Федерального закона «О теплоснабжении» // URL: http://doc.ksrf.ru/ decision/KSRFDecision338037.pdf

6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 2970-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плеханова Дениса Андреевича на нарушение его конституционных прав частью 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» и частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision310136.pdf

7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2406-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края на нарушение его конституционных прав и свобод частью 6 статьи 17 Федерального закона «О теплоснабжении» // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision300867.pdf

8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 136-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Генерирующая компания» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 29 статьи 2 и статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении», а также частью 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision187547.pdf

9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision370832.pdf

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 30-П.

11. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/567690-7

12. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/620233-7

Система Orphus

Загрузка...
Вверх