Проблемные аспекты правового обеспечения учета поставляемых и потребляемых энергетических ресурсов

 
Код статьиS231243500022041-3-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-3-9-15
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой энергетического права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы9-15
Аннотация

Надлежащее правовое обеспечение учета энергетических ресурсов основано на нормах Конституции Российской Федерации: части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, статьи 58 Конституции Российской Федерации, устанавливающей обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. Общие положения о порядке учета энергетических ресурсов закреплены в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования к учету отдельных видов энергетических ресурсов закреплены в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Жилищном кодексе Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актах. Эффективное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с учетом поставляемых и потребляемых энергетических ресурсов, призвано обеспечить баланс интересов поставщиков и потребителей, минимизировать спорные ситуации при осуществлении расчетов между поставщиками и потребителями энергетических ресурсов. В то же время и на сегодняшний день имеется значительное количество споров в связи с разногласиями в расчетах за поставляемые и потребляемые энергетические ресурсы, безучетным потреблением энергетических ресурсов, различным толкованием норм материального права. Эти споры характерны для различных отраслей энергетики и касаются различных категорий потребителей, как юридических, так и физических лиц. Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации было дело о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 Правил Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Акты Конституционного Суда Российской Федерации являются важнейшим источником энергетического права. В этой связи представляется актуальным проведение правового анализа выводов, сделанных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П. Принятое Постановление имеет существенное значение для разрешения спорных ситуаций и дальнейшего развития правового регулирования в сфере теплоснабжения.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое обеспечение учета поставляемых и потребляемых энергетических ресурсов, правовое регулирование в сфере теплоснабжения
Получено06.08.2018
Дата публикации30.09.2018
Кол-во символов18485
Цитировать     Скачать pdf
1

Эффективное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с учетом поставляемых и потребляемых энергетических ресурсов, призвано обеспечить баланс интересов поставщиков и потребителей, минимизировать спорные ситуации при осуществлении расчетов между поставщиками и потребителями энергетических ресурсов.

2 Общие положения о порядке учета энергетических ресурсов закреплены в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3 В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
4 Требования к учету отдельных видов энергетических ресурсов закреплены также в Федеральном законе 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Жилищном кодексе Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актах.
5 За неисполнение требований законодательства в отношении приборов учета энергетических ресурсов установлена административная ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (ст. 9.16).

всего просмотров: 196

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. М. : Издательство «Юрист», 2016. С. 15.

2. Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования : монография / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М. : Издательство «Юрист», 2018. С. 29–33.

3. URL: http://www.komitet2-13.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/16665878/

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» // Российская газета. 2017. 4 июля.

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42¹ Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца от 10 июля 2018 года № 30-П // Российская газета. 2018. 16 июля.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх