Актуальные вопросы правового обеспечения промышленной безопасности добывающих компаний в нефтегазовом комплексе

 
Код статьиS231243500021949-1-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-1-30-36
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы30-36
Аннотация

Проблемы правового обеспечения промышленной безопасности в нефтегазовом комплексе являются одними из наиболее актуальных. При разработке месторождений, содержащих углеводородное сырье, добывающими компаниями применяются сложнейшие передовые технологии, поиски и разведка углеводородного сырья осуществляются во все более труднодоступных местах. При этом всегда остаются риски возникновения нештатных ситуаций, аварий, которые могут повлечь гибель людей, причинение вреда их здоровью, имущественные убытки. Отношения, возникающие при обеспечении промышленной безопасности добывающих компаний в нефтегазовом комплексе, относятся к публично-правовым отношениям, также входящим в предмет энергетического права. Государство воздействует на эти отношения путем издания нормативно-правовых актов, государственного управления, осуществления контрольно-надзорных мероприятий. Требования к добывающим компаниям по обеспечению законодательства в области промышленной безопасности распространяются на весь «жизненный цикл» соответствующих опасных производственных объектов, включая проектирование, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, вывод из эксплуатации, аварийные ситуации. Данные требования включают необходимость проведения идентификации добывающего объекта по классу опасности, получение декларации промышленной безопасности, представление собранных данных в Ростехнадзор для регистрации объекта в реестре опасных производственных объектов.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование промышленной безопасности, опасный производственный объект, добывающие компании нефтегазового комплекса
Получено06.02.2018
Дата публикации30.03.2018
Кол-во символов17794
Цитировать     Скачать pdf
1 Вопросы правового регулирования публично-правовых отношений в области промышленной безопасности с участием компаний нефтегазового комплекса справедливо являются предметом научных исследований [1].
2 Как верно отмечает А.А. Устинов, изменение законодательства в области промышленной безопасности, принятие необходимых нормативных правовых актов и исключение из них норм, противоречащих актам, имеющим высшую юридическую силу, является необходимым для создания надежного и прозрачного механизма обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе в нефтяной отрасли [2]. Для того чтобы рассмотреть проблемы обеспечения промышленной безопасности, следует проанализировать основные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в обозначенной сфере. Законодательство в сфере обеспечения промышленной безопасности активно развивается, в него вносятся изменения и дополнения, учитывающие развитие технологий и оборудования и вновь возникающие риски. Анализ действующего законодательства свидетельствует о стремлении законодателя наиболее полно и должным образом регулировать отношения по промышленной безопасности на всех уровнях нормативно-правовых актов.
3 В первую очередь следует отметить, что Российская Федерация является участником Конвенции № 174 Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных аварий», заключенной в Женеве в 1993 году и ратифицированной Россией в 2011 году. В данной Конвенции содержатся определения таких понятий, как «крупная авария», «аварийная ситуация»,
4 «объект повышенной опасности», «опасное вещество». В Конвенции установлены базовые механизмы взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и компетентными (государственными) органами. Следует отметить, что принципиальные положения вышеуказанной конвенции отражены в федеральном законодательстве Российской Федерации о промышленной безопасности.
5 Основным нормативно-правовым актом, регулирующим рассматриваемые отношения, является Федеральный закон
6 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон является одним из источников энергетического права и относится к федеральным законам, регулирующим определенные отношения в топливно-энергетическом комплексе вне зависимости от конкретной отрасли (электроэнергетика, нефтяная промышленность, газовая промышленность).
7 Анализируя вышеуказанный Федеральный закон, следует отметить, что за последние несколько лет в него были внесены существенные поправки. Речь идет, в частности, о введении деления всех опасных производственных объектов по классам опасности с соответствующими правовыми последствиями и о реформировании института экспертизы промышленной безопасности. Эти нововведения направлены на повышение эффективности государственного регулирования рассматриваемых отношений.

всего просмотров: 232

Оценка читателей: голосов 0

1. Актуальные проблемы энергетического права : учебник / под ред. доктора юридических наук В.В. Романовой. М. : Юрист, 2015. С. 187 ; Устинов А.А. Реализация новой концепции государственного регулирования вопросов про- мышленной безопасности в нефтяной отрасли / А.А. Устинов // Правовой энергетический форум. 2014. № 3. С. 8–15 ; Устинов А.А. Классификация опасных производственных объектов и требования промышленной безо- пасности / А.А. Устинов // Правовой энергетический форум. 2015. № 4. С. 4–11 ; Аверин М.С. Понятие промыш- ленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации / М.С. Аверин // Законы Рос- сии: опыт, анализ практика. 2013. № 5. С. 101–105 ; Селиванов Д.В. Обеспечение промышленной безопасности не- фтяных холдингов / Д.В. Селиванов // Вестник Академии экономической безопасности : сборник научных трудов. М. : Издательство Академии экономической безопасности МВД России, 2005. Вып. 1 (4) С. 83–86.

2. Устинов А.А. Реализация новой концепции государственного регулирования вопросов промышленной безопас- ности в нефтяной отрасли / А.А. Устинов // Правовой энергетический форум. 2014. № 3. С. 14.

3. URL: http://www.gosnadzor.ru/industrial/oil/tasks/

4. Политика ОАО «Газпром» в области охраны труда и промышленной безопасности : утв. приказом ОАО «Газпром» от 29 июля 2009 года № 235. URL: http://urengoy-podzemremont.gazprom.ru/d/textpage/57/87/politika-oao-gazprom-v- oblasti-okhrany-truda-i-promyshlennoj-bez.pdf

5. Утвержден приказом ОАО «Газпром» от 28 июля 2014 года № 358. URL: http://urengoy-podzemremont.gazprom.ru/d/ textpage/57/87/sto-gazprom-18000.1-001-2014.pdf

6. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2014 года по делу № А12-10661/2014 // URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/5cd4ae11-07eb-4d7e-9b96-bf1c5778fc75/A12-10661-2014_20140806_Postanovl enie_apelljacionnoj_instancii.pdf ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 де- кабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх