Проблемные аспекты правового обеспечения энергетического правопорядка на электроэнергетическом рынке

 
Код статьиS231243500021943-5-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-1-37-43
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы37-43
Аннотация

Полномочиями по осуществлению контроля (надзора) в сфере электроэнергетики наделены различные государственные органы. Определенные полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства на электроэнергетическом рынке выполняют органы прокуратуры. Необходимость неукоснительного исполнения норм, регулирующих отношения на электроэнергетическом рынке ставит определенные задачи перед органами прокуратуры. Органы прокуратуры на системной основе осуществляют надзор за соблюдением законодательства на электроэнергетическом рынке. Прокурорами ведется мониторинг сообщений об ограничениях и отключениях энергоснабжения населения и социальных объектов, внештатных ситуациях на объектах жизнеобеспечения, в ходе проверок прокурорами оценивается обеспечение антитеррористической безопасности и защищенности энергетических объектов. Прокуроры обеспечивают безопасность объектов электроэнергетики посредством осуществления надзора за точным и неуклонным исполнением законодательства о надлежащей эксплуатации энергоустановок, энергосбережении, тарифном регулировании, защите прав потребителей электроэнергии. Целенаправленный анализ информации о нарушениях позволяет прокурору своевременно выявлять и намечать для проверки состояния законности конкретные органы власти и управления, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, формулировать круг вопросов, подлежащих выяснению. Указанная деятельность направлена на обеспечение энергетического правопорядка в сфере электроэнергетики.

Ключевые словаэнергетический правопорядок, прокурорский надзор, эксплуатация энергоустановок, безопасность объектов электроэнергетики, тарифное регулирование, защита прав потребителей электрической энергии
Получено06.02.2018
Дата публикации30.03.2018
Кол-во символов19793
Цитировать     Скачать pdf
1 Одним из основных элементов системы правового регулирования в сфере энергетики, обеспечивающих энергетический правопорядок, является государственный контроль (надзор) [1]. Полномочиями по осуществлению контроля (надзора) в сфере электроэнергетики наделены различные государственные органы. Определенные полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства на электроэнергетическом рынке выполняют органы прокуратуры. Необходимость неукоснительного исполнения норм, регулирующих отношения на электроэнергетическом рынке, ставит определенные задачи перед органами прокуратуры, «поскольку организация бесперебойной подачи электроэнергии обеспечивает стабильную жизнедеятельность государственных органов, органов местного самоуправления, важных объектов социальной инфраструктуры, создает нормальные условия для жизнедеятельности человека» [2].
2 Важное значение для совершенствования правового обеспечения безопасности объектов электроэнергетики имело принятие Федерального закона от 23 июня 2016 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ).
3 Отсутствие до недавних пор в электроэнергетике единых общеобязательных технологических правил нередко приводило к несогласованным, разрозненным действиям собственников объектов электроэнергетики, в том числе смежных, входящих в единую энергосистему, что значительно снижало надежность электроэнергетического режима. Во исполнение положений Федерального закона № 196-ФЗ Правительство Российской Федерации в постановлении от 2 марта 2017 года № 244 уполномочило Минэнерго России устанавливать требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Такие требования были закреплены приказом Минэнерго России от 16 октября 2017 года № 968.
4 Таким образом, Федеральным законом № 196-ФЗ созданы правовые механизмы обеспечения безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики и надежности электроснабжения потребителей.
5 Законом уточнен предмет федерального государственного энергетического надзора, который теперь ограничен только вопросами безопасности объектов электроэнергетики.
6 Органы прокуратуры на системной основе осуществляют надзор за соблюдением законодательства на электроэнергетическом рынке. Прокурорами ведется мониторинг сообщений об ограничениях и отключениях энергоснабжения населения и социальных объектов, внештатных ситуациях на объектах жизнеобеспечения, в ходе проверок прокурорами оценивается обеспечение антитеррористической безопасности и защищенности энергетических объектов.

всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: текущее состояние и задачи / В.В. Романова. М. : Издательство «Юрист», 2016. С. 20–25.

2. Загрядский О.В. Практика прокурорского надзора в сфере обеспечения безопасности объектов электроэнергетики / О.В. Загрядский // Законность. 2015. № 10. С. 22.

3. Данилов Д.Ю. Топливно-энергетический комплекс — становой хребет экономики. О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере деятельности организаций топливно-энергетического и коммунального комплекса на территории Северо-Кавказского федерального округа / Д.Ю. Данилов, М.В. Умрихин // Прокурор. 2014. № 4. С. 55.

4. Паламарчук А.В. Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности / А.В. Паламарчук // Законность. 2013. № 9. С. 4–5.

5. URL: http://tuvapravda.ru/?q=content/narusheniya-v-sfere-elektroenergetiki

6. Энергетическая безопасность через суд // Восточно-Сибирская правда. URL: http://www.vsp.ru/2014/09/26/ener- geticheskaya-bezopasnost-cherez-sud/

7. Курдюмова С.А. Надзор за исполнением законодательства в сфере электроэнергетики / С.А. Курдюмова // Законность. 2015. № 5. С. 15–16.

8. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-glavy-minstroya-rossii-mikhaila-menya-zhurnalu-ogonek-o-pryamykh- dogovorakh-v-zhkkh-/

9. Шевченко С.И. Судебная практика по оспариванию органами прокуратуры действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей / С.И. Шевченко, В.И. Ефимова // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2010. № 2. URL: http://fssprus.ru/in_an_prokuror?print=1 (дата обращения: 03.12.2017).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх