Роль и значение трансграничного углеродного налога в Европейском Союзе и России

 
Код статьиS0021437-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2022-2-36-42
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
University of Oslo
Академия наук Республики Татарстан
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы36-42
Аннотация

В данной статье на основе анализа заключений экспертов по вопросам изменения климата и целесообразности установления трансграничного углеродного налога рассматривается Европейская инициатива в принятии углеродного налога, отмечаются преимущества и недостатки, связанные с введением трансграничного углеродного налога, в частности такие, как «выравнивание игрового поля» (Европейская Комиссия выделила трансграничный налог как основной инструмент, который будет гарантировать, что компании стран Европейского Союза могут конкурировать на равных условиях со странами за его пределами), влияние утечки углерода на человеческое здоровье и экологию, высокую цену внедрения и применения данного налога. Также в данной статье формулируется вывод о том, что CBT (Carbon border tax или Трансграничный налог) должен быть в соответствии с политикой и законами Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, для России углеродный налог ускорит диверсификацию экономики, ее модернизацию и улучшит качество воздуха, влияющее на человеческое здоровье, даст толчок к развитию возобновляемой энергетики.

Объектом исследования являются общественные отношения в области установления трансграничного углеродного налога, а предметом изучения — Европейская инициатива в принятии углеродного налога, а также роль и значение углеродного налога для Европейского Союза (ЕС) и России.

Ключевые словаэнергетическое право, углеродный налог, ограничение выбросов парниковых газов
Получено09.08.2022
Дата публикации09.08.2022
Кол-во символов16724
Цитировать     Скачать pdf
1 В настоящее время наблюдаются существенные изменения климата, что вызывает озабоченность международного сообщества. Правовой основой международного взаимодействия по вопросам изменения климата является Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, заключенная в г. Нью-Йорке 9 мая 1992 года (United Nations Framework Convention on Climate Change или UNFCC). Затем 11 декабря 1997 года в г. Киото был принят Киотский протокол, который обязывал стороны ограничить или сократить выбросы парниковых газов в первом периоде действия обязательств с 2008 по 2012 годы, а для сторон Дохийской поправки к Киотскому протоколу — во втором периоде, с 2013 по 2020 годы. В последующем 12 декабря 2015 года было принято Парижское соглашение по климату.
2 Государства, подписавшие Парижское соглашение, по-разному видят реализацию его положений. Рассмотрим на основе мнений экспертов, какие подходы сложились в Европейском Союзе.
3 В юридической литературе стран ЕС отмечается, что трансграничный налог на выбросы углерода выполняет две основные функции: выравнивание игрового поля для конкурирующих производителей и создание политических рычагов для более амбициозных действий по борьбе с изменением климата в разных странах [1].
4 Также в литературе подчеркивается, что политика смягчения последствий в разных странах, которая в значительной степени интегрирована в международные товары, окажет влияние на торговые потоки. Регулирующая нагрузка на отечественные товары в виде явной цены на углерод в форме налога или системы торговли выбросами оказывает конкурентное давление на производителей, если они не в состоянии покрыть сопутствующие расходы. В этом случае импортные товары могут увеличить долю рынка, если будут дешевле. Доля отечественных производителей на международном рынке может снизиться, если конкуренты на этих рынках не столкнутся с аналогичным бременем по смягчению последствий. Трансграничная углеродная корректировка цен может противодействовать этим воздействиям, уравновешивая правила игры. Вторая цель CBT — оказать давление на отстающих в климатической политике. CBT зависит от климатических показателей и может, как санкции, изменить стратегический расчет отстающих стран и вынудить их принять более жесткие меры по борьбе с изменением климата. Для достижения этой двойной цели CBT должен быть тщательно разработан, чтобы не оставлять сомнений в том, что они исключают протекционистские мотивы [2].
5 Европейский зеленый курс — это ответ и обязательство бороться с растущими негативными последствиями изменения климата [3]. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен считает содействие действиям по борьбе с изменением климата и предоставление возможности ЕС стать первым в мире климатически нейтральным континентом как одну из величайших проблем и возможностей нашего времени [4].

всего просмотров: 239

Оценка читателей: голосов 0

1. 1–2. Mehling, M. Designing Border Carbon Adjustments for Enhanced Climate Action / M. Mehling, H. van Asselt, K. Das, S. Droege, C. Verkuijl // American Journal of International Law. 2019. Vol. 113. Iss. 3 ; The European Commission. Communication from the Commission. "The European Green Deal", COM/2019/640.

2. 3. Von der Leyen, U. A Union that strives for more — My Agenda for Europe / U. von der Leyen. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/political-guidelines-next-commission_ en.pdf

3. 4–5. The European Commission. Communication from the Commission, "The European Green Deal", COM/2019/640.

4. 5. Dias, A. EU Border Carbon Adjustment and the WTO: Hand in Hand Towards Tackling Climate Change / A. Dias, S. Seeuws, A. Nosowicz // Global Trade and Customs Journal. 2020. Vol. 15.

5. 7–8. The European Commission. "WHITE PAPER on levelling the playing field as regards foreign subsidies", COM (2020) 253 final ; The European Commission releases a White Paper on foreign subsidies. URL: https://www.steptoeinternationalcomplianceblog.com/2020/06/the-european-commission-releases-a- white-paper-on-foreign-subsidies-in-the-single-market/

6. 9. Simon, F. "Jury is still out’ on EU’s carbon border tax, Hogan says", 2020.

7. 10–11. Mehling, M. Designing Border Carbon Adjustments for Enhanced Climate Action / M. Mehling, H. van Asselt, K. Das, S. Droege, C. Verkuijl // American Journal of International Law. 2019. Vol. 113. Iss. 3.

8. 12. Berseth J. "Forslag til ny klimalov i EU", 2020 and Simon F. "Jury is still out’ on EU’s carbon border tax, Hogan says", 2020.

9. 13. Barker T., Junankar S., Pollitt H., Summerton P. "Carbon leakage from unilateral Environmental Tax Reforms in Europe, 1995–2005".

10. 14. Condon M. and Ignaciuk A. "Border Carbon Adjustment and International Trade: A Literature Review", OECD Working Paper No. 6.

11. 15. Simon F. "Jury is still out’ on EU’s carbon border tax, Hogan says", 2020.

12. 16–19. Mehling, M. Designing Border Carbon Adjustments for Enhanced Climate Action / M. Mehling, H. van Asselt, K. Das, S. Droege, C. Verkuijl // American Journal of International Law. 2019. Vol. 113. Iss. 3.

13. Bodansky, D. Intersections between International Climate Change Law and Other Areas of International Law / D. Bodansky, J. Brunnée, L. Rajamani // International Climate Change Law. Oxford University Press, 2017. P. 6.

14. Wettengel J. "US keeps wary eye on EU carbon border tax plans", 2020.

15. Condon M., Ignaciuk A. "Border Carbon Adjustment and International Trade: A Literature Review", OECD Working Paper No. 6. URL: https://www.ssrn.com/abstract=2693236

16. Simon F., "Jury is still out’ on EU’s carbon border tax, Hogan says", 2020.

17. Bodansky, D. Intersections between International Climate Change Law and Other Areas of International Law / D. Bodansky, J. Brunnée, L. Rajamani // International Climate Change Law. Oxford University Press, 2017.

18. 25–26. Acworth W., Kardish C., Kellner K. ‘Carbon Leakage and Deep Decarbonization’.

19. 27–28. Condon M., Ignaciuk A. "Border Carbon Adjustment and International Trade: A Literature Review", OECD Working Paper No. 6 ; URL: https://www.ssrn.com/abstract=2693236.

20. Colman Z., "Europe threatens U.S. with carbon tariffs to combat climate change".

21. 30–31. Palackova E., "Saving face and facing climate change: Are border adjustments a viable option to stop carbon leakage?" ; DOI: 10.1 177/1781685819881372.

22. United Nations, Paris Agreement — Status of Ratification.

23. United Nations, Paris Agreement: Essential elements.

24. 34–35. Guarascio F., Ekblom J., "Explainer: What an EU carbon border tax might look like and who would be hit". 36–37. Cosbey, A. Developing Guidance for Implementing Border Carbon Adjustments: Lessons, Cautions, and Research Needs from the Literature / A. Cosbey, S. Droege, C. Fisher, C. Munnings // Review of Environmental Economics and Policy Journal. 2019. Vol. 13 (1).

25. Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3052-р // Официальный интернет-портал правовой информации.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх