Цифровое противостояние США и КНР: экономическое и политическое измерения

 
Код статьиS013122270028960-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-11-15-23
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 191124 Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 191124 Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №11
Страницы15-23
Аннотация

Цифровое противостояние – конкуренция между США и КНР в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями – приобретает все более острый характер. Администрация Дж. Байдена взяла курс на создание цифрового разрыва с Китаем, ограничивая доступ к американским инновациям и создавая антикитайский альянс в киберпространстве.

Ключевые словацифровое противостояние, цифровая дипломатия, социальные сети, США, Китай
Получено06.12.2023
Дата публикации07.12.2023
Кол-во символов25580
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Цифровое противостояние – термин, которым можно описать современное состояние отношений между США и КНР в сфере информационных технологий. Имеется в виду экономическая и политическая конкуренция между двумя государствами в сфере разработки, производства, использования и контроля за цифровыми продуктами и социальными сетями. Вашингтон, стремясь сохранить свое лидерство в мире, пытается сдержать информационную активность Китая и поставки его цифровой продукции широкого потребления как в сами США, так и в регионы и страны, которые представляют особую заботу национальной безопасности США [1].
3 Цифровое противостояние между этими странами имеет два уровня – это рынок и пользователи социальных сетей в США, а также рынки и целевые аудитории для американских или китайских ценностей в других странах. Противостояние охватывает не только технологии, но и политическую культуру двух стран. Доминирование цифровых продуктов Китая в мире даст возможность Пекину усилить легитимность модели государственного капитализма, а американская победа в деле распространения своих продуктов и технологий позволит США показать преимущество рыночной либеральной демократии. В ходе противостояния решаются вопросы о том, на компьютеры какой страны – США или Китая – будет собираться информация о пользователях в других странах. Кто из них – США или Китай – будет передавать свои технологии, мобильные телефоны и платформы социальных сетей в третьи страны, например в Европе, Африке и Латинской Америке?
4 Китай не опережает США в области создания передовых технологий, но наращивает объем торговли цифровыми продуктами внутри страны и на зарубежных рынках. Объем цифровой экономики КНР растет на 10.3% в год, а США – на 9.8; ее доля в ВВП Китая составляет 41.5%, а в США – только 10% ВВП [ист-ки 1, 2]. Однако США остаются источником инноваций для цифровой экономики, лидером в создании новых направлений технологического развития, включая компьютеры, телефоны, функционал социальных сетей. Китай занимает 12-е место в мире в области создания продвинутых технологических решений [2, 3].
5 Китай оказался единственным конкурентом США по масштабам создания цифровых продуктов, которые продаются на глобальном рынке. Ни Россия, ни страны Европейского союза не сумели сформировать устойчивые глобальные продукты, которые бы охватывали все рынки. Продукция Apple или социальная сеть Twitter, продукция Huawei или китайская платформа Weibo имеют своих потребителей во всех странах мира. Глобальное первенство США в цифровой сфере может быть поколеблено. Тем не менее Вашингтон пока имеет серьезные преимущества: Google, Apple, Amazon, Microsoft, Intel, IBM остаются мировыми лидерами. Именно американские, а не китайские производители определяют новейшие тенденции в мире социальных сетей и телекоммуникационных продуктов.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 136

Оценка читателей: голосов 0

1. Войтоловский Ф.Г. Стратегия США в меняющемся миропорядке: вызовы для России. Вестник Российской академии наук, 2021, т. 91, № 7, cc. 616-626.

2. Кондратьев В.Б., Попов В.В., Кедрова Г.В. Цепочки поставок критически важных материалов и национальная безопасность США. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 2, сс. 5-16.

3. Momoko K. Taiwan’s TSMC as a Focal Point of US-China High-Tech Conflict. Asia-Pacific Review, 2022, vol. 29, iss. 1, pp. 5-12. Available at: https://doi:10.1080/13439006.2022.2055407

4. Лексютина Я.В. Американо-китайские отношения в 2018–2019 гг.: торговая война и процесс декаплинга. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 6, сс. 85-93.

5. Mori S. US Technological Competition with China: The Military, Industrial and Digital Network Dimensions. Asia-Pacific Review, 2019, vol. 26, iss. 1, pp. 77-120. Available at: https://doi:10.1080/13439006.2019.1622871

6. Wright C. China’s Digital Colonialism: Espionage and Repression along the Digital Silk Road. SAIS Review of International Affairs, 2021, vol. 41, no. 2, pp. 89-113.

7. Гамза Л.А. Технологическое противостояние США и Китая в Европе. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 7, cc. 98-105.

8. Зиновьева Е.С., Шитьков С.В., ред. Цифровые международные отношения: В 2-х тт. Москва, Аспект Пресс, 2023. Т. 1. 354 с.

9. Марков А.С., Ромашкина Н.П. Проблема выявления источника (атрибуции) кибератак – фактор международной безопасности. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 12, cc. 58-68.

10. Лебедева М.М., Зиновьева Е.С. Специфика международных переговоров в эпоху цифровизации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2023, т. 23, № 1, сс. 144-156.

11. Снапковский В.Е., Федотов Л.А. О некоторых подходах к исследованию международного порядка в области информации и коммуникации. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 2, cc. 67-77.

12. Moore G.J. Huawei, Cyber-Sovereignty and Liberal Norms: China’s Challenge to the West/Democracies. Journal of Chinese Political Science, 2023, vol. 28, no. 1, pp. 151-167. Available at: https://doi:10.1007/s11366-022-09814-2

13. Harriet M. The Vital Role of International Law in the Framework for Responsible State Behaviour in Cyberspace. Journal of Cyber Policy, 2021, vol. 6, no. 3, pp. 394-410. Available at: https://doi:10.1080/23738871.2020.1832550

14. Журавлева В.Ю. Американский президент в поляризованной среде: от Б. Обамы к Дж. Байдену. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 2021, т. 14, № 3, cc. 334-347.

15. Журавлева В.Ю. Трамп 2020: протестный президент в расколотой стране. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 17-28.

16. Михеев В.В., Луконин С.А. Новая фаза развития Китая на фоне “торговой войны” с США. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 2, cc. 56-65.

17. Tsvetkova N., Sytnik A., Grishanina T. Digital International Relations: Uncertainty, Fragmentation, and Political Framing. Lagutina M., Tsvetkova N., Sergunin A., eds. The Routledge Handbook of Russian International Relations Studies. New York, London, Routledge, 2023, pp. 381-395.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх