О перспективах демократии в мусульманском мире

 
Код статьиS013122270028198-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-8-95-109
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 8
Страницы95-109
Аннотация

Предметом статьи служит анализ перспектив расширения ареала демократии в мусульманском мире, в котором происходят сложные, противоречивые процессы, связанные со становлением демократии. Особенности этих процессов нуждаются в корректном изучении. Мусульманский мир сложен и состоит из государств, в которых мусульмане составляют большинство, и государств, где они – меньшинство, нередко очень влиятельное. Ислам оказывает существенное влияние на общественную и политическую обстановку в мусульманском мире, при этом его роль не следует ни гипертрофировать, ни принижать, ни тем более игнорировать. Исламский фактор, исламская традиция остаются константой, что не является непреодолимым барьером на пути становления демократии.

Ключевые словадемократия, мусульманский мир, исламская умма, секуляризм, политический ислам
Получено20.10.2023
Дата публикации31.08.2023
Кол-во символов48374
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Предваряя анализ перспектив демократии в мусульманском мире, необходимо определиться с такими ключевыми понятиями, как “демократия” и “мусульманский мир”.
3 В политической науке нет общепризнанного единого определения демократии. В данном исследовании демократия будет рассматриваться в соответствии с классическим процедурным подходом в институционально-целевой парадигме как форма организации политических и государственных порядков, основанная на использовании нормативно-правовых институтов и правил (институтов демократии из уточненного списка американского политолога Роберта Даля) с целью обеспечения свободы выбора альтернатив развития, подотчетности и сменяемости публичной власти.
4 В соответствии с минималистским институциональным пониманием демократии австрийского политолога и экономиста Йозефа Шумпетера неправительственная организация Freedom House в своем ежегодном исследовании “Свобода в мире”, начатом с 1972 г. [ист. 1], использует понятие электоральная демократия, которая характеризуется наличием конкурентной многопартийной системы и всеобщего избирательного права, регулярным проведением свободных и честных выборов при тайном голосовании, открытостью избирательной кампании, обеспечивающей всем партиям доступ к средствам массовой информации.
5 Необходимость уточнения сущности понятия мусульманский мир обусловлена тем, что сегодня мусульманский мир не абсолютно тождественен миру исламскому, то есть исламской умме. Вплоть до начала XIX в. умма и мусульманский мир были единым целым, поскольку во всех землях, населенных правоверными, господствовал шариат. Иными словами, существовали только исламские государства. Однако по мере более близкого знакомства с Европой, приобщения к иным неисламским нормам жизни, к иной культуре и традициям, превосходство ислама как образа жизни уже не воспринималось бесспорным. Принадлежа к умме, мусульмане и, прежде всего, их элиты начали задумываться о заимствовании чужого опыта. В обществе обозначилась реформаторская тенденция, стимулировавшая переосмысление традиций. В недрах уммы складывалось новое мышление, которое постепенно и стало фундаментом мусульманского мира со всем его многообразием и внутренней противоречивостью.
6 Мусульманский мир мы будем рассматривать как совокупность государств, в которых мусульмане составляют более 50% населения1. Всего таких государств 47, включая частично признанные Косово и Палестину. Все они, за исключением Косово, входят в Организацию исламского сотрудничества (ОИС), в которую в 2011 г. была переименована созданная в 1969 г. Организация Исламская конференция (ОИК). Всего в ОИС входят 57 государств, а также 5 государств-наблюдателей, но в 11 государствах – членах ОИС мусульмане составляют менее 50% населения (от 48.8% в Нигерии до 6.4% в Гайане). Исходя из этого, в качестве государств мусульманского мира будут рассматриваться 45 суверенных государств – членов ООН, основные показатели которых представлены в Приложении. 1. Здесь и далее в качестве источника информации о населении по странам используются данные за 2021 г. Всемирного банка Population total (https://data.worldbank.org/indicator/sp.pop.totl (accessed 10.05.2023)), а об относительной численности мусульманского населения – данные за 2021 г. проекта Countrymeters ( >>>> (accessed 20.04.2023)), которые основаны на публикациях Отдела народонаселения при Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 126

Оценка читателей: голосов 0

1. Милославская Т.П. Бруней-Даруссалам “Малайская исламская монархия”. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2010, № 15, сс. 246-266. Miloslavskaya T.P. Brunei Darussalam “Malay Islamic Monarchy”. Yugo-Vostochnaya Azia: aktualnye problemy razvitiya, 2010, no. 15, pp. 246-266. (In Russ.)

2. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Москва, АСТ, 2006. 588 с. Fukuyama F. The end of history and the last man. Moscow, AST, 2006. 588 p. (In Russ.)

3. Нисневич Ю.А. Политическое администрирование vs политическая конкуренция в условиях неоавторитарного правления. Вестник РУДН, серия Политология, 2023 (в печати). Nisnevich Yu.A. Political Administration vs Political Competition under Authoritarian Rule. Vestnik RUDN, seriya Politologiya, 2023 (In print). (In Russ.)

4. Diamond L. Facing Up to the Democratic Recession. Journal of Democracy, January 2015, vol. 26, iss. 1, pp. 141-155. DOI: 10.1353/jod.2015.0009

5. Зайферт Арне К. Политический ислам в Центральной Азии – противник или демократический партнер? Пер. с нем. Рабочий документ 25. Центр исследований ОБСЕ (CORE). Институт изучения проблем мира и политики безопасности при Гамбургском университете (IFSH). Гамбург, ноябрь 2012. Seyfert Arne K. Political Islam in Central Asia – Adversary or Democratic Partner? Translation from German. OSCE Center for OSCE Research (CORE) Working Paper 25. Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg (IFSH). Hamburg, November 2012. (In Russ.)

6. Carothers T. The End of the Transition Paradigm. Journal of Democracy, 2002, vol. 13, no. 1, pp. 5-21.

7. Сергеев В.М., Саруханян С.Н. Модернизация и политический ислам в Турции. Полития, 2012, № 4 (67), сс. 134-151. Sergeev V.M., Saruhanyan S.N. Modernization and Political Islam in Turkey. Politiya, 2012, no. 4 (67), pp. 134-151. (In Russ.)

8. Маркова Е.Н. Принцип светского государства (Глава 7). Основы конституционного строя России: двадцать лет развития. Москва, Институт права и публичной политики, 2013, сс. 183-213. Markova E.N. The Principle of the Secular State (Chapter 7). Fundamentals of the Constitutional System of Russia: Twenty Years of Development. Moscow, Institut prava i publichnoi politiki, 2013, pp. 183-213. (In Russ.)

9. Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. Сочинения. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. Москва, Издательство восточная литература, 1966, cc. 303-319. Bartold V.V. Theocratic Idea and Secular Power in the Muslim State. Works. T. 6. Works on the History of Islam and the Arab Caliphate. Moscow, Izdatelstvo vostochnaya literatura, 1966, pp. 303-319. (In Russ.)

10. Яхрамов И. Дамир хазрат Мухетдинов: Светское государство не противоречит шариату (интервью). KazanFirst, 21.11.2018. Yakhramov I. Damir hazrat Mukhetdinov: A Secular State does not Contradict Sharia (interview). KazanFirst, 21.11.2018. (In Russ.) Available at: https://kazanfirst.ru/articles/478661 (accessed 12.12.2022).

11. Esposito J. The Muslim Diaspora and the Islamic World. Hunter Sh.T., ed. Islam, Europe's Second Religion: The New Social, Cultural, and Political Landscape, Washington, Praeger, 2002, pp. 245-256.

12. Джалилийан М.Дж. Ислам и развитие. Москва, “Исток”, 2011. 112 с. Dzhaliliian M.Dzh. Islam and Development. Moscow, “Istok”, 2011. 112 p. (In Russ.)

13. Кутб С. Аль-адаля аль-иджтима’ийя аль-исламийя. Бейрут, “Аш-Шурук”, 1974. 222 с. Qutb S. Social Justice in Islam. Beirut, Publishing House Ash-Shuruk, 1974. 222 p. (In Arabic)

14. Пушкарева Г.В. Политические кризисы: содержание, виды и факторы эскалации. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), 2016, № 1, сс. 138-162. Pushkareva G.V. Political Сrises: Сontent, Types and Factors of Escalation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshhestvo), 2016, no. 1, pp. 138-162. (In Russ.) Available at: http://old.spa.msu.ru/uploads/files/stati/pushkareva.pdf (accessed 15.05.2023).

15. Жусипбек Г. Политический ислам в Центральной Азии после 25 лет независимости. Ларюэль М., Курманова А., ред. Центральная Азия – 25. Мысли о прошлом, проекция будущего: сборник эссе. Вашингтон, Университет Дж. Вашингтона, 2017. 128 с. Zhusipbek G. Political Islam in Central Asia after 25 years of Independence. Laruelle M., Kurmanova A., eds. Central Asia – 25. Thoughts on the past, projection of the future: a collection of essays. Washington, George Washington University, 2017. 128 p. (In Russ.) Available at: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2985059

16. Наумкин В.В., Зарипов И.А., Кузнецов В.А., Орлов В.В. Стратегии выстраивания отношений между государством и исламом в России и арабском мире. Minbar. Islamic Studies, 2021, № 14 (1), сс. 13-49. Naumkin V.V., Zaripov I.A., Kuznetsov V.A., Orlov V.V. Strategies for Building Relations between the State and Islam in Russia and the Arab World. Minbar. Islamic Studies, 2021, no. 14 (1), pp. 13-49. (In Russ.) DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-1-13-49

17. Roy O. L' echec de l' Islam politique. Paris, Edition du Seuil, 1992. 320 p.

18. Kepel G. Jihad. Expansion et declin de l’islamisme. Paris, Gallimard, 2000. 460 p.

19. Kepel G. La Revanche de Dieu. Chrétiens, juifs et musulmans à la reconquête du monde Broché. Paris, Editions du Seuil,1991. 288 p.

20. Brown N. J., Hamzawy A. Between Religion and Politics. Washington, D.C., Carnegie Foundation for International Peace, 2010. 213 p.

21. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Москва, Международные отношения, 2003. 563 с. Zhdanov N.V. Islamic Concept of World Order. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya, 2003. 563 p. (In Russ.)



Дополнительные библиографические источники и материалы

1.    Freedom in the World. Freedom House. Available at: https://freedomhouse.org/report/freedom-world (accessed 12.12.2022).

2.    Конституции государств (стран) мира. Библиотека конституций Пашкова Романа. Constitutions of states (countries) of the world. Library of constitutions of Pashkov Roman. (In Russ.) Available at: https://worldconstitutions.ru/?cat=27 (accessed 13.05.2023).

3.    Афганистан во власти талибов. Интерфакс, 11.02.2022–23.02.2023 г. Afghanistan in the power of the Taliban. Interfax, 11.02.2022–23.02.2023. (In Russ.) Available at: https://www.interfax.ru/chronicle/afganistan-vo-vlasti-talibov.html (accessed 20.04.2023).

4.    “Этот режим не изменить”. Иран сотрясают массовые протесты. Ждет ли страну революция или исламские лидеры удержат власть? Lenta.ru, 14.10.2022. “This regime cannot be changed”. Massive protests shake Iran. Will the country face a revolution or will Islamic leaders hold on to power? Lenta.ru, 14.10.2022. (In Russ.) Available at: https://lenta.ru/articles/2022/10/14/separ_iran/ (accessed 20.04.2023).

5.    Democracy index 2021. The China challenge. The Economist Intelligence Unit Limited, 2022.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх