Армянская АЭС в фокусе геополитических интересов на Южном Кавказе

 
Код статьиS013122270028191-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-8-121-128
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российско-Армянский университет
Адрес: Республика Армения, Ереван
Аффилиация: Российско-Армянский университет
Адрес: Республика Армения, Ереван
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 8
Страницы121-128
Аннотация

Исследуется влияние геополитических процессов на развитие армянского “мирного атома”. В контексте обеспечения международной безопасности изучается соотношение геополитических и геоэкономических интересов глобальных и региональных акторов с развитием атомной отрасли Армении. Подчеркивается важность строительства нового атомного энергоблока в Армении с учетом основных тенденций развития атомной энергетики в Южно-Кавказском регионе. Представлены и разъяснены мотивы участия отдельных геополитических игроков в процессе развития атомной энергетики в Армении.

Ключевые слова“мирный атом”, атомная энергетика, геополитика, Армения, Южный Кавказ, Россия, ЕАЭС, США, ЕС
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке Республики Армения в рамках научного проекта № 21T-2H107.
Получено20.10.2023
Дата публикации31.08.2023
Кол-во символов20703
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Атомная энергетика – одна из наиболее перспективных и быстрорастущих отраслей мирового энергопроизводства, важная сфера геополитической конкуренции. Благодаря международным гарантиям развития “мирного атома” для стран-производителей открываются возможности торговли ядерными технологиями и энергией.
3 В Армении около 30% энергии вырабатывается на Армянской (Мецаморской) АЭС, что свидетельствует о ключевой роли атомной энергетики в диверсификации национальной энергосистемы и обеспечении энергетической безопасности. Наличие АЭС выступает одним из ведущих факторов экономической и геополитической конкурентоспособности Армении на Южном Кавказе, обеспечивая ей стратегический статус государства, развивающего “мирный атом”. В условиях существенных геополитических изменений в регионе сохранение и развитие атомной энергетики, в частности строительство нового энергоблока на действующей АЭС, чрезвычайно важны для Армении с учетом уязвимости ее энергетической инфраструктуры, в частности, отсутствия собственных запасов углеводородов, зависимости от их импорта, блокады железнодорожных и трубопроводных коммуникаций, геополитической напряженности в регионе (подробнее см. [1]).
4 Сотрудничество в сфере атомной энергетики предполагает выстраивание отношений с ведущими державами по вопросам поставок топлива и технического обслуживания реакторов [2]. В связи с этим армянский “мирный атом” является полем столкновения интересов ряда ключевых геополитических акторов, выстраивающих свою систему региональных интересов: России, США, ЕС
5

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО КАВКАЗА

6 Рост энергопотребления в мире требует интенсивного развития атомной энергетики [3]. Однако при этом возникают риски, которые связаны как с радиационной и ядерной безопасностью, так и с возможностью переключения атомного комплекса на военные цели [4]. На Южном Кавказе некоторые региональные акторы вынашивают планы не только развития атомной энергетики, но и обладания ядерным оружием, что не может не вызывать опасения с точки зрения обеспечения международной безопасности.
7 В Азербайджане еще в начале 1980-х годах советское руководство предполагало построить АЭС. В 115 км от Баку был заложен ее фундамент, однако затем проект оказался заморожен. После развала СССР в Азербайджане периодически поднимается вопрос о строительстве АЭС с реактором мощностью 1500 МВт [ист. 1]. Сейчас такая возможность обсуждается в контексте задач уменьшения доли углеводородной энергетики и диверсификации национальной энергетической системы, приведения ее в соответствие с требованиями глобальной климатической повестки. В среднесрочной перспективе зависимость Азербайджана от углеводородных ресурсов может стать тяжелым бременем для экономики и экологии страны. Aтомная генерация рассматривается как резервный источник энергии, который одновременно позволит улучшить экологическое состояние республики.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 162

Оценка читателей: голосов 0

1. Davtyan V. The Armenian Nuclear Power Plant: Problems of Electricity Export. MATEC Web of Conferences, 2018, vol. 212, article no. 02010. 7 p. Available at: https://doi.org/10.1051/matecconf/201821202010

2. Nakano J. The Changing Geopolitics of Nuclear Energy. A Look at the United States, Russia, and China. CSIS, 12.03.2020. 35 p. Available at: https://www.csis.org/analysis/changing-geopolitics-nuclear-energy-look-united-states-russia-and-china (accessed 12.04.2023).

3. Жарких М.В. Мирный атом – из XX в XXI в.: от оружия массового уничтожения до двигателя массового прогресса. Вестник МГИМО-Университета, 2012, № 5 (26), сс. 132-142. Zharkikh M.V. “Peaceful Atom” – from the XXth to the XXI Century: from the Weapons of Mass Destruction to the Driver of the Massive Progress. MGIMO Review of International Relations, 2012, no. 5 (26), pp. 132-142. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-5-26-132-142

4. Бойко А.А. Мирополитические аспекты развития атомной энергетики. Теории и проблемы политических исследований, 2016, т. 5, № 6А, сс. 28-46. Boiko A.A. World Political Aspects of Nuclear Atomic Development. Theories and Problems of Political Studies, 2016, vol. 5, no. 6А, pp. 28-46. (In Russ.)

5. Դավթյան Վ.Ս., Թևոսյան Հ.Խ. Հայաստանի էներգետիկ քաղաքականության զարգացման միտումները. Եր.: Կոնրադ Ադենաուեր հիմնադրամ, 2019. 144 էջ. Davtyan V.S., Tevosyan H.Kh. Development Trends in the Energy Policy of Armenia. Konrad Adenauer Foundation, 2019. 144 p. (In Arm.)

6. Бойко А.А. Перспективные направления сотрудничества ЕАЭС на региональном и глобальном рынке технологий и оборудования ядерного топливного цикла. Геоэкономика энергетики, 2019, № 4, сс. 75-90. Boiko A.A. Promising Areas of Cooperation of the EAEU in the Regional and Global Market of Nuclear Fuel Cycle Technologies and Equipment. Geoeconomics of Energetics, 2019, no. 4, pp. 75-90. (In Russ.)

7. Rumer E., Sokolsky R., Stronski P. U.S. Policy toward the South Caucasus: Take Three. Washington, Carnegie Endowment for International Peace, 31.05.2017. 36 p.

8. Nakano J. The Geopolitics of Nuclear Energy in the Era of Energy Transition. Oxford Energy Forum, 2021, iss. 126, pp. 34-36.

9. Simão L. Nuclear Security in the EU’s Vicinity: Challenges of the Metsamor Nuclear Power Plant. Caucasus International, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 29-39.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Риски и возможности: нужна ли Азербайджану атомная электростанция. Sputnik Азербайджан, 18.10.2021. Risks and Opportunities: Does Azerbaijan Need a Nuclear Power Plant? Sputnik Azerbaijan, 18.10.2021. (In Russ.) Available at: https://az.sputniknews.ru/20211018/riski-i-vozmozhnosti-nuzhna-li-azerbaydzhanu-atomnaya-elektrostantsiya-434193898.html (accessed 29.03.2023).

2. Декларация о союзническом взаимодействии России и Азербайджана. Президент России: официальный сайт, 22.02.2022. Declaration on Allied Cooperation between Russia and Azerbaijan. The President of Russia: Official Website, 22.02.2022. (In Russ.) Available at: http://kremlin.ru/supplement/5777 (accessed 29.03.2023).

3. Law of Georgia “On Nuclear and Radiation Safety” no. 5912-RS. Parliament of Georgia, 20.03.2012. Available at: https://matsne.gov.ge/en/document/view/1618592?publication=6 (accessed 27.04.2023).

4. ՀՀ Կառավարության որոշումը «Հայկական ատոմային էլեկտրակայան» փակ բաժնետիրական ընկերության բաժնետոմսերով հավաստված իրավունքները հավատարմագրային կառավարման հանձնելու մասին. 17 սեպտեմբերի 2003 թ., № 1211-Ա. The Decision of the Government of the Republic of Armenia on the Transfer of the Rights Secured by Shares to “Armenian Nuclear Power Plant” no. 1211-A. CJSC Management Company TRUST, 17.09.2003. (In Arm.)

5. Армения подтвердила отказ “Интер РАО” от управления Армянской АЭС. РИА Новости, 26.11.2011. Armenia Confirmed the Refusal of “Inter RAO” from the Management of the Armenian NPP. RIA Novosti, 26.11.2011. (In Russ.) Available at: https://ria.ru/20111126/498791107.html (accessed 29.03.2023).

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством РА о предоставлении Правительству РА государственного экспортного кредита для финансирования работ по продлению срока эксплуатации атомной электростанции на территории РА.  Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Armenia on the Provision of a State Export Credit to the Government of the Republic of Armenia to Finance Works to Extend the Life of a Nuclear Power Plant in the Territory of the Republic of Armenia. (In Russ.) Available at: https://docs.cntd.ru/document/420263554 (accessed 29.03.2023).

7. Memorandum of Understanding between the HAEK CJSC and the “Rusatom Overseas” JSC. ANPP, 21.01.2022. Available at: http://anpp.am/en/info/noroutyounner/poxymbrnman-houshagir-haek-pby-ev-ao-rusatom-oversiz-ynkeroutyounneri-mijev.html (accessed 29.03.2023).

8. ՀՀ էներգետիկ համակարգի երկարաժամկետ (մինչև 2036 թ.) զարգացման ուղիները. Հավելված ՀՀ Կառավարության 2015 թ. դեկտեմբերի 10-ի նիստի N54 արձանագրային որոշման. Long-term Development Strategy of the Energy System of the Republic of Armenia (till 2036). Annex to the Protocol Decision no. 54 of the Government of RA. (In Arm.)

9. Armenia Least Cost Energy Development Plan: 2020–2036. Market Liberalization аnd Electricity Trade (MLET) Program. USAID, November 2019. Available at: https://policy.asiapacificenergy.org/sites/default/files/Armenia%20Least%20Cost%20Energy%20Development%20Plan%202020-2036.pdf (accessed 27.04.2023).

10. The United States of America and the Republic of Armenia Sign a Memorandum of Understanding Concerning Civil Nuclear Cooperation. U.S. Department of State, 02.05.2022. Available at: https://www.state.gov/the-united-states-of-america-and-the-republic-of-armenia-sign-a-memorandum-of-understanding-concerning-strategic-civil-nuclear-cooperation/ (accessed 29.03.2023).

11. EU–Armenia Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22018A0126(01)&from=EN (accessed 29.03.2023).

12. Armenia’s Precarious Balance: The European Union (EU) and The Eurasian Economic Union (EAEU). Berlin, Konrad Adenauer Stiftung, 2020. 86 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх