Diplomacy of the Republic of Kazakhstan: Evolution of Foreign Policy Concepts

 
PIIS013122270028182-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-7-74-84
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Centre for Contemporary Research Study “Alternativa”
Address: Republic of Kazakhstan, Almaty
Affiliation: Centre for Contemporary Research Study “Alternativa”
Address: Republic of Kazakhstan, Almaty
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 67 Issue 7
Pages74-84
Abstract

During the thirty years of the country’s independence, the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan developed several foreign policy concepts. The first document, which established the well-known Kazakh multi-vector approach, appeared in 1995. By that time, Kazakhstan had established constructive cooperation not only with the world major actors (Russia, China, US) and international organizations (EU, NATO, OIC), but also with the neighbors in the Central Asian region. In 1995, the Kazakh leadership took action to remove the Soviet nuclear weapons from its territory. All of the above steps demonstrated that Kazakhstan is a reliable and predictable foreign policy partner, as well as a responsible member of the international community. In 2000, 2005 and 2014, the foreign policy concepts were amended. The necessary amendments were prompted by domestic developments in the country, as well as the situation in the international arena. In 2019, the Foreign Policy Concept 2020–2030 was adopted. This document was not only part of the election program of the President C.-J.C. Tokayev, it was a concept confirming the continuity of the multi-vector and balanced foreign policy of the “new” and “listening” Kazakhstan. Additionally in this document, Kazakhstan openly declared its intention to secure the status of a “leading state in the region”. Therefore, Kazakhstan’s relations with other countries of Central Asia acquired a strategic character. The Republic of Kazakhstan also called for expansion of multilateral dialogue and cooperation in the region, for strengthening the existing formats of interaction between the Central Asian countries and external partners. The current Foreign Policy Concept is not only a guide to action for Kazakhstan itself, but it also sends clear signals to foreign partners regarding the limits of what is acceptable in relations with the Republic of Kazakhstan. This message seems important in today’s turbulent system of international relations, when new pillars of sustainable development are needed not only for individual countries, but for the entire world.

KeywordsKazakhstan, Foreign Policy Concept, foreign policy priorities, pragmatism, multi-vector foreign policy, “listening state”
Received20.10.2023
Publication date31.07.2023
Number of characters37712
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 С начала существования независимого государства Министерство иностранных дел Республики Казахстан (МИД РК) разработало ряд внешнеполитических Концепций. Работа специалистов над первым документом была начата в 1993 г., однако сформулировать приемлемую концепцию им не удалось. Это объяснялось тем, что Казахстану приходилось все начинать практически с самого начала.
3 Намного легче1 данный процесс происходил в России, унаследовавшей обязательства СССР. В апреле 1993 г. распоряжением президента Б.Н. Ельцина были приняты Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации. В США в тот период шли дискуссии между сторонниками “жесткой” и “либеральной” линий. В 1996 г. с приходом президента Б. Клинтона утвердился “либерально-консервативный вариант лидерства с элементами гегемонии” [1]. 1. В 1992 г. экспертное сообщество России разработало два варианта Концепции. Автором одного стал Верховный совет, который использовал “советские” подходы. Президентский же документ был в большей степени ориентирован на диалог с Западом.
4 В Республике Казахстан специалисты смогли сформулировать основные направления дипломатии к 1995 г., когда были достигнуты первые результаты процесса выстраивания прагматического и конструктивного взаимодействия государства с основными международными партнерами и организациями.
5 Так, в 1992 и 1994 гг. состоялись визиты президента Н.А. Назарбаева в Россию. В ходе первого был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, по итогам второго заключено 22 соглашения, в том числе по вопросам правового статуса граждан РК и РФ, а также аренды космодрома “Байконур”. Глава Казахстана в 1992 и 1994 гг. посетил и США. Во время визита 1994 г. стороны подписали Хартию о демократическом партнерстве. В 1993 г. в Пекине состоялся казахстанско-китайский саммит, в ходе которого была принята Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений. В 1994 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн находился в Алматы с визитом, итогом которого стало заключение Соглашения о казахстанско-китайской границе. В ходе второго казахстанско-китайского саммита в Пекине в 1995 г. была принята Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений. В 1995 г., находясь с визитом в Брюсселе, президент Казахстана подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Годом ранее Республика Казахстан (как и другие страны СНГ) присоединилась к программе НАТО “Партнерство во имя мира”.
6 Важные шаги были предприняты в области безопасности. В 1992 г. Казахстан вместе с Россией, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном подписал Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Главы государств – участников ДКБ в феврале 1995 г. приняли декларацию с изложением общих взглядов, а также утвердили План реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества государств – участников ДКБ. В 1996 г. Совет коллективной безопасности (СКБ) одобрил положение о Секретариате СКБ2. Усилия Казахстана, направленные на становление Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), привели к тому, что в январе 2022 г. ее миротворческий потенциал был задействован для стабилизации и обеспечения целостности Республики Казахстан. 2. В подготовке документа участвовал один из авторов статьи (кандидат исторических наук), работавший в тот период первым секретарем посольства РК в Москве.

Number of purchasers: 1, views: 286

Readers community rating: votes 0

1. Шаклеина Т.А. Концепции внешней политики США после окончания холодной войны: Дискуссии в американских политико-академических кругах о роли и месте США в новом мировом порядке. Автореф. дисс. докт. полит. наук. Москва, 2003. 60 с. Shakleina T.A. Concepts of US Foreign Policy after the End of the Cold War: Discussions in American Political and Academic Circles about the Role and Place of the United States in the New World Order. Dr. Diss. (Pol.) Abstract. Moscow, 2003. 60 p. (In Russ.)

2. Чеботарёв А. История независимого Казахстана: политическая модернизация. Алматы, ИД “Жибек жолы”, 2022. 316 с. Chebotarev A. History of Independent Kazakhstan: Political Modernization. Almaty, Zhibek Zholy, 2022. 316 p. (In Russ.)

3. Токаев Т.К. Стратегия Республики Казахстан в отношении Запада: национальные интересы, приоритеты, направления. Автореф. дисс. канд. полит. наук. Москва, 2009. 25 с. Tokayev T.K. The Strategy of the Republic of Kazakhstan towards the West: National Interests, Priorities, Directions. Cand. Diss. (Polit.) Abstract. Moscow, 2009. 25 p. (In Russ.)

4. Токаев К.-Ж.К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, Білім, 1997. 736 с. Tokayev K.-Zh.K. Under the Banner of Independence: Essays on the Foreign Policy of Kazakhstan. Almaty, Bilim, 1997. 736 p. (In Russ.)

5. Губайдуллина М.Ш. 20 лет в международном сообществе: многовекторный курс Казахстана. Вестник КазНУ. Серия: международные отношения и международное право, 2011, № 56, сс. 1-8. Gubaidullina M.Sh. 20 Years in the International Community: Kazakhstan’s Multi-Vector Course. Vestnik KazNU. Series: International Relations and International Law, 2011, no. 56, pp. 1-8. (In Russ.)

6. Тургамбаев. А. Основные этапы развития внешней политики Республики Казахстан. Международная жизнь, 2019, № 7, сс. 56-65. Turgambaev A. The Main Stages in the Development of the Foreign Policy of the Republic of Kazakhstan. International Affairs, 2019, no. 7, pp. 56-65. (In Russ.)

7. Аватков В.А. Идейно-ценностный фактор в тюркских государствах постсоветского пространства. Мировая политика, 2019, № 4, сс. 1-12. Avatkov V.A. Ideological and Value Factor in the Turkic States of the Post-Soviet Space. World Politics, 2019, no. 4, pp. 1-12. DOI: 10.25136/2409-8671.2019.4.31235 (In Russ.)

8. Курмангужин Р.С. К вопросу о новых аспектах культурно-гуманитарного направления новой Концепции внешней политики Республики Казахстан. Альтернатива, 04.11.2019. Kurmanguzhin R.S. On the Issue of New Aspects of the Cultural and Humanitarian Aspects of the New Foreign Policy Concept of the Republic of Kazakhstan. Alternativa, 04.11.2019. (In Russ.) Available at: http://www.alternativakz.com/index.php?nid=415/ (accessed 20.04.2023).

9. Курмангужин Р. История независимого Казахстана: внешняя политика. Алматы, ИД “Жибек Жолы”, 2022. 304 с. Kurmanguzhin R. History of Independent Kazakhstan: Foreign Policy. Almaty, Zhibek Zholy, 2022. 304 p. (In Russ.)

10. Чеботарёв А. Особенности новой концепции внешней политики Казахстана. Cabar, 23.04.2020. Chebotarev A. Features of the new concept of foreign policy of Kazakhstan. Cabar, 23.04.2020. (In Russ.) Available at: https://cabar.asia/ru/osobennosti-novoj-kontseptsii-vneshnej-politiki-kazahstana (accessed 20.04.2023).

11. Курмангужин Р.С. Республика Казахстан – Европейский Союз: казахстанские инициативы по сотрудничеству с Евросоюзом. (2000–2010). Астана, 2014. 176 с. Kurmanguzhin R.S. Republic of Kazakhstan – European Union: Kazakh initiatives for cooperation with the European Union. (2000–2010). Astana, 2014. 176 p. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up