«Knowledge economy» and its contribution to the formation of economic growth rate

 
PIIS020736760008028-9-1
DOI10.31857/S020736760008028-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvo i ekonomika
EditionIssue 1
Pages22-37
Abstract

To assess the contribution of “knowledge economy” to the formation of economic growth rate in various countries, the author identifies two aggregated sectors: the “knowledge economy”, which includes certain types of activities related to the reproduction, replication and transfer of knowledge and the economy of other types of business activities for which these functions are not decisive. The use of structural analysis within the framework of this problem statement makes it possible to obtain a structural formula for assessing the contribution of each aggregated sector to the formation of the growth rate of gross value added (GDP). The research reveals that the share of “knowledge economy” in Russia and its contribution to the formation of economic growth rate remains rather low, compared with other countries under consideration. This said, the formation of a new growth model for Russian economy should comprise the measures ensuring the expansion of the "knowledge economy” capabilities and increasing its role in the development of the economy. 

Keywords“knowledge economy”, economic growth, gross domestic product, sector contribution to the economic growth rate, growth rate ratio
Received30.01.2020
Publication date31.01.2020
Number of characters41157
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Уже несколько десятилетий на повестке дня в дискуссиях по поводу общественного развития центральное место занимает проблема развития информационной экономики или «экономики знаний» 1 и особенно такое его направление как «управление знаниями»2. В рамках этого направления основные акценты делаются на исследовании обмена знаниями, применения их в бизнесе и управлении, функционирования информационных систем3. Число исследований, масштаб и глубина рассматриваемых вопросов в данной области постоянно увеличиваются4. 1. Иногда говорят «информационное общество» или «общество знаний». Эти понятия часто используются почти эквивалентно, хотя имеется существенная разница между информацией и знаниями как особого типа накопленной структурированной и релевантной информации, пригодной к многократному применению и позволяющей создавать новые виды знаний и технологий. См. Сухарев О.С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост // М.: Финансы и статистика, 2015. 288 с.

2. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике // М.: ИЭ РАН. 2008. 88 с.

3. Al-Emran M., Mezhuyev V., Kamaludin A., Shaalan K. The impact of knowledge management processes on information systems: A systematic review // International Journal of Information Management, Volume 43, December 2018, pp. 173-187.

4. Costa E., Soares A., Pinho de Sousa J. Information, knowledge and collaboration management in the internationalisation of SMEs: A systematic literature review // International Journal of Information Management, Volume 36, Issue 4, August 2016, pp. 557-569.
2 В отличие от информации знания представляют собой не просто накопленные данные5, а структурированные данные, имеющие ценность в многократном применении и, в отличие от информации, изменяющиеся с меньшей скоростью. Более того, полученные знания довольно трудно пересмотреть, в отличие от информации, характеризующейся перманентным режимом изменения. Если передача информации возможна от одного агента к другому и в общем случае не требует специального режима передачи, то передача знаний осуществляется в процессе обучения в специально организованном секторе экономики – образовании и науке. Задача образования и науки – воспроизвести и передать знания, накопить, сохранить, найти способы применения. В связи с этим именно реформирование системы науки и образования во многих развитых странах выступает способом, влияющим на экономическое развитие, поскольку знания, воплощаемые в технологиях, и образованности (то есть обладающее знаниями) население, стали сильнейшими факторами современного конкурентного процесса и хозяйственной динамики. 5. Porrini P., Starbuck W. Information and Knowledge, Organizational // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition), 2015, pp. 72-76.
3 Однако знания всегда играли значительную роль в экономическом развитии общества, так что даже в традиционном сельскохозяйственном укладе требовались знания о возделываемых культурах, обработке почвы (прообраз агротехнологий). Другое дело, что знания не представляли собой самостоятельного товара в современном смысле, и по существу отсутствовали виды деятельности, в рамках которых агенты занимались только тем, что целенаправленно создавали новое знание. Сегодня такие секторы экономики существуют, и результатом их функционирования становятся различные виды знаний. Кроме того, развёрнута информационная инфраструктура в виде компьютеров и телекоммуникационных сетей (интернета), которая позволяет хранить, систематизировать, обобщать, отбирать и использовать не только информацию, но и знания, выбирая наиболее релевантное знание для решения возникающих задач в различных отраслях хозяйства и направлений совершенствования техники. Считается, что чем выше потенциал экономики по уровню знаний, тем шире возможности по инновационному её развитию в перспективе6. Одним из рецептов экономического роста выступают инвестиции в человеческий капитал как условие накопления и распространения знаний, внедрения их на практике, что и создаёт новую динамику развития. Нужно заметить, что в разных странах, обладающих своей хозяйственной структурой и условиями функционирования, этот рецепт срабатывает неодинаково. Динамика инвестиций в человека отличается, но и исходные заделы в области знаний, накопленных технологических возможностей, также различны. Это не может не сказаться на эффективности организации системы образования и инвестициях в человека. 6. Kianto, A., Sáenz, J., Aramburu, N. >>>> // >>>> . 2017, vol. 81, рp. 11-20.

Number of purchasers: 0, views: 368

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up