Энергетические инициативы Шанхайской организации сотрудничества

 
Код статьиS013122270027400-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-6-27-35
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Дипломатическая академия МИД России
Адрес: РФ, 119021 Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 6
Страницы27-35
Аннотация

В августе 2022 г. о своем намерении присоединиться к Шанхайской организации сотрудничества заявили десять стран, в том числе государства арабского мира: ОАЭ, Сирия, Катар и Саудовская Аравия. Сегодня в условиях нарастающего санкционного давления это интеграционное объединение рассматривается в качестве надежного форпоста, базирующегося на принципе консенсусного принятия решений. События последних лет показали, насколько хрупким является правовое обеспечение международного миропорядка. В настоящее время ШОС выступает в роли площадки для многосторонней дипломатии, где вырабатывается консолидированная позиция по актуальным вопросам. Изучение текущих направлений развития энергетического взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, оценка перспектив их дальнейшего расширения и углубления с учетом реализации интересов и стратегических целей Российской Федерации видятся актуальной задачей.

Ключевые словаШанхайская организация сотрудничества, энергетическая политика, климатическое финансирование, транзит энергоресурсов, национальные энергосистемы, энергетическая безопасность, климатические изменения
Получено28.08.2023
Дата публикации30.06.2023
Кол-во символов23570
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На момент создания Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была призвана обеспечить эффективное взаимодействие в области политики и безопасности в соответствии с принципами “неприсоединения, неконфронтации и ненаправленности против любой третьей стороны” (non-alignment, non-confrontation and the non-targeting). Со временем круг и характер задач организации заметно расширился.
2 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР
3 События последнего времени свидетельствуют об усилении энергетического взаимодействия в рамках ШОС. В ноябре 2021 г. на заседании Совета глав правительств государств – членов ШОС глава Правительства РФ М. Мишустин подчеркнул, что Россия поддерживает сотрудничество государств – участников ШОС в сфере реализации совместных транспортных инициатив и осуществления “зеленого” перехода [ист. 1]. Согласно совместному заявлению России и Китая, сделанному в феврале 2022 г., стороны планируют придать дополнительный импульс экономическому взаимодействию между государствами – членами ШОС в транспортной, энергетической и других сферах с учетом использования ресурсосберегающих, энергоэффективных и “зеленых” технологий [ист. 2].
4 Преобладание энергетической составляющей среди основных векторов развития этого объединения считается закономерным, поскольку в его состав входят крупные производители и потребители энергоресурсов, а также государства, обладающие значительным транзитным потенциалом. Принятие Концепции сотрудничества в энергетической сфере и запуск нового формата взаимодействия – совещаний министров энергетики – дополнительно подчеркивают приоритетный характер развития заданного направления.
5 Энергетическую политику стран – членов ШОС важно рассматривать с учетом региональных особенностей, в том числе:
6 – прогнозируемого значительного роста спроса на электроэнергию и иные виды энергии;
7 – неразвитости транспортной системы, в частности, отсутствия у отдельных государств (Таджикистана и Кыргызстана) полноценной национальной железнодорожной сети [ист. 3];
8 – приверженности целям низкоуглеродного развития: принятие мер по наращиванию доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в национальных энергетических балансах, повышение энергоэффективности, сокращение энергопотерь и др.
9 В связи с неравномерным распределением энергоресурсов и различным уровнем экономического развития стран ШОС для них крайне актуально привлечение иностранных инвестиций, а также получение передового зарубежного опыта для модернизации существующих и строительства новых объектов энергетической инфраструктуры. Поэтому увеличение числа партнеров в проектах по разработке и добыче энергоресурсов считается ключевой задачей.
10 В соответствии с актуальной международной повесткой одним из основных методов привлечения финансирования является включение целей низкоуглеродного развития в стратегии национальных энергосистем. В качестве мер нивелирования климатических изменений страны ШОС ратифицировали ряд международных соглашений, приняли определяемые на национальном уровне вклады и иные обязательства по достижению углеродной нейтральности, доработали национальные стратегии в части энергетической политики, разработали стимулирующие меры ускоренного внедрения ВИЭ и др. Включение “зеленой” повестки в число приоритетных направлений развития государств – участников ШОС следует считать рациональной инициативой, поскольку послужит решению целого ряда стратегических задач.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 121

Оценка читателей: голосов 0

1. Боришполец К., Бабаджанов А. Водные ресурсы Центральной Азии в контексте регионального сотрудничества. Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России, 2017, № 9 (29). 26 с. Borishpolets K., Babadzhanov A. Water Resources of Central Asia in the Context of Regional Cooperation. Analytical Notes of the Scientific Coordinating Council for International Studies of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, 2017, no. 9 (29). 26 p. (In Russ.)

2. Sánchez-Muñoz C., Matei S., Howell K. The World’s Top Recipients of Foreign Direct Investment. IMF BLOG, 16.12.2021. Available at: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2021/12/16/the-worlds-top-recipients-of-foreign-direct-investment#:~:text=According%20to%20the%20latest%20results,Singapore%2C%20Switzerland%2C%20Ireland%2C%20ad (accessed 01.12.2022).

3. Wishart A., Abidi A. The Energy Transition in Central Asia: Drivers, Policy and Opportunities. International Bar Association, 07.12.2021. Available at: https://www.ibanet.org/energy-transition-central-asia (accessed 01.12.2022).

4. Solaymani S. A Review on Energy and Renewable Energy Policies in Iran. Sustainability, 30.06.2021, no. 13 (13). Available at: https://doi.org/10.3390/su13137328

5. Birol F., Kant A. India’s Clean Energy Transition Is Rapidly Underway, Benefiting the Entire World. Paris, International Energy Agency, 10.01.2022. Available at: https://www.iea.org/commentaries/india-s-clean-energy-transition-is-rapidly-underway-benefiting-the-entire-world (accessed 01.12.2022).



Дополнительные библиографические источники и материалы

Заседание Совета глав правительств государств – членов ШОС 25 ноября 2021 г. Правительство РФ, 25.11.2021.

Government of the Russian Federation, November 25, 2021. (In Russ.) Available at: http://government.ru/news/43901/ (accessed 01.12.2022).

04.02.2022.

Website of the President of Russia, 04.02.22. (In Russ.) Available at: http://kremlin.ru/supplement/5770/print (accessed 01.12.2022).

Poll Conducted. In Your Opinion, What Are the US Long-term Goals for Russia? Available at: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/the-paradoxes-of-social-and- economic-development-in-central-asia/ (accessed 03.12.2022).

. Available at: https://vie.korem.kz/uploads/INVESTOR%E2%80%99S%20GUIDE%20TO%20RENEWABLE%20ENERGY%20PROJECTS%20IN%20KAZAKHSTAN_2021_USAID%2021.09.2021.pdf (accessed 02.12.2022).

, 28.07.2021.

. EDB, 28.07.2021. (In Russ.) Available at: https://eabr.org/analytics/special-reports/investitsii-v-vodno-energeticheskiy-kompleks-tsentralnoy-azii/ (accessed 02.12.2022).

Проекты в области электроэнергетики. Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан.

. Ministry of Energy and Water Resources of the Republic of Tajikistan. (In Russ.) Available at: https://www.mewr.tj/?page_id=266 (accessed 02.12.2022).

, 26.01.2022.

IA Avesta, 26.01.2022. (In Russ.) Available at: https://avesta.tj/2022/01/26/v-tadzhikistane-realizuyutsya-18-investproektov-v-sfere-energetiki-na-summu-16-6-mlrd-somoni/ (accessed 01.12.2022).

, 28.03.2022.

Pravda Vostoka, 28.03.2022. (In Russ.) Available at: https://yuz.uz/ru/news/v-uzbekistane-sozdan-natsionalny-nauchno-issledovatelskiy-institut-vozobnovlyaemx-istochnikov-energii (accessed 01.12.2022).

, 11.04.2022.

IA EADaily, 11.04.2022. (In Russ.) Available at: https://eadaily.com/ru/news/2022/04/11/strany-shos-v-tashkente-obsudili-dostizheniya-nauki-i-tehniki (accessed 03.12.2022).

International Renewable Energy Agency, 30.03.2022. Available at: https://www.irena.org/events/2022/Mar/Capacity-Building-for-Renewable-Energy-Targets-in-the-Kyrgyz-republic (accessed 03.12.2022).

2018. 36 c.

. World Bank Group, August 2018. 36 p. (In Russ.) Available at: https://sk.kz/upload/iblock/3f5/3f5f8e2087688517bcc667eeebc82630.pdf (accessed 03.12.2022).

О строительстве АЭС в мире. Министерство энергетики Республики Казахстан, март 2022.

. Ministry of Energy of the Republic of Kazakhstan, March 2022. (In Russ.) Available at: https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/press/news/details/345482?directionId=214&lang=ru (accessed 02.12.2022).

Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана. Министерство энергетики и водных ресурсов Таджикистана.

. Ministry of Energy and Water Resources of Tajikistan. (In Russ.) Available at: https://www.mewr.tj/?page_id=614 (accessed 02.12.2022).

Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China, 05.02.2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx_662805/202202/t20220207_10639656.html (accessed 02.12.2022).

Renewable Capacity Statistics 2021. International Renewable Energy Agency, 2021. Available at: https://www.irena.org/publications/2021/March/Renewable-Capacity-Statistics-2021 (accessed 02.12.2022).

. The Government of the People's Republic of China. (In Chin.) Available at: http://www.gov.cn/zhengce/2022-03/24/content_5680958.htm (accessed 02.12.2022).

, 15.12.2022.

Finam, 15.12.2022. (In Rus.) Available at: https://www.finam.ru/publications/item/proekty-na-yamale-pozvolyat-uvelichit-proizvodstvo-spg-v-rossii-na-70-mlrd-kubometrov-k-2030-godu-20221215-1630/ (accessed 10.03.2023).

Development Partners’ Coordination Council. Available at: http://www.donors.kg/en/4354-kyrgyzstan-ranks-third-most-vulnerable-to-climate-change-impacts-in-central-asia (accessed 04.12.2022).

. Kyrgyzstan Is One of the Most Vulnerable Countries to Climate Change in Central Asia. UNICEF, 22.03.2017. Available at: https://www.unicef.org/kyrgyzstan/press-releases/kyrgyzstan-one-most-vulnerable-countries-climate-change-central-asia (accessed 04.12.2022).

, 30.11.2020.

. RIA Novosti, 30.11.2020. (In Russ.) Available at: https://ria.ru/20201130/mishustin-1586956411.html (accessed 04.12.2022).

, 25.11.2021.

Prime, 25.11.2021. (In Russ.) Available at: https://1prime.ru/macroeconomics/20211125/835324470.html (accessed 04.12.2022).

, 17.09.2021.

Parliamentary Newspaper, 17.09.2021. (In Russ.) Available at: https://www.pnp.ru/politics/putin-predlozhil-vozobnovit-rabotu-kontaktnoy-gruppy-shos-afganistan.html (accessed 04.12.2022).

D-Russia.ru, 25.11.2021.

D-Russia.ru, 25.11.2021. (In Russ.) Available at: https://d-russia.ru/glava-pravitelstva-rf-prizval-strany-shos-naladit-kooperaciju-po-vnedreniju-cifry-v-juridicheskoj-sfere.html (accessed 02.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх