“Отмена” России: последствия для культурной дипломатии

 
Код статьиS013122270025745-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-4-123-131
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация:
МГИМО МИД России
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ
Адрес: Российская Федерация
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №4
Страницы123-131
Аннотация

Анализируя понятия “культуры отмены” и “культурной дипломатии”, авторы статьи исследуют их практическое взаимодействие на примере кейса “канселинга” (отмены) российской культуры за рубежом после начала Специальной военной операции России на Украине. Учитывая широкомасштабное политическое противостояние России и США, а также специфику российского и американского подходов к культурной дипломатии как средству усиления своего влияния в мире, в статье констатируется превращение “культуры отмены” в инструмент внешнеполитического воздействия.

Ключевые слова“культура отмены”, “канселинг”, культурная дипломатия, публичная дипломатия, “мягкая сила”, массовая культура, высокая культура, США, Россия, СВО
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках научно-исследовательского проекта «Возможности и ограничения культурной дипломатии в эпоху “культуры отмены”» по гранту МГИМО МИД РФ на выполнение научных работ молодыми исследователями под руководством докторов или кандидатов наук № КМУ-12 “Кластерные исследования”.
Получено24.05.2023
Дата публикации24.05.2023
Кол-во символов22372
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Цель данной статьи состоит в том, чтобы проанализировать, как “культура отмены”, или “канселинг” (от англ. cancel – отменять), влияет на культурную дипломатию государств на примере антироссийской кампании, развернутой на Западе после начала Специальной военной операции ВС РФ на Украине (СВО), в рамках которой “отмене” подвергся ряд российских культурных деятелей и достижений. Для реализации этой цели авторы поставили задачу изучить понятия “культура отмены” и “культурная дипломатия”; проанализировать истоки появления феномена “культуры отмены” и его составляющие; исследовать различные подходы к культурной дипломатии. Также будет подробно рассмотрен механизм влияния на международное общественное мнение, который задействует культурная дипломатия государств для реализации внешней политики с точки зрения психологического воздействия, чтобы была возможность установить, как именно феномен “отмены” влияет на соответствующий потенциал государств. Культурная дипломатия США была выбрана в качестве второго кейса помимо российского по ряду причин. Во-первых, анализируя воздействие “культуры отмены” на российскую культурную дипломатию, авторы исследуют ситуацию в контексте происходящего широкомасштабного политического противостояния между Россией и Соединенными Штатами, соответственно, сфера международного общественного мнения, в которой реализуется культурная дипломатия, рассматривается как одно из пространств российско-американской конкуренции. Во-вторых, был учтен американский генезис феномена “культуры отмены”. В-третьих, американская культурная дипломатия является подходящей для совместного анализа с российской, так как у обоих государств принципиально разные подходы к соответствующей практике – Россия опирается в первую очередь на высокую культуру, а США – на массовую, таким образом, в случае ослабления международного присутствия российской высокой культуры из-за “отмены” американская культурная дипломатия получает однозначное преимущество, потому что в сфере зарубежного распространения массовой культуры РФ не может конкурировать с США.
3 Гипотеза исследования заключается в следующем: “отмена” российской культуры на фоне СВО не только ослабляет возможности культурной дипломатии России (и ее международного влияния в целом), но и создает для США дополнительное конкурентное преимущество в данной сфере. Тем самым, “канселинг” становится инструментом внешнеполитического воздействия.
4 “Культура отмены” и еЕ проявления
5 “Культура отмены” как социокультурный феномен начала обретать свою значимость сравнительно недавно – после 2014 г. [1]. Катализатором этого процесса считается подъем сначала в США, а затем и в мире движений Me Too (против сексуальных домогательств) и BLM (против расовой дискриминации), в рамках которых множество знаменитостей были подвергнуты современной форме остракизма. Американский исследователь М. Кларк определяет этот феномен как “осознанное исключение из поля зрения общественности кого-то или чего-то, выражающего словом, действием или бездействием нечто настолько оскорбительное, что заслуживает лишиться чужого внимания, времени и денег” [2]. Хотя практика исключения из социума элементов, представляющих для него угрозу или нарушающих принятые правила, была знакома человечеству на протяжении всей его истории, новизна “культуры отмены” неоспорима уже потому, что изначально этот феномен развивался преимущественно в виртуальном пространстве – на просторах социальных сетей, в интернете [3].

Всего подписок: 6, всего просмотров: 341

Оценка читателей: голосов 0

1. Баранова М.В. Канселинг (cancelculture) как инновационный правокультурный феномен. Юридическая техника, 2021, № 15, сс. 123-128. Baranova M.V. Cancel Culture as an Innovative Legal and Cultural Phenomenon. Yuridicheskaya technika, 2021, no. 15, pp. 123-128. (In Russ.) Available at: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/723940426.pdf (accessed 21.11.2022).

2. Clark M.D. Drag them: A brief etymology of so-called “cancel culture”. Communication and the Public, 2020, vol. 5 (3–4), pp. 88-92. Available at: https://doi.org/10.1177/2057047320961562

3. Субботина М.В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции. Общество: социология, психология, педагогика, 2022, № 3 (95), cc. 34-37. Subbotina M.V. Cancel Culture: a Manifestation of Social Justice or a New Way of Manipulation. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2022, no. 3, pp. 34-37. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.5

4. Лисица К.Э., Туркулец В.А. “Культура отмены” как форма проявления стигматизации. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2022, № 6, сс. 107-110. Lisitsa K.E., Turkulets V.A. “Cancel Culture” as a Form of Stigmatization. Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2022, № 6, pp. 107-110. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.23672/l9940-2233-9740-s

5. Былевский П.Г., Цацкина Е.П. Феменологический анализ явления “культура отмены”. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 2022, № 2 (857), сс. 162-169. Bylevskii P.G., Tsatskina E.P. Phenomenological Analysis the Notion “Cancellation Culture”. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 2022, no. 2 (857), pp. 162-169. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.52070/2542-2197_2022_2_857_

6. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, Харвест, 1999. 446 с. Krys'ko V.G. Secrets of Psychological War (purposes, objectives, methods, forms, experiences). Minsk, Harvest, 1999. 446 p. (In Russ.)

7. Cummings M.C. Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey. Washington, D.C., Center for Arts and Culture, 2003. 15 p. Available at: https://www.americansforthearts.org/sites/default/files/MCCpaper.pdf (accessed 21.11.2022).

8. Cull N. Public Diplomacy: Taxonomies and Histories. The annals of the American academy of political and social science, 2008, vol. 616 (1), pp. 31-54. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0002716207311952 (accessed 21.11.2022).

9. Goff P. Cultural Diplomacy. The Routledge Handbook of Public Diplomacy. Cull N., Snow N., eds. New York, Routledge, 2020, pp. 30-37.

10. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. Москва, Издательство Юрайт, 2014. 553 с. Krys'ko V.G. Social Psychology: Textbook for Undergraduate Students. Moscow, Youwrite publishing, 2014. 553 p. (In Russ.)

11. Lebedeva O. Russian public diplomacy: Historical aspects. Russian public diplomacy evolution and practice. Velikaya A.A., Simsons G., eds. Cham, Palgrave Macmillan, 2020, pp. 27-45.

12. Brown J. Arts Diplomacy: The Neglected Aspect of Cultural Diplomacy. America's Dialogue with the World. Kiehl W.P., ed. Washington, DC, Public Diplomacy Council, George Washington University, 2006, pp. 71-91.

13. Tocqueville A.D. Democracy in America. Mansfield H.C., Winthrop D., eds. Chicago, University of Chicago Press, 2000. 722 p.

14. Gienow-Hecht J. Shame on US? Academics, Cultural Transfer, and the Cold War: A Critical Review. Diplomatic History, 2002, vol. 24, pp. 465-494.

15. Belmonte L.A. Selling the American Way. U.S. Propaganda and the Cold War. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, Inc., 2010. 255 p.

16. Hixson W.L. Parting the Curtain: Propaganda, Culture, and the Cold War, 1945–1961. New York, Palgrave Macmillan, 1998. 304 p.

17. Saunders R. Popular Geopolitics and Nation Branding in the Post-Soviet Realm. New York, Routledge, 2016. 278 p.

18. Цветкова Н.А. Culturalimperialism: международная образовательная политика США в годы холодной войны. Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 195 с. Tsvetkova N.A. Cultural Imperialism: International Education Policy of the U.S. during the Cold War. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University Press, 2007. 195 p. (In Russ.)

19. Fattor E.M. American Empire and the Arsenal of Entertainment: Soft Power and Cultural Weaponization. London, Palgrave Macmillan, 2014. 241 p.

20. Rosenberg E. Spreading the American Dream: American Economic and Cultural Expansion, 1890-1945. New York, Hill and Wang, 1982. 264 p.

21. Артамонова У.З. Американский кинематограф как инструмент публичной дипломатии США. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2020, № 2, сс. 110-122. Artamonova U.Z. American Cinema as an Instrument of the US Public Diplomacy. Analysis & Forecasting. Journal of IMEMO, 2020, no. 2, pp. 110-122. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/afij-2020-2-110-122

22. Zemaityte V., Coate B., Verhoeven D. Media Trade Beyond Country Borders: Five Types of Global Cinema Distribution. SSRN Electronic Journal, 28.08.2018. DOI: 10.2139/ssrn.3228310

23. Артамонова У.З. Пандемия COVID-19: вызовы и возможности для публичной дипломатии России и США. США и Канада: экономика, политика, культура, 2021, № 6, cc. 89-110. Artamonova U. COVID-19 Pandemic: Challenges and Opportunities for Russian and American Public Diplomacy. USA and Canada: Ekonomika, Politika, Kultura, 2021, no. 6, pp. 89-110. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31857/S268667300015221-3

24. Walker Ch., Ludwig, J. The meaning of sharp power. How authoritarian states project influence. Foreign Affairs, 16.11.2017. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2017-11-16/meaning-sharp-power (accessed 21.11.2022).

25. Махмуд А.Х. Sharp power. Попытка западных авторов разделить мягкую силу на “свою” и “чужую”. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения, 2020, № 4, сс. 186-202. 11Makhmud A.Kh. Sharp power. The Effort of Western Authors to Divide Soft Power оn ‘Our’ and ‘Theirs’. RSUH/RGGU Bulletin. “Political Science. History. International Relations” Series, 2020, no. 4, pp. 186-202. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.28995/2073-6339-2020-4-186-202

Система Orphus

Загрузка...
Вверх