Шанс России на обновление глобальной современности

 
Код статьиS013122270024690-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-1-56-67
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность:  доцент
Аффилиация: Институт философии и права УрО РАН
Адрес: РФ, 620108 Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №1
Страницы56-67
Аннотация

Социальная утопия Современности воплотилась в виде базового либерального консенсуса в ценностно-институциональной системе модерного общества, но в ходе реализации обнаружила свои естественные пределы, связанные с завышенными ожиданиями бесконечного прогресса, расширения всеобщих прав, доступа к ресурсам и возможностей. В ситуации упадка капиталистической миросистемы и достижения многих пределов роста, выравнивания технологического и экономического развития обществ Запада и Востока, Юга и Севера, а также завершения западной гегемонии активизируется поисковое конструирование новейших версий Современности, объясняющих и легитимирующих происходящие в глобальном мире перемены. Российское общество заинтересовано в создании и масштабировании своей версии Современности, ориентированной на объяснение закономерностей, снятие накопленных конфликтов и инициацию назревших ценностно-институциональных трансформаций, входящих в фундаментальное противоречие с “расколдованной” идеологией западного мейнстрима, построенной на двойных стандартах. С позиций мейнстрима наблюдаемое усиление нерыночной и недемократической социальной регуляции, возрождение национальных суверенитетов могут описываться только как архаика, отклонение, патология и возврат в прошлое. Однако научный дискурс Запада все чаще сам предстает лишь исторической аналогией неубедительных моральных оправданий феодального порядка, который в свое время упразднили буржуазные революции. Новейшая версия российской Современности может стать соблазняющей и убедительной для глобального мира, если обеспечит нивелирование двойных стандартов и убедительные принципы нового общественного согласия внутри российского общества

Ключевые словаСовременность, мейнстрим, система ценностей, национализм, сакральность, социальное конструирование, утопия, двойные стандарты
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Программы фундаментальных и прикладных научных исследований “Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности” 2020–2022 гг.
Получено31.05.2022
Дата публикации03.03.2023
Кол-во символов43975
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ОБНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

2 В традиционном обществе национальная или классовая идентичность (в исторической, этнической или гражданской вариации) как предмет индивидуальной и коллективной рефлексии относительно вариативности своей принадлежности к тем или иным большим воображаемым политическим сообществам не могла стать политической проблемой. Статичные, почти не меняющиеся на протяжении жизни отдельного индивида сельские общины с жесткими функциональными социальными ролями и статусом индивидов в сообществе (будь то русская, татарская, удмуртская, французская деревня) присваивали неизменную социальную роль (идентичность) на всю жизнь. Все меняет политический проект Модерна-Современности, когда в условиях постоянных и быстрых социальных изменений, легитимируемых идеей бесконечного прогресса, концепция идентичности становится важнейшим способом упорядочения динамичной и многослойной конфликтной реальности растущих городов. В них смешиваются религии, этносы, языки, профессии и экономические классы. Вавилонская башня становится актуальной метафорой модерных городов с моральных позиций традиционного, общинного сознания.
3 Первоначально политический нарратив Современности в качестве утопии играет на повышение, пытаясь создать большие синтетические политические общности, консолидированные институционально, идеологически и морально [1]. В центр социальной стратификации выдвигаются экономические классы, связанные с ролью индивидов и социальных групп в общественном разделении труда и капитала. Общество начинает привыкать к экономическому росту и постоянному расширению индивидуальных возможностей как новой норме. Ключевые социальные взаимодействия формируются как ресурсные конфликты классовых интересов в виде великих модерных идеологий, вырастающих из базового либерального консенсуса, обещающего бесконечный рост, расширение всеобщих возможностей и подпитываемый утопией прогресса. Возникает новая политическая форма нации-государства как единства территории, властного аппарата (бюрократия, властные элиты) и гражданства [2]. Чтобы удерживать эту новую политическую форму от распада, в сакральный центр политической идентичности помещается идея формально-правового равенства граждан, выражаемая в виде национализма как презумпции неизменного исторического, территориального и культурного единства граждан государства. Нация-государство становится ключевым политическим субъектом на современной политической карте мира. Национализм превращается в ключевую интеграционную и легитимирующую практику в многосоставных модерных сообществах. Он включает всеобщее участие в политических решениях и построение социального государства как способа выравнивания естественных неравенств, усиливаемых капитализмом. Национализм связан с выстраиванием универсальной иерархии политического порядка, справедливость которой обусловлена практиками всеобщего участия в выборах, распространении всеобщей воинская повинности и обязанности платить налоги.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 284

Оценка читателей: голосов 0

1. Мартьянов В.С. Политический проект Модерна. Москва, РОССПЭН, 2010. 360 с.

2. Sassen S. Territory, Authority, Rights: From Medieval to Global Assemblages. Princeton, Princeton University Press, 2006. 512 p.

3. Мартьянов В.С. В поисках другого мейнстрима. Полис. Политические исследования, 2021, № 4, сс. 112-131.

4. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. Москва, “Праксис”, 2013. 640 с.

5. Фуллер С. Постправда: Знание как борьба за власть. Москва, Издательский дом ВШЭ, 2021. 368 с.

6. Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти. Москва, Издательство Института Гайдара, 2022. 784 с.

7. Фридман Т. Плоский мир 3.0. Краткая история XXI века. Москва, АСТ, 2014. 640 с.

8. Маццукато М. Ценность всех вещей: Создание и изъятие в мировой экономике. Москва, Издательский дом ВШЭ, 2021. 408 с.

9. Стиглиц Дж. Великое разделение. Неравенство в обществе, или что делать оставшимся 99% населения? Москва, Эксмо, 2016. 480 с.

10. Бауман З. Текучая современность. СПб., Питер, 2008. 240 с.

11. Фишман Л.Г. Недовоображенное сообщество. Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН, 2018, т. 18, вып. 1, сc. 43-58.

12. Зубаревич Н. Четыре России. Ведомости, 30.12.2011.

13. Фишман Л.Г., Мартьянов В.С., Давыдов Д.А. Рентное общество: в тени труда, капитала и демократии. Москва, Издательский дом ВШЭ, 2019. 416 с.

14. Лайт С. Радикализм Бодрийяра и политическая ставка нашей современности. ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики, 2009, № 2, cc. 109-122.

15. Мюллерсон Р. От падения Берлинской стены до возведения новых ограждений. Россия в глобальной политике, 2022, т. 20, № 2, cc. 34-51.

16. Межуев В.М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации. Знание. Понимание. Умение, 2009, № 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх