Afghanistan and Mali: German “Anti-Withdrawal” Strategy?

 
PIIS013122270023635-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-12-38-47
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Scientific Information on Social Sciences, Russian Academy of Sciences (INION RAS)
Address: 51/21, Nakhimovskii Prosp., Moscow 117997, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 66 Issue 12
Pages38-47
Abstract

Against the backdrop of the modern Cold War, the instability threats the sources of which are located in the conflict-prone countries of Asia and Africa have not disappeared. One of the key tendencies is the structures of international terrorism in Western Africa, Horn of Africa, Near and partly Middle East being still in force. The article explores Germany’s attempts to keep the strategic presence in Afghanistan and Mali in the context of previous efforts to resolve armed conflicts here. The choice is due to the FRG being in a position of moving towards the role of a full-fledged global player in political and military spheres. The “rising” power becomes especially susceptible both to the risks of instability projected on it and its partners, and to the loss of strategic influence in various regions of the world. The author explores in a comparative way different aspects of German participation in the missions in Afghanistan (ISAF, then “Resolute Support”) and Mali (EUTM Mali and MINUSMA in parallel). The paper highlights political and military factors which determine the scale and forms of the Bundeswehr usage in the peacekeeping sphere during different stages of the resolution process. In Mali, Germany has tried to take into account and correct the mistakes in security sector reform conducted in Afghanistan. But at the same time, there were quite a few “narrow places” of EUTM Mali activity with FRG`s role as a framework nation. The first factor of German positions’ strategic vulnerability is dependence on a partner fully engaged in anti-terrorist combat operations. The second one is the critical perception of German efforts by the forces which have come to power in Afghanistan (Taliban) and Mali (local military officers) and have preferred the nationalization of armed conflict resolution. In this regard, the article concludes about German “anti-withdrawal” strategy.

Keywordsstrategic presence, regulation, peacekeeping, security sector reform, Bundeswehr, Africa, the East
Received20.06.2022
Publication date14.12.2022
Number of characters35193
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В начале 2020-х годов наблюдается резкое ускорение развития двух масштабных конфронтаций: между евро-атлантическим сообществом и РФ, а также США с группой партнеров и КНР. В обоих случаях отчетливо усматриваются признаки холодной войны как феномена. На этом фоне заметно уменьшилось внимание стран и институтов Запада к угрозам и вызовам безопасности, чьи источники расположены в зонах нестабильности, географически достаточно удаленных от основных линий разделения сторон – участниц конфронтаций. Вместе с тем в северной части Африки, на Ближнем и Среднем Востоке урегулирование большинства вооруженных конфликтов, развивавшихся там с участием структур международного терроризма, отнюдь не завершено и в ряде случаев даже не прошло положительной “точки невозврата”.
3 Так, в Ливии были перенесены президентских выборы, запланированные на декабрь 2021 г., что ставит под сомнение результативность мирного процесса в целом, координируемого на Берлинской конференции (с января 2020 г.). В Мали (прежде всего в ранее относительно спокойной южной части) и Буркина-Фасо наблюдается усиление террористических группировок, сплачивающихся под “зонтиком” “Исламского государства” (ИГ)1 и завязавших тесные связи с организованной преступностью [ист. 1, S. 4-6]. Данная тенденция, во многом обусловив силовые смены власти в Мали в 2020 и 2021 гг. и в Буркина-Фасо в 2022 г., поднимает вопрос о результативности действий Франции, Германии и ЕС в целом по урегулированию этих конфликтов. В Нигерии и Сомали меры, предпринимаемые США, в итоге не привели к критическому ослаблению “Боко Хорам” (“Западной провинции Исламского государства”)2 и “Аш-Шабаб”3 соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается и с силами ИГ в северной части Ирака, несмотря на поддержку странами Запада правительственных войск и пешмерга (курдских вооруженных формирований). Все еще далек от решения “вопрос Идлиба”, то есть нахождение в этой провинции Сирии остатков незаконных вооруженных формирований (НВФ) террористического характера. Наблюдаются признаки усиления “Исламского государства” в Афганистане (в частности, деятельность на его территории группы ИГ “Вилаят Хорасан”), где в целом у власти утвердилось движение “Талибан”4 [1, S. 2-7]. 1. Запрещена в России.

2. Запрещена в России.

3. Запрещена в России.

4. Запрещено в России.
4 В реалиях начала 2020-х годов эти очаги не соединены в сплошную “дугу нестабильности”, однако нельзя исключать такую возможность. В этом случае евро-атлантическое сообщество уже в третий раз (после ситуаций в 2001 г. и 2015–2016 гг.) окажется в стратегически уязвимом положении. Помимо терактов и масштабных потоков неконтролируемой миграции, уже имеющих место быть в странах Запада, обострение ситуации в Мали и Афганистане может вызвать, как показали события 2015–2016 гг., в целом разноаспектную кризисную ситуацию в ЕС. Осознание европейскими странами потенциала такой опасности проявилось в интенсификации их усилий, в том числе и военных, в области миротворчества и поддержания мира, а также в обсуждении в конце 2010-х годов идеи глобального пакта по контролю потоков беженцев [2]. Одну из ключевых ролей в этом процессе от евро-атлантического сообщества играла Германия. Ее активное участие во многом объясняется стремлением стать игроком мирового уровня и сохранить статус неформального лидера ЕС, который берет на себя повышенную ответственность в деле обеспечения международной безопасности. Однако в конце 2010-х – начале 2020-х годов сохранение стратегических позиций Германии на нескольких направлениях оказалось под угрозой.

Number of purchasers: 0, views: 246

Readers community rating: votes 0

1. Steinberg S., Albrecht A. Terror gegen die Taliban. SWP-Aktuell, 2022, no. 8, pp. 1-8. Available at: https://www.swp-berlin.org/publications/products/aktuell/2022A08_IS_Afghanistan.pdf (accessed 16.05.2022).

2. Angenendt S., Biehle N. Auf dem Weg zum Globalen Flüchtlingspakt. SWP-Aktuell, 2018, no. 23, pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/publikation/auf-dem-weg-zum-globalen-fluechtlingspakt (accessed 16.05.2022).

3. Glatz R., Kaim M. Mandat verlängern – Abzug vorbereiten. SWP-Aktuell, 2022, no. 18, pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2020A18/ (accessed 16.05.2022).

4. Hanish M. A new quality of engagement Germany’s extended military operation in northern Mali. Bundesakademie für Sicherheitspolitik. Security Policy Working Paper, 2015, no. 8, pp. 1-5. Available at: https://www.baks.bund.de/sites/baks010/files/working_paper_security_policy_8_2015.pdf (accessed 16.05.2022).

5. Hett J. Provincial Reconstruction Teams in Afghanistan. Das amerikanische, britische und deutsche Modell. Berlin, Zentrum für Internationale Friedenseinsätze, 2005. 30 p. Available at: https://menadoc.bibliothek.uni-halle.de/menalib/content/pageview/1607391 (accessed 16.05.2022).

6. Tull D.M. Operation Barkhane and the Future of Intervention in the Sahel. SWP-Aktuell, 2021, no. 5. pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2021C05/ (accessed 16.05.2022).

7. Varwick J. Nordatlantische Allianz. Handbuch zur deutschen Außenpolitik. Schmidt S., Hellmann G., Wolf R., eds. Wiesbaden, Verlag für Sozialwissenschaften/GWV Fachverlage GmbH, 2007, pp. 763-778.

Система Orphus

Loading...
Up