Афганистан и Мали: попытки ФРГ реализовать стратегию “антиухода”

 
Код статьиS013122270023635-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-12-38-47
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИНИОН РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Нахимовский пр-т, 51/21
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №12
Страницы38-47
Аннотация

В условиях сегодняшнего противостояния Запада и России, а также США с группой партнеров и КНР, острота угроз миропорядку, идущих из зон вооруженных конфликтов в Азии и Африке, притупляется, хотя де-факто эти риски несут большую опасность. В статье на примере действий ФРГ в компаративном ключе исследуются ее попытки сохранить стратегическое присутствие в Афганистане и Мали. В контексте предшествующих усилий Германии по урегулированию конфликтов в этих странах показывается детерминированность выбора форм и масштабов использования бундесвера для решения задач по миротворчеству и поддержанию мира и “узкие места” реформы сектора безопасности, проводимой в ходе обоих конфликтов. Выявляются факторы стратегической уязвимости ФРГ и попытки их преодоления. Автор делает вывод о том, что деятельность Германии в Афганистане и Мали можно представить в виде концепции “антиухода”.

Ключевые словаСтратегическое присутствие, урегулирование, поддержание мира, реформа сектора безопасности, бундесвер, ФРГ, Мали, Афганистан
Получено20.06.2022
Дата публикации14.12.2022
Кол-во символов35193
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В начале 2020-х годов наблюдается резкое ускорение развития двух масштабных конфронтаций: между евро-атлантическим сообществом и РФ, а также США с группой партнеров и КНР. В обоих случаях отчетливо усматриваются признаки холодной войны как феномена. На этом фоне заметно уменьшилось внимание стран и институтов Запада к угрозам и вызовам безопасности, чьи источники расположены в зонах нестабильности, географически достаточно удаленных от основных линий разделения сторон – участниц конфронтаций. Вместе с тем в северной части Африки, на Ближнем и Среднем Востоке урегулирование большинства вооруженных конфликтов, развивавшихся там с участием структур международного терроризма, отнюдь не завершено и в ряде случаев даже не прошло положительной “точки невозврата”.
3 Так, в Ливии были перенесены президентских выборы, запланированные на декабрь 2021 г., что ставит под сомнение результативность мирного процесса в целом, координируемого на Берлинской конференции (с января 2020 г.). В Мали (прежде всего в ранее относительно спокойной южной части) и Буркина-Фасо наблюдается усиление террористических группировок, сплачивающихся под “зонтиком” “Исламского государства” (ИГ)1 и завязавших тесные связи с организованной преступностью [ист. 1, S. 4-6]. Данная тенденция, во многом обусловив силовые смены власти в Мали в 2020 и 2021 гг. и в Буркина-Фасо в 2022 г., поднимает вопрос о результативности действий Франции, Германии и ЕС в целом по урегулированию этих конфликтов. В Нигерии и Сомали меры, предпринимаемые США, в итоге не привели к критическому ослаблению “Боко Хорам” (“Западной провинции Исламского государства”)2 и “Аш-Шабаб”3 соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается и с силами ИГ в северной части Ирака, несмотря на поддержку странами Запада правительственных войск и пешмерга (курдских вооруженных формирований). Все еще далек от решения “вопрос Идлиба”, то есть нахождение в этой провинции Сирии остатков незаконных вооруженных формирований (НВФ) террористического характера. Наблюдаются признаки усиления “Исламского государства” в Афганистане (в частности, деятельность на его территории группы ИГ “Вилаят Хорасан”), где в целом у власти утвердилось движение “Талибан”4 [1, S. 2-7]. 1. Запрещена в России.

2. Запрещена в России.

3. Запрещена в России.

4. Запрещено в России.
4 В реалиях начала 2020-х годов эти очаги не соединены в сплошную “дугу нестабильности”, однако нельзя исключать такую возможность. В этом случае евро-атлантическое сообщество уже в третий раз (после ситуаций в 2001 г. и 2015–2016 гг.) окажется в стратегически уязвимом положении. Помимо терактов и масштабных потоков неконтролируемой миграции, уже имеющих место быть в странах Запада, обострение ситуации в Мали и Афганистане может вызвать, как показали события 2015–2016 гг., в целом разноаспектную кризисную ситуацию в ЕС. Осознание европейскими странами потенциала такой опасности проявилось в интенсификации их усилий, в том числе и военных, в области миротворчества и поддержания мира, а также в обсуждении в конце 2010-х годов идеи глобального пакта по контролю потоков беженцев [2]. Одну из ключевых ролей в этом процессе от евро-атлантического сообщества играла Германия. Ее активное участие во многом объясняется стремлением стать игроком мирового уровня и сохранить статус неформального лидера ЕС, который берет на себя повышенную ответственность в деле обеспечения международной безопасности. Однако в конце 2010-х – начале 2020-х годов сохранение стратегических позиций Германии на нескольких направлениях оказалось под угрозой.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 247

Оценка читателей: голосов 0

1. Steinberg S., Albrecht A. Terror gegen die Taliban. SWP-Aktuell, 2022, no. 8, pp. 1-8. Available at: https://www.swp-berlin.org/publications/products/aktuell/2022A08_IS_Afghanistan.pdf (accessed 16.05.2022).

2. Angenendt S., Biehle N. Auf dem Weg zum Globalen Flüchtlingspakt. SWP-Aktuell, 2018, no. 23, pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/publikation/auf-dem-weg-zum-globalen-fluechtlingspakt (accessed 16.05.2022).

3. Glatz R., Kaim M. Mandat verlängern – Abzug vorbereiten. SWP-Aktuell, 2022, no. 18, pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2020A18/ (accessed 16.05.2022).

4. Hanish M. A new quality of engagement Germany’s extended military operation in northern Mali. Bundesakademie für Sicherheitspolitik. Security Policy Working Paper, 2015, no. 8, pp. 1-5. Available at: https://www.baks.bund.de/sites/baks010/files/working_paper_security_policy_8_2015.pdf (accessed 16.05.2022).

5. Hett J. Provincial Reconstruction Teams in Afghanistan. Das amerikanische, britische und deutsche Modell. Berlin, Zentrum für Internationale Friedenseinsätze, 2005. 30 p. Available at: https://menadoc.bibliothek.uni-halle.de/menalib/content/pageview/1607391 (accessed 16.05.2022).

6. Tull D.M. Operation Barkhane and the Future of Intervention in the Sahel. SWP-Aktuell, 2021, no. 5. pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2021C05/ (accessed 16.05.2022).

7. Varwick J. Nordatlantische Allianz. Handbuch zur deutschen Außenpolitik. Schmidt S., Hellmann G., Wolf R., eds. Wiesbaden, Verlag für Sozialwissenschaften/GWV Fachverlage GmbH, 2007, pp. 763-778.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх