Политика “восточного партнерства” Европейского Союза: экономика versus политика

 
Код статьиS013122270023634-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-12-27-37
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 117454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Должность: доцент
Аффилиация:
МГИМО МИД России
ИЕ РАН
Адрес: РФ, 117454 Москва, пр-т Вернадского, 76; РФ, 125009 Москва, ул. Моховая, 11-3
Аффилиация:
МГИМО МИД России
ИЕ РАН
Адрес: РФ, 117454 Москва, пр-т Вернадского, 76; РФ, 125009 Москва, ул. Моховая, 11-3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №12
Страницы27-37
Аннотация

Определение роли “Восточного партнерства” во внешней политике Европейского союза является главной целью настоящей статьи. “Восточное партнерство” уступает по значимости не только другим странам и регионам получения помощи в рамках официальных каналов содействия развитию ЕС, но и южному направлению Европейской политики соседства. Страны – получатели средств в рамках программы делятся на две группы, исходя из интенсивности финансирования, причем больший объем средств коррелирует не столько с выполнением экономических условий со стороны Союза, сколько с политической лояльностью и демонстрацией проевропейского внешнеполитического вектора. Эффективность финансирования весьма ограничена, поскольку не приводит к реализации заявленных целей.

Ключевые словаЕвропейский союз, “Восточное партнерство”, Европейская политика соседства, финансирование, Украина, Грузия, Молдавия, Польша
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке ИМИ МГИМО в рамках проекта № 2022-02-01
Получено25.03.2022
Дата публикации14.12.2022
Кол-во символов31116
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 2021 год стал новой вехой не только в бюджетной политике Европейского союза, но и в одном из ее внешних измерений – политике “Восточного партнерства” (ВП), будущее которой декларировалось институтами ЕС как весьма оптимистичное [ист. 1]. Однако, несмотря на официальную риторику, программа “Восточное партнерство”, будучи частью Европейской политики соседства (ЕПС), остается достаточно дискуссионной как с политической, так и с экономической точки зрения. Цель настоящей статьи – выявить особенности инструментов финансирования ВП со стороны ЕС, что позволит определить его реальное место в структуре внешнеполитических приоритетов Европейского союза. Для достижения этой цели предполагается оценить широкий спектр существующих институтов и механизмов финансирования на уровне Союза, а также на уровне стран-членов (в качестве примера выбрана Польша).
3 Сложность анализа заключается в том, что программа “Восточного партнерство” финансируется из нескольких источников. Основные средства поступают непосредственно из бюджета ЕС. Речь идет об Инструменте европейской политики соседства и партнерства (European Neighbourhood and Partnership Instrument, ENPI), который существовал с 2007 г. и в 2014 г. был заменен на Инструмент европейского соседства (European Neighbourhood Instrument, ENI) – до 2020 г. К числу основных целей Инструмента относились: поддержка демократических преобразований в странах-партнерах, поддержка становления рыночной экономики в странах – участницах ВП, содействие устойчивому социально-экономическому развитию.
4 В функционировании программы “Восточного партнерства” важную роль играют также международные финансовые институты, связанные с ЕС, такие как Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕИБ постепенно увеличивает объемы финансирования программ в странах ВП. В рамках инструмента “Трастовый фонд технической помощи Восточного партнерства” (The Eastern Partnership Technical Assistance Trust Fund, EPTATF) объем финансирования вырос с 230 млн евро в 2007 г. до 9.336 млрд евро в 2019 г. [ист. 2], это около 718 млн евро в год. Более 90% выделенных средств были адресованы Украине, Грузии и Молдавии.
5 ЕБРР с начала своей деятельности выделил более 28.8 млрд евро на финансирование проектов, реализуемых в странах “Восточного партнерства” [ист. 3]: поддержку малого бизнеса, стимулирование экономических реформ, улучшение инфраструктуры и муниципальных услуг, продвижение “зеленой” энергетики.
6 Следует также отметить, что финансирование программы ВП может происходить из внебюджетных источников, за счет финансовых средств стран, входящих в Европейское экономическое пространство, а также международными организациями и компаниями.
7 Страны Евросоюза также оказывают поддержку государствам “Восточного партнерства” в рамках международной помощи развитию на двусторонней основе.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 413

Оценка читателей: голосов 0

1. Eppler A., Anders L.H., Tuntschew T. Europe’s Political, Social, and Economic (Dis-) integration: Revisiting the Elephant in Times of Crises. Vienna, Institute for Advanced Studies, 2016. 28 p.

2. Risse T. Identity Matters: Exploring the Ambivalence of EU Foreign Policy. Global Policy, 2012, no. 3: Supplement 1, pp. 87-95. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.12019

3. Crombois J.F. Conflicting Narratives? Geopolitical and Normative Power Narratives in the EU Eastern Partnership. Politeja, 2017, vol. 14, no. 4 (49), pp. 109-125. Available at: https://doi.org/10.12797/Politeja.14.2017.49.07

4. Болгова И.В. “Восточное партнерство” после украинского кризиса: ценность стабильности или стабильные ценности? Современная Европа, 2019, № 7 (93), сс. 115-123.

5. Kharlamova G. The European Union and the Eastern Partnership: Convergence of Economies. 22nd International Economic Conference – IECS 2015 “Economic Prospects in the Context of Growing Global and Regional Interdependencies”. Sibiu, Lucian Blaga University of Sibiu. Procedia Economics and Finance, 2015, vol. 27, pp. 29-41. Available at: https://doi.org/10.1016/S2212-5671 (15)00968-5

6. Арутюнян О.В., Сергунин А.А. Армяно-европейские отношения в контексте “Восточного партнерства” ЕС. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения, 2012, № 2, сс. 115-120.

7. Неменский О.Б. Участие Белоруссии в программе Восточного партнерства ЕС в контексте восточной политики Польши. Славянский альманах, 2017, № 3–4, сс. 155-177.

8. Левченков А.С. Украина и программа “Восточное партнерство” (2014–2019 гг.). Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения, 2020, № 1, сс. 66-79.

9. Сиденко В.Р. Пути и тупики политики Восточного партнерства ЕС: взгляд с Украины. Мир перемен, 2011, № 2, сс. 156-171.

10. Шишелина Л.Н. Программа Восточное партнерство накануне десятилетия. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2018, № 6, сс. 26-35.

11. Latoszek E., Kłos A. Partnerstwo wschodnie jako nowa forma współpracy Unii Europejskiej z krajami trzecimi. Studia z Polityki Publicznej, 2016, no. 4 (12), pp. 177-194.

12. Walski K. The European Union's Eastern Neighborhood: The Eastern Partnership as a Strategy of EU Engagement and Security. Penn McNair Research Journal, 2010, vol. 2, iss. 1, Article 5. Available at: https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1009&context=mcnair_scholars (accessed 01.10.2022).

13. Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. Конфронтационное партнерство. Свободная мысль, 2015, № 3, сс. 93-106.

14. Шишелина Л.Н. Некоторые итоги трех десятилетий трансформации Центральной Европы. Современная Европа, 2019, № 6, сс. 48-57.

15. Гаман-Голутвина О.В., Пономарева Е.Г., Шишелина Л.Н. “Восточное партнерство”: борьба сценариев развития. Полис. Политические исследования, 2014, № 5, сс. 20-40.

16. Маслова Е.А., Сорокова Е.Д. Россия – Италия: концептуальный анализ двусторонних отношений. Современная Европа, 2019, № 1, сс. 48-59.

17. Sydoruk T., Tyshchenko D. A Review of the Eastern Partnership after Ten Years: The Need to Reconsider its Efficacy. Studia Politica. Romanian Political Science Review, 2018, no. 18 (2), pp. 213-239.

18. Шишелина Л.Н. К 30-летию Вишеградской группы: достижения и перспективы. Современная Европа, 2021, № 4, сс. 26-36.

19. Петров К.Е. Инициатива “Восточного партнерства” после Вильнюсского саммита (28–29 ноября 2013 г.). Ежегодник ИМИ, 2015, № 1, сс. 63-70.

20. Petrova I., Delcour L. From Principle to Practice? The Resilience – Local Ownership Nexus in the EU Eastern Partnership Policy. Contemporary Security Policy, 2020, vol. 41, no. 2, pp. 336-360. Available at: https://doi.org/10.1080/13523260.2019.1678280

21. Прохоренко И.Л. Проект Европейского союза “Восточное партнерство”: к проблеме конкуренции на постсоветском пространстве. Россия и новые государства Евразии, 2017, № 4 (37), сс. 48-60.

22. Булатов А.С., Захаров А.Н., ред. Юг: путь к экономической независимости. Москва, МГИМО-Университет, 2019. 326 с.

23. Sandu I., Dragan G. Financing the EU Neighbourhood – Key Facts and Figures for the Eastern Partnership. CES Working Papers, 2016, vol. 8, iss. 3, pp. 464-472.

24. Piskorska B. Partnerstwo Wschodnie po 10 latach: sukces czy porażka, realizm czy iluzja? Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej, 2019, no. 17, pp. 9-39.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх