“Исламский фактор” и общественно-политическая дискуссия по вопросам иммиграции в современной Франции

 
Код статьиS013122270017824-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-11-97-105
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №11
Страницы97-105
Аннотация

Рассматривается роль “исламского фактора” в общественно-политической жизни современной Франции, анализируется отношение французского общества к исламу. Особое внимание уделено общественно-политической дискуссии, которая затрагивает вопросы культурно-конфессиональной неоднородности и сложности, связанные с адаптацией выходцев из мусульманских стран.

Ключевые словамусульманская община, ислам, Франция, “исламогошизм”, терроризм, общественная дискуссия, “культура исключения”
Получено06.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов34742
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современное французское общество глубоко фрагментировано. На социально-экономическое неравенство, пространственные и поколенческие различия [1] накладывается раскол, имеющий культурно-религиозное, идеологическое и политическое измерения. Он связан с ростом массовой иммиграции и возрастанием роли “мусульманского фактора” в политической и культурно-религиозной жизни Республики.
2 Франция исторически является страной массовой иммиграции. Со второй половины XX в. сюда устремились потоки выходцев преимущественно из мусульманских стран Северной, Тропической и Экваториальной Африки. Первоначально трудовая иммиграция мыслилась как временное явление. Однако с принятием закона о воссоединении семей (1976 г.) ситуация изменилась. Франция становилась для иммигрантов постоянным местом жительства. В течение предыдущих десятилетий численность мусульман неуклонно росла, достигнув в наше время 5.5–6 млн человек. На сегодняшний день мусульманская община Франции – самая многочисленная в Европе, ислам является второй религией в стране.
3 По мере того как иммиграционная волна нарастала, а состав мигрантов диверсифицировался менялись ориентиры государственной политики. С приходом к власти социалистов (1981 г.) произошел отказ от политики ассимиляции иностранцев, которая предполагала их превращение во французов, ставка была сделана на их интеграцию во французское общество. Правительство социалистов, официально этого не признавая, de facto проводило политику мультикультурализма. Речь идет об особом французском варианте мультикультурализма, в рамках которого отдельные группы граждан не получали законодательно оформленных прав. Зато облегчалось создание иммигрантами культурных, спортивных, женских, религиозных организаций. Государство и местные власти начали оказывать помощь мусульманским общинам, выделяли средства на строительство мечетей, предоставляли льготы и субсидии исламским ассоциациям. Французское общество в культурном отношении стало более открытым. Вместе с тем политика мультикультурализма привела к формированию замкнутых этнических сообществ, явления, получившего название “коммунитаризм” (communautarisme – общинность). Признание президентом Франции Николя Саркози “провала” политики мультикультурализма (2011 г.) усилило контроль за иммиграцией, но не повлияло на повседневную жизнь мусульманской общины.
4 Долгое время во французском обществе не было принято обсуждать проблемы, связанные с культурно-конфессиональной неоднородностью и сложностями адаптации иностранцев. Интеллектуалы старались не затрагивать эту тему. Власти также сохраняли “обет молчания”, тем более что многие политики рассматривали этнические меньшинства в качестве своего электората.
5 Мировой финансовый кризис 2009 г. способствовал росту социального неравенства и бедности. В условиях пандемии COVID-19 выходцы из иммиграции, жители неблагополучных кварталов – они именуются во Франции “городскими зонами, требующими особого внимания” (zones urbaines sensibles, ZUS) – одними из первых пострадали от коронавирусной инфекции, локдауна, роста безработицы. Сложная социально-экономическая ситуация еще больше обострила межэтнические и межконфессиональные отношения, что уже оказывает влияние на неофициально начавшуюся президентскую кампанию.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 498

Оценка читателей: голосов 0

1. Лапина Н.Ю. Общество утраченных иллюзий. Актуальные проблемы Европы, 2021, № 3 (в печати). [Lapina N.Yu. Society of Lost Illusions. Current problems of Europe, 2021, no. 3. (In Russ., In Print)] DOI: 10.31249/ape/2021.03.04

2. Kepel G. Les banlieux de l’Islam. Naissance d’une réligion en France. Paris, Ed. du Seuil, 1987. 424 p.

3. Кудряшова И.В. Мусульманская политическая идентичность: единство и разнообразие. Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Под общ. ред. Семененко И.С. Москва, Издательство “Весь мир”, 2017, сс. 228-241. [Kudriyashova I.V. Muslim Political Identity: Unity and Diversity. Identity: the Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia. Semenenko I.S., ed. Moscow, Izdatelstvo ‘Ves Mir’, 2017, pp. 228-241. (In Russ.)]

4. Koller F. Gilles Kepel: “Le 13 novembre? Le résultat d'une faillite des élites politiques françaises”. Le Temps, 26.11.2015. Available at: https://www.letemps.ch/monde/gilles-kepel-13-novembre-resultat-dune-faillite-elites-politiques-francaises (accessed 26.11.2015).

5. Fregosi F. Formes de mobilisation collective des musulmans en France et en Europe. Revue internationale de politique comparée, 2009, vol. 16, no 1, pp. 41-61. Available at: https://www.cairn.info/revue-internationale-de-politique-comparee-2009-1-page-41.htm (accessed 24.06.2009).

6. Kepel G. “Eviter une guerre entre l’Arabie et l’Iran”. Available at: https://www.herodote.net/Gilles_Kepel_Eviter_une_guerre_entre_l_Arabie_et_l_Iran_-article-1693.php (accessed 26.11.2017).

7. Les musulmans en France, 30 ans après l’affaire des foulards de Creil. Le Point, 23.09.2019. Available at: https://www.ifop.com/publication/les-musulmans-en-france-30-ans-apres-laffaire-des-foulards-de-creil/ (accessed 30.09.2019).

8. Tableaux de l’économie française. Paris, INSEE, 2019. Available at: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3676614?sommaire=3696937 (accessed 29.12.2020).

9. Pétreault Сl. Pour 57% des jeunes musulmans, la charia plus importante que la République. Le Point, 05.11.2020. Available at: https://www.lepoint.fr/politique/pour-57-des-jeunes-musulmans-la-charia-plus-importante-que-la-republique-05-11-2020-2399511_20.php (accessed 17.11.2020).

10. Долгов Б.В. Мусульманский ренессанс во Франции: Итоги и перспективы. Актуальные проблемы Европы, 2015, № 4, сс. 112-140. [Dolgov B.V. Moslem Renaissance in France: Results and prospects. Current problems of Europe, 2015, no. 4, рр. 112-140. (In Russ.)]

11. En qu(o)i les Français ont-ils confiance aujourd'hui? Le Baromètre de la confiance politique. Paris, Sciences Po/CEVIPOF, 2020. Vague 11. Available at: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/OpinionWay%20pour%20le%20CEVIPOF-Baromètre%20de%20la%20confiance%20en%20politique%20-%20vague11%20-%20Comparaison-1.pdf (accessed 25.04.2020).

12. En qu(o)i les Français ont-ils confiance aujourd'hui? Le Baromètre de la confiance politique. Paris, Sciences Po/CEVIPOF, 2021. Vague 12. Available at: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/OpinionWay%20pour%20le%20CEVIPOF-Baromètre%20de%20la%20confiance%20en%20politique%20-%20vague12%20-%20Rapport%20international%20 (1).pdf (accessed 15.04.2021).

13. Гордон А.В. Китайские общины Парижа: интегрироваться, сохраняя идентичность. Актуальные проблемы Европы, 2021, № 3 (в печати). [Gordon A.V. The Chinese Communities of Paris: To Integrate While Preserving Their Identity. Current problems of Europe, 2021, no. 3. (In Russ., In Print)] DOI: 10.31249/ape/2021.03.06

14. Fourquet J. L’archipel français. Naissance d’une nation multiple et divisée. Paris, Seuil, 2019. 383 p.

15. Bourmeau S. Scare Tactics: Michel Houellebecq Defends His Controversial New Book. The Paris Review, 02.01.2015. Available at: https://www.theparisreview.org/blog/2015/01/02/scare-tactics-michel-houellebecq-on-his-new-book/ (accessed 15.03.2015).

16. Squierrel M.W. Le séisme. Marine Le Pen présidente. Paris, Robert Laffont, 2016. 234 p.

17. Wieviorka M. Multiculturalisme: le débat est-il clos? 03.03.2015. Available at: https://wieviorka.hypotheses.org/351 (accessed 10.03.2015).

18. Lang J. La langue arabe, trésor de France. Paris, Le Cherche Midi, 2020. 334 р.

19. Nazaret A. Jean-Christophe Cambadélis au JDD: "Pour 2022, je ne me sens pas hors-jeu". Journal du dimanche, 14.11.2020. Available at: https://www.lejdd.fr/Politique/jean-christophe-cambadelis-au-jdd-pour-2022-je-ne-me-sens-pas-hors-jeu-4005590 (accessed 28.12.2020).

20. Carriat J., Darame M. "Il faut agir et il est déjà tard": la droite lance les grandes manœuvres contre l’islamisme. Le Monde, 20.10.2020. Available at: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/10/20/il-faut-agir-et-il-est-deja-tard-la-droite-lance-les-grandes-man-uvres-contre-l-islamisme_6056686_823448.html (accessed 02.01.2020).

21. Бурмо Д. Две Франции сквозь призму социальных движений. Актуальные проблемы Европы, 2021, № 3 (в печати). [Bourmaud D. Two Frances through the Prism of Social Movements. Current problems of Europe, 2021, no. 3 (In Russ., In Print)] DOI: 10.31249/ape/2021.03.05

22. Peyrefitte А. C’était de Gaulle. Paris, Éditions de Fallois/Fayard, 1994. Vol. 1. 435 р.

23. Прохоренко И.Л. Диаспоры и диаспоральные “миры”. Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. Семененко И.С. Москва, Изд-во “Весь мир”, 2017, cc. 432-439. [Prokhorenko I.L. Diasporas and Diasporas “Worlds”. Identity: the Individual, Society, and Politics. An Encyclopedia. Semenenko I.S., ed. Moscow, Izdatelstvo ‘Ves Mir’, 2017, pp. 432-439. (In Russ.)]

24. Замдиректора ИМЭМО: французская идентичность беженцев не интересует. Ирина Семененко рассказала о новых вызовах безопасности в Европе. Интерфакс, 11.11.2020. [Deputy Director of IMEMO: the French Identity Is Not Interested for Refugees. Irina Semenenko Spoke about New Security Challenges in Europe. Interfaх, 11.11.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.interfax.ru/world/736560 (accessed 11.12.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх