Олигархи без олигархии: структурные факторы институциональных реформ в Грузии

 
Код статьиS013122270023284-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-11-82-91
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт международных исследований МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Аффилиация: Институт международных исследований МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Аффилиация: Институт международных исследований МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №11
Страницы82-91
Аннотация

Значительное улучшение качества государственных институтов в Грузии после “революции роз” исследователи объясняют профессиональными качествами реформаторской команды, сосредоточением власти в ее руках и внешнеполитическими стимулами. Но крупнейшие реформы, которые были проведены в стране уже после ухода от власти команды М. Саакашвили, заставляют поставить вопрос о структурных факторах, которые позволяют Грузии на протяжении многих лет поддерживать реформаторский курс и высокое качество государственных институтов. Ключевой из этих факторов состоит в том, что благодаря структуре экономики и конфигурации интересов и возможностей элит в постсоветской Грузии не сложились финансово-промышленные группы, чьи коммерческие интересы могли бы существенно исказить институциональную среду.

Ключевые словаГрузия, постсоветское пространство, государственные институты, реформы, олигархи, судебная система, местное самоуправление, государственная служба
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта № 1921-01-04.
Получено24.11.2022
Дата публикации28.11.2022
Кол-во символов33213
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Реформы в Грузии обычно отождествляют с президентом Михаилом Саакашвили и эпохой его пребывания у власти в 2004–2012 гг. В этот период Грузия значительно улучшила почти все показатели качества государственного управления, далеко обойдя своих постсоветских соседей и по некоторым параметрам сравнявшись со странами ЕС. Но с уходом Саакашвили и его команды в 2012–2013 гг. реформы в Грузии не закончились. Страна не только сохранила достигнутое ранее качество государственных институтов, но и сумела провести несколько крупнейших реформ. После 2012 г., когда к власти в стране пришла партия “Грузинская мечта” во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили, Грузия впервые создала полноценное местное самоуправление на всей территории страны, установила несменяемость судей и приняла новое законодательство о государственной гражданской службе.
3 Институциональные преобразования, проведенные в Грузии после 2012 г., почти не обсуждаются в литературе. Исследователи делают акцент либо на социальной политике Иванишвили, призванной компенсировать для населения издержки ультралиберального курса его предшественника [1], либо на отдельных направлениях реформирования [2, 3]. Между тем этот сюжет заслуживает более пристального внимания. Сам факт продолжения реформ после 2012 г. опровергает распространенное мнение, что успех команды Саакашвили объясняется удачными действиями уникальных людей в уникальных же обстоятельствах. Если успех стабилен, то есть реформы продолжаются после ухода знаменитой реформаторской команды, то должен быть поставлен вопрос о структурных факторах, позволяющих Грузии на протяжении длительного времени поддерживать реформаторский курс и высокое качество государственных институтов.
4 В этой статье мы сосредоточимся на структурных причинах успеха институциональных реформ в Грузии. Для этого авторы разберут ранее сформулированные в литературе объяснения этого успеха, чтобы оценить их состоятельность. Затем подробно проанализируют ключевые преобразования, проведенные в Грузии после 2012 г., сделав акцент на том, как изменилась стратегия реформ по сравнению с периодом 2004–2012 гг. После этого будет предложено собственное объяснение успехов Грузии, лежащее на стыке структуры экономики страны и конфигураций интересов элиты.
5

РЕФОРМАТОРСКИЙ ШТУРМ И ЕГО ОБЪЯСНЕНИЕ

6 Оценки грузинских реформ неоднозначны, особенно в России, где их одобрение или осуждение нередко выступает в качестве маркера политических взглядов на изменения, происходящие в Грузии и действия властей этой страны.
7 Собственно, экономические результаты реформ не впечатляют: подушевой ВВП Грузии (14.9 тыс. долл. по ППС, данные Всемирного банка, 2020 г.) лишь незначительно превышает таковой у ее соседей – Азербайджана, Армении, а также других постсоветских государств Причернорморья – Украины, Молдовы и сильно отстает, например, от белорусского (20 тыс. долл.). Грузия по-прежнему страдает от безработицы, хронического дефицита торгового баланса, серьезно зависит от денежных переводов от трудовых мигрантов из-за рубежа. Экономического чуда не случилось.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 389

Оценка читателей: голосов 0

1. Rekhviashvili L., Polese A. Liberalism and shadow interventionism in post-revolutionary Georgia (2003–2012). Caucasus Survey, 2017, vol. 5, no. 1, pp. 27-50. Available at: https://doi.org/10.1080/23761199.2017.1283471 (accessed 01.02.2022).

2. Kvashilava B. The political constraints for civil service reform in Georgia: history, current affairs, prospects and challenges. Caucasus Survey, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 214-234. Available at: https://doi.org/10.1080/23761199.2019.1693238 (accessed 30.01.2022).

3. Hoffmann K. Local government reforms in Georgia and their impact on state-society relations. Eurasian Geography and Economics, 2017, vol. 58, no. 5, pp. 481-501. Available at: https://doi.org/10.1080/15387216.2017.1417051 (accessed 30.01.2022).

4. Hale H. Democracy or Autocracy on the March? The Colored Revolutions as Normal Dynamics of Patronal Presidentialism. Communist and Post-Communist Studies, 2006, vol. 39, no. 3, pp. 305-329. Available at: https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2006.06.006 (accessed 01.02.2022).

5. Muskhelishvili M., Jorjoliani G. Georgia's ongoing struggle for a better future continued: democracy promotion through civil society development. Democratization, 2009, vol. 16, no. 4, pp. 682-708. Available at: https://doi.org/10.1080/13510340903083000 (accessed 30.01.2022).

6. Nasuti P. Administrative Cohesion and Anti-Corruption Reforms in Georgia and Ukraine. Europe-Asia Studies, 2016, vol. 68, no. 5, pp. 847-867. Available at: https://doi.org/10.1080/09668136.2016.1192107 (accessed 30.01.2022).

7. Gvindadze D. The Transformation of Georgia from 2004 to 2012: State building, Reforms, Growth, and Investments. Palgrave Macmillan, 2017. 123 p.

8. Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? Москва, ООО “Юнайтед Пресс”, 2011. 271 c.

9. Мендкович Н.А. Цена реформ, или, почему у Грузии не получилось? Москва, РИСИ, 2012. 122 с.

10. Kupatadze A. Georgia's Break with the Past. Journal of Democracy, 2016, vol. 27, no. 1, pp. 110-123. Available at: DOI: 10.1353/jod.2016.0003

11. რობერტსონი ჯ., რატკოვიჩი ი. სასამართლო სისტემა: ჩავარდნილი რეფორმა? 2014. 36 გვ.

12. ციმაკურიძე ე. მოსამართლეთა შერჩევა გარდამავალი დემოკრატიის ქვეყნებში. 2021. 36 გვ.

13. Nodia G. Georgia: Dimensions of Insecurity. In Statehood and Security: Georgia after the Rose Revolution, edited by Bruno Coppieters and Robert Legvold. American Academy Studies in Global Security. Cambridge, 2005, pp. 39-82.

14. Welton G. The Prospects for Civil Service Reform: Ready, Willing and Able, 2006, 29 p.

15. Christian T. Economic Regulation and State Interventions. Georgia’s Move from Neoliberalism to State Managed Capitalism. Forschungspapiere Research Papers, 2013, no. 03. Available at: https://www.econstor.eu/obitstream/10419/75297/1/749922974.pdf

16. Tsuladze L. A monocrat’s hobby and its power: on shadow politics in Georgia. Caucasus Survey, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 42-59. DOI: 10.1080/23761199.2020.1871564

17. Pleines H. Oligarchs. More a symptom than a cause of Ukraine’s crisis. Vox Ukraine, 19.01.2017. Available at: https://voxukraine.org/en/oligarchs-more-a-symptom-en/ (accessed 02.02.2022).

18. Konończuk, W., Cenușa, D., Kakachia, K. Oligarchs in Ukraine, Moldova and Georgia as key obstacles to reforms. 2017. Available at: https://gip.ge/wp-content/uploads/2017/07/Oligarchs_14-June_FINAL_0.pdf (accessed 04.09.2022).

19. Минченко Е.Н. Украинские элитные группы и политический кризис 2014 г. Силаев Н.Ю., Сушенцов А.А., ред. Москва, Весь Мир, 2020, сс. 158-176.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1.«საერთო სასამართლოების შესახებ» საქართველოს ორგანულ კანონში ცვლილებების შეტანის თაობაზე. 2647-რს, 01.08.2014.

Amendments to the Organic Law of Georgia “On Common Courts”. 2647-RS, 01.08.2014. (In Geo.) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/2455845?publication=0#DOCUMENT:1 (accessed 02.08.2022).

2.Implementation of the Judicial Strategy and the Action Plan (Second Shadow Report). Tbilisi, 2020. 91 p. Available at:  https://idfi.ge/public/upload/EU/ENG_WEB456.pdf (accessed 02.08.2022).

3.ადამიანის უფლებები და მართლმსაჯულება საქართველოში: საზოგადოების დამოკიდებულება და ინფორმირებულობა. 2017. 110 გვ.

Human Rights and Justice in Georgia: Public Attitudes and Awareness. 2017. 110 p. (In Geo).

4.საქართველოს ორგანული კანონი ადგილობრივი თვითმმართველობის კოდექსი. 2304, 05.02.2014.

The Organic Law of Georgia Local Self-Government Code. 2304, 05.02.2014. (In Geo.) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/27802?publication=36 (accessed 02.08.2022).

5.საქართველოს კანონი ადგილობრივი თვითმმართველი ერთეულის ქონების შესახებ. 1190, 25.03.2005.

Law of Georgia on property of local self-governing unit. 1190, 25.03.2005. (In Geo.) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/29128?publication=13 (accessed 02.08.2022).

6.საქართველოს ორგანული კანონი ადგილობრივი თვითმმართველობის კოდექსი. 1958-IIს, 05.02.2014.

The Organic Law of Georgia Local Self-Government Code. 1958-IIს, 05.02.2014. (In Geo.) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/2244429?publication=60 (accessed 02.08.2022).

7.საქართველოს კონსტიტუციაში ცვლილების შეტანის შესახებ. 1324-რს, 13.10.2017.

Amendments to the Constitution of Georgia. 1324-რს, 13.10.2017. (In Geo.) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/3811818?publication=2 (accessed 02.08.2022).

8.Decentralization Strategy 2020–2025. Available at: https://mrdi.gov.ge/pdf/5e468e292b317.pdf/Decentralization-strategy-ENG.pdf (accessed 02.08.2022).

9.საქართველოს კანონი საჯარო სამსახურის შესახებ. 4346-Iს, 27.10.2015.

The Law of Georgia on Public Service. 4346-IS, 27.10.2015. (In Geo.) Available at: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/3031098?publication=37 (accessed 02.08.2022).

10.საქართველოს სახალხო დამცველის საანგარიშო მოხსენება საქართველოში ადამიანის უფლებათა და თავისუფლებათ დაცვის მდგომარეობის შესახებ. თბილისი, 2008.

Report of the Public Defender on human rights and freedoms in Georgia. Tbilisi, 2008. (In Geo.) Available at: https://www.ombudsman.ge/res/docs/2019040411373642069.pdf (accessed 02.08.2022).

11.Voluntary gifts or state robbery? The years 2008-2012. Transparency International, 08.05.2013. Available at: https://transparency.ge/en/blog/voluntary-gifts-or-state-robbery-years-2008-2012 (accessed 01.02.2022).

12.Smoke of Corruption: The Grand Scheme to Allocate the Tobacco Market. Transparency International, 03.10.2018. Available at: https://www.transparency.ge/en/blog/smoke-corruption-grand-scheme-allocate-tobacco-market (accessed 01.02.2022).

13.საქართველოს ეკონომიკური ტრანსფორმაცია: დამოუკიდებლობის 20 წელი. ევროპული ინიციატივა - ლიბერალური აკადემია თბილისი,

Economic Transformation of Georgia: 20 Years of Independence. European Initiative – Liberal Academy Tbilisi. (In Geo.) Available at: https://ei-lat.ge/wp-content/uploads/2020/09/%E1%83%A1%E1%83%90%E1%83%A5%E1%83%90%E1%83%A0%E1%83%97%E1%83%95%E1%83%94%E1%83%9A%E1%83%9D%E1%83%A1-%E1%83%94%E1%83%99%E1%83%9D%E1%83%9C%E1%83%9D%E1%83%9B%E1%83%98%E1%83%99%E1%83%A3%E1%83%A0%E1%83%98-%E1%83%A2%E1%83%A0%E1%83%90%E1%83%9C%E1%83%A1%E1%83%A4%E1%83%9D%E1%83%A0%E1%83%9B%E1%83%90%E1%83%AA%E1%83%98%E1%83%90-%E1%83%93%E1%83%90%E1%83%9B%E1%83%9D%E1%83%A3%E1%83%99%E1%83%98%E1%83%93%E1%83%94%E1%83%91%E1%83%9A%E1%83%9D%E1%83%91%E1%83%98%E1%83%A1-20-%E1%83%AC%E1%83%94%E1%83%9A%E1%83%98.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх