Промышленная политика Евразийского экономического союза

 
Код статьиS013122270023278-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-11-28-40
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Евразийская экономическая комиссия
Адрес: РФ, 119121 Москва, Смоленский б-р, 3/5, стр. 1
Аффилиация: Евразийская экономическая комиссия
Адрес: РФ, 119121 Москва, Смоленский б-р, 3/5, стр. 1
Аффилиация:
Российский университет дружбы народов
Евразийская экономическая комиссия
Адрес: РФ, 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; РФ, 119121 Москва, Смоленский б-р, 3/5, стр. 1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №11
Страницы28-40
Аннотация

Исследуется сущность промышленной политики регионального интеграционного объединения и ее составные элементы. Предлагаются возможные направления развития промышленной политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 

Ключевые словаЕвразийский экономический союз, промышленная политика, общие векторы развития, наднациональный подход, поддержка промышленности
Получено24.11.2022
Дата публикации28.11.2022
Кол-во символов23222
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Глобальные структурные изменения, обусловленные сменой технологического уклада, цифровой трансформацией, влиянием климатической повестки, развитием “зеленой” экономики и, как следствие, применением отдельными государствами и региональными интеграционными объединениями все большего числа мер протекционистского характера в отношении ввозимой промышленной продукции (например, углеродный налог в ЕС, торговые войны, санкционные ограничения), обостряют необходимость развития последовательной и тщательно продуманной промышленной политики как на уровне государства, так и на уровне региональных интеграционных объединений.
2 В условиях современных реалий Евразийский экономический союз (ЕАЭС) создает его членам возможности для качественного рывка в развитии отечественной промышленности и расширения рынков сбыта ее продукции. Необходимым условием реализации таких возможностей является выявление общих интересов и векторов развития промышленности.
3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ

4 В отечественной и зарубежной литературе в разное время существовали противоположные взгляды относительно необходимости государственного вмешательства в промышленное развитие, его масштабов и форм.
5 Приверженцы либерального и неолиберального направления экономической теории настаивают на отсутствии необходимости проведения комплексной промышленной политики. В последние десятилетия в теории господствовали императивы экономического либерализма, но на практике правительства большинства развитых государств применяли и применяют разнообразные инструменты поддержки развития промышленного сектора экономики.
6 Вместе с тем еще в конце XIX в. представители неоклассической школы указывали на неизбежность “провалов рынка” (market failures), то есть ситуаций, когда свободное функционирование рынка не приводит к эффективной аллокации ресурсов общества. Отсюда идея о необходимости адресного государственного вмешательства для предотвращения и нивелирования “провалов рынка” вследствие экстерналий, предложенная А. Маршаллом [1]. В XX в. представители теории развития, в том числе А. Пигу, подчеркивали важность применения инструментов государственного регулирования в обеспечении промышленного развития и необходимость реализации промышленной политики [2]. В теории “большого толчка” П. Розенштайна-Родана и концепции несбалансированного роста А. Хиршмана подчеркивалась необходимость целенаправленного государственного регулирования в целях привлечения крупных инвестиций в промышленность, прежде всего обрабатывающую, для стимулирования ускоренного экономического развития страны в целом [3, 4].
7 Во второй половине XX в. промышленная политика стала ключевой составной частью стратегий экономической модернизации многих стран. Активно применялись прямые формы государственной поддержки промышленности – субсидии, гранты, льготные кредиты, а также поддержка через государственные вложения в инфраструктуру и с помощью таможенно-тарифного регулирования.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 426

Оценка читателей: голосов 0

1. Marshall A., Marshall M.P. Economics of Industry. London, Macmillan, 1879. 298 p.

2. Pigou A. The Economics of Welfare. London, Macmillan, 1932. 872 p.

3. Rosenstein-Rodan P.N. Problems of Industrialisation of Eastern and South-Eastern Europe. The Economic Journal, vol. 53, no. 210/211, Jun.–Sep. 1943, pp. 202-211.

4. Hirschman A. The Strategy of Economic Development. New Haven, Yale University Press, 1958. pp. xiii, 217.

5. Pack H., Saggi K. Is There a Case for Industrial Policy? A Critical Survey. The World Bank Research Observer, 2006, no. 21 (2), pp. 267-297.

6. Warwick K. Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, 2013, no. 2, pp. 1-57. DOI: 10.1787/5k4869clw0xp-en

7. Глазьев С.Ю. Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии. Научные труды Вольного экономического общества России, 2019, т. 218, № 4, сс. 124-132.

8. Бодрунов С.Д. Реиндустриализация и современная промышленная политика. Санкт-Петербург, Институт нового индустриального развития (ИНИР) им. С.Ю. Витте, 2015. 61 с.

9. Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика России: история и современность. Санкт-Петербург, Наука, 2011. 189 с.

10. Сулакшин С.С. Государственная политика промышленного развития России. Россия вчера, сегодня, завтра, 2006, № 3, сс. 110-117.

11. Полтерович В.М. Промышленная политика: рецепты или институты? Журнал Новой экономической ассоциации, 2014, № 2, сс. 190-195.

12. Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России. Вестник ЧелГУ, 2008, № 19, сс. 5-17.

13. Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике. ЭКО, 2012, № 6 (456), сс. 4-22.

14. Вардомский Л.Б. Постсоветская интеграция и экономический рост нового приграничья России в 2005–2015 гг. Пространственная экономика, 2017, № 4, cс. 23-40.

15. Мишальченко Ю.В., Торопыгин А.В. Государственная промышленная политика в современных условиях: мировой опыт. Евразийская интеграция: экономика, право, политика, 2015, № 2, сс. 160-163.

16. Шурубович А.В. Промышленная политика евразийских интеграционных проектов. Россия и новые государства Евразии, 2016, № 2, сс. 9-24.

17. Кривогуз М., Фесенко Д. Промышленная политика стран ЕАЭС: вместе или врозь? Россия и новые государства Евразии, 2022, № 1, сс. 9-26.

18. Карлик А.Е., Кречко С.А., Платонов В.В. Промышленная кооперация стран – членов ЕАЭС в перспективе цифровой экономики. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2017, № 8 (3), сс. 384-395.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. The Global Competitiveness Report Special Edition 2020: How Countries are Performing on the Road to Recovery. The World Economic Forum, 2020. Available at: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf (accessed 15.02.2022).

2. Small and Medium-sized Enterprises: Local Strength, Global Reach. OECD, 2000. Available at: https://www.oecd.org/cfe/leed/1918307.pdf (accessed 20.03.2022).

3. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. РБК, 05.02.2019. 

Rosstat for the first time revealed the share of small and medium-sized businesses in the economy. RBK, 05.02.2019. Available at: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7?from=newsfeed (accessed 15.02.2022). 

4. Measuring Digital Development: Facts and Figures 2021. The International Telecommunication Union, 2021. Available at: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/facts/default.aspx (accessed 21.05.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх