Борьба с интернет-монополиями в Китае и США

 
Код статьиS013122270023226-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-10-73-80
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №10
Страницы73-80
Аннотация

С 2010-х годов обострились риски монополизации со стороны интернет-корпораций, известных как Big Tech (Google, Amazon, Alibaba, Tencent и пр.). В ответ в США и КНР с 2020 г. активизировалась антимонопольная политика. В Китае были проведены расследования, а в США инициированы антимонопольные иски против некоторых компаний, началась разработка законодательства. Однако с учетом политизации борьбы с Big Tech неясно, приведут ли они к росту инноваций и конкуренции на интернет-рынках и соответствуют ли логике развития цифровой экономики. Потребуется систематическое развитие регулирования и серьезная проработка теоретических проблем цифрового антитреста.

Ключевые словаинтернет-рынки, крупные цифровые корпорации, Big Tech, антимонопольная политика, инновации, США, Китай
Получено23.11.2022
Дата публикации23.11.2022
Кол-во символов29979
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Одним из наиболее острых вопросов развития современных интернет-рынков и цифровой экономики является появление сверхкрупных цифровых, прежде всего интернет-корпораций (Big Tech). На глобальном уровне проблемы роста концентрации капитала и цифровых монополий известны как минимум последние 30 лет (случаи с Microsoft и Intel) [1, 2, 3]. Но сложившаяся на интернет-рынках ситуация имеет свою специфику. Небольшая группа старых (Microsoft, Apple), устоявшихся – из первой интернет-волны 1990-х годов (Google, Amazon, eBay, Alibaba, Tencent, Baidu) и новых (Facebook (Meta))1, Pinduoduo, Meitan) цифровых компаний сконцентрировала гигантские финансовые и инновационные ресурсы, а также контроль над информационными потоками [4]. Технологическая мощь и ресурсы позволили Big Tech начать экспансию и на традиционных рынках – от рекламы, где Google и Facebook уже превратились в ведущих игроков, до вполне традиционного офлайн-ритейла и даже транспортного сектора (автономные наземные и летательные средства). 1. Признана в России экстремистской организацией и запрещена.
3 До определенного момента эти процессы не вызывали беспокойства общественности и регуляторов на фоне положительных эффектов для потребителей и экономики в целом. Но уже во второй половине 2010-х годов проявилась целая гамма негативных последствий стремительной экспансии Big Tech [2, 5, 6; ист. 1]. Так, возникла проблема поглощения или разорения (вплоть до воровства идей) стартапов – потенциальных конкурентов с появлением “мертвых зон” инноваций вне экосистем Big Tech. Критиковался широкий спектр антиконкурентных практик в отношении партнеров/клиентов платформ – а, равно, разорение некоторых видов нецифровых малых и средних предприятий (МСП), например, в сфере розничной торговли.
4 Высокая концентрация в руках интернет-корпораций персональных данных также вызывала беспокойство – вплоть до опасений за национальную безопасность (как в случае с американо-китайской “технологической войной”). Наконец, существенные проблемы наблюдались и в части соблюдения прав трудящихся – особенно так называемых гиг-занятых (курьеры, водители и пр.), не являвшихся официальными работниками платформ и не связанными с ними официальными контрактными отношениями.
5 Пандемия COVID-19, которая из-за карантина и локдаунов усилила интернет-сектор, обострила и дискуссии по этим вопросам. Фокус внимания властей сместился на антимонопольную политику как наиболее операциональную для решения основных новых вызовов интернет-рынков.
6 Хотя разработчиком модельных норм в цифровой сфере с 1990-х годов выступает Евросоюз, основное значение приобретает ныне политика США и Китая. Они являются странами происхождения крупнейших интернет-компаний, контролирующих глобальные рынки и определяющих развитие передовых цифровых технологий. К тому же, обе страны сами остаются важнейшими мировыми рынками интернет-услуг. Даже с учетом глобализации европейских норм, переход КНР и США к проактивной антимонопольной повестке имеет критическое значение для развития (в том числе инновационно-технологического) интернет-сектора.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 288

Оценка читателей: голосов 0

1. Hart D.M. Antitrust and Technological Innovation in the U.S.: Ideas, Institutions, Decisions, and Impacts, 1890–2000. Research Policy, 2001, vol. 30, no. 6, pp. 923-936. https://doi.org/10.1016/S0048-7333 (00)00165-7

2. Newman J.M. Antitrust in Digital Markets. Vanderbilt Law Review, 2019, vol. 72, no. 5, pp. 1497-1567. Available at: https://cdn.vanderbilt.edu/vu-wp0/wp-content/uploads/sites/278/2019/10/11172710/Antitrust-in-Digital-Markets-1.pdf

3. Autor D., Dorn D., Katz L.F., Patterson C., van Reenen J. The Fall of the Labor Share and the Rise of Superstar Firms. The Quarterly Journal of Economics, 2020, vol. 135, iss. 2, pp. 645-709. DOI: https://doi.org/10.1093/qje/qjaa004

4. Данилин И. Инновационная трансформация крупнейших интернет-платформ. Международные процессы, 2020, т. 18, № 4 (63), сс. 127-142. DOI: https://doi.org/10.17994/IT.2020.18.4.63.2

5. Kamepalli S.K., Rajan R., Zingales L. Kill Zone. NBER Working Paper 27146. 2020. 48 p. Available at: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27146/w27146.pdf (accessed 15.06.2022).

6. Иванова Н.И., ред. Инновационная конкуренция. Москва, Весь мир, 2020. 216 с.

7. Freeman W.C., Sykes J.B. Antitrust and “Big Tech”. CRS Report R45910, 2019. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R45910.pdf (accessed 15.06.2022).

8. Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. Москва, Экономика, 1995. 540 с.

9. Тиль П. От нуля к единице. Москва, Альпина Паблишер, 2015. 192 с.

10. Кристенсен К.М. Дилемма инноватора. Москва, Альпина Паблишер, 2019. 240 с.

11. Evans D.S., Schmalensee R. The Industrial Organization of Markets with Two-Sided Platforms. NBER Working Paper 11.603, 2005. Available at: http://www.nber.org/papers/w11603.pdf (accessed 15.06.2022).

12. Pasquale F. Paradoxes of Digital Antitrust: Why the FTC Failed to Explain Its Inaction on Search Bias. Harvard Journal of Law & Technology – Occasional Paper Series, July 2013, 21 p. Available at: https://jolt.law.harvard.edu/assets/misc/Pasquale.pdf (accessed 15.06.2022).

13. Martens B. An Economic Perspective on Data and Platform Market Power. JRC Digital Economy Working Paper 2020–09, JRC122896. Available at: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/system/files/2021-02/jrc122896.pdf (accessed 15.06.2022).

14. Ezrachi A., Stucke M.E. Virtual Competition. Cambridge, Harvard University Press, 2016. 368 p.

15. Khan L. M. Amazon’s Antitrust Paradox. Yale Law Journal, 2017, vol. 126, pp. 710-805.

16. Emch A. Antitrust and the Internet: Is China Different? Competition Law International, 2019, vol. 15, no. 2, pp. 171-173.

17. You C. Law and Policy of Platform Economy in China. Computer Law & Security Review, 2020, vol. 39. DOI: 10.1016/j.clsr.2020.105493

18. Colino S.M. The Case against Alibaba in China and Its Wider Policy Repercussions. Journal of Antitrust Enforcement, 2022, vol. 10, iss. 1, pp. 217-229. DOI: 10.1093/jaenfo/jnab022

19. Chu D., Chi J. China Amends Anti-Monopoly Law for the First Time amid Tech Crackdown, Increasing Penalties and Regulatory Control. Global Times, 07.07.2021. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202107/1228110.shtml (accessed 15.06.2022).

20. Hong I. Chinese Court May Rule on Legality of Firms Keeping Facial Data. Asia Financial, 24.12.2020. Available at: https://www.asiafinancial.com/chinese-court-may-rule-on-legality-of-firms-keeping-facial-data (accessed 15.06.2022).

21. O’Connor N. Reforming the U.S. Approach to Data Protection and Privacy. Washington, Council on Foreign Relations, 2018. Available at: https://www.cfr.org/report/reforming-us-approach-data-protection (accessed 15.06.2022).

22. Pao J. China’s Monopoly-Busting to Reach Way beyond Big Tech. Asia Financial, 27.04.2022. Available at: https://asiatimes.com/2022/04/chinas-monopoly-busting-to-reach-way-beyond-big-tech/ (accessed 15.06.2022).

23. Conner A., Simpson E. Evaluating 2 Tech Antitrust Bills to Restore Competition Online. American Progress, 06.2022. Available at: https://americanprogress.org/wp-content/uploads/2022/06/OnlineCompetition-report.pdf (accessed 15.06.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх