Ядерная программа Саудовской Аравии как потенциальная угроза режиму нераспространения

 
Код статьиS013122270023224-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-10-65-72
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: 119991 Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 13
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №10
Страницы65-72
Аннотация

Проблема нестабильности на Ближнем Востоке обостряется стремлением стран региона обладать ядерным оружием. Эти попытки всегда успешно пресекались, однако как минимум в одном случае – в Ираке – предотвратить реализацию военной ядерной программы удалось лишь благодаря случайному стечению обстоятельств. Выявленные изъяны в существующей системе нераспространения ядерного оружия побудили государства направить силы на реализацию новых мер, нацеленных на ее совершенствование. В их числе подготовка Типового дополнительного протокола к соглашению о нераспространении 1997 г., подписание которого не является обязательным для участия в глобальном ядерном сотрудничестве. Саудовская Аравия уже ведет переговоры с другими странами о возможности развития национальной ядерной программы. В контексте соперничества с Ираном Королевство не скрывает возможности реализации военной программы. Обе страны являются подписантами Договора о нераспространении ядерного оружия, но в отношении них не применяются положения Дополнительного протокола, что открывает им более широкие возможности по использованию ядерной инфраструктуры в военных целях в условиях секретности на фоне обострившегося регионального соперничества. Зарождается новая угроза режиму нераспространения, которая требует специализированного подхода.

Ключевые словаядерная программа, нераспространение, ядерная энергетика, атомная энергетика, ДНЯО, МАГАТЭ, Саудовская Аравия, Иран, Росатом
Получено23.05.2022
Дата публикации23.11.2022
Кол-во символов25601
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Проблематика атомной энергетики отличается высокой политизированностью в связи с тем, что связанные с ней технологии применимы в производстве оружия массового уничтожения, которое оказывает большое влияние на региональный и глобальный баланс сил. Примечательно, что энергетический сегмент ядерной программы в ведущих мировых державах формировался либо за счет военных технологий, либо с учетом возможности его применения в военных целях.
3 Принимая во внимание неэффективные решения, принятые институтами нераспространения, в современных условиях, когда Саудовская Аравия выражает интерес к развитию национальной атомной программы, угроза распространения ядерного оружия становится еще более актуальной. В силу своей политико-экономической специфики Ближний Восток исторически был далек от передовых технологий атомной энергетики. Такие страны, как Сирия, Ирак, Ливия, Израиль, Иордания, Алжир, Марокко имели или имеют в своем распоряжении как минимум одну исследовательскую ядерную установку, однако лишь Иран и Объединенные Арабские Эмираты обладают мощными энергетическими реакторами. Несмотря на скромный масштаб развития атомной отрасли, чаще всего именно страны этого региона оказывались под подозрением использования своих ядерных программ в военных целях. Стремление стран региона отступить от положений ДНЯО и разработать ядерное оружие обусловлено высоким уровнем нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В условиях активной конкуренции ряд ближневосточных государств стремится к усилению собственных военно-политических позиций, в том числе за счет обладания оружием массового уничтожения.
4

ПРОБЛЕМЫ РЕЖИМА ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

5 В международной практике высокий уровень неоднозначности вокруг развития ядерной энергетики потребовал формирования специальных институтов, которые призваны предотвратить использование мирных технологий в производстве вооружения. Среди них ключевую роль играет Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО, Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, NPT). Статья III ДНЯО, в частности, предусматривает обязательство подписантов предоставлять МАГАТЭ возможность проверки качества соблюдения обязательств, принятых в рамках договора. Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются подписать с МАГАТЭ соглашение о гарантиях (safeguards agreement), в рамках которых Агентство контролирует соблюдение требований ДНЯО. Контроль осуществляется с помощью инспекций специалистов МАГАТЭ, установки пломб, видеокамер и т. д.
6 Однако эффективность сформировавшейся в годы холодной войны системы гарантий была поставлена под сомнение частичной реализацией ядерных программ КНДР, Сирии, Ливии, Ирана, Мьянмы и особенно Ирака. Так, деятельность Багдада по разработке ядерного оружия была случайно раскрыта Специальной комиссией ООН в 1991 г. вследствие вторжения Ирака в Кувейт и вмешательства в конфликт сил международной коалиции в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН [1]. Ираку, который являлся участником ДНЯО, удавалось скрывать прогресс в развитии своей военной ядерной программы. Этот факт имел принципиальное значение, так как специалисты МАГАТЭ, которые проводили инспекции в течение десяти лет, не сумели своевременно раскрыть секретную программу разработки ядерного оружия в этой стране.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 317

Оценка читателей: голосов 0

1. Орлов В.А., Тимербаев Р.М., Хлопков А.В. Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия. ПИР-Центр, 2001. 329 с.

2. Бойко А.А. Мирополитические последствия снятия ограничений на поставку технологий и оборудования ядерного топливного цикла в Южную Азию. Дис. канд. полит. наук. Москва, 2018. 233 с.

3. Burkhard S., Wenig E., Albright D., Stricker A. Saudi Arabia's Nuclear Ambitions and Proliferation Risks. Institute for Science and International Security, 30.03.2017. 39 p. Available at: https://isis-online.org/uploads/isis-reports/documents/SaudiArabiaProliferationRisks_30Mar2017_Final.pdf (accessed 15.07.2022).

4. Брылева В.А., Войтецкая Е.Ф., Нарейко Л.М. Использование уран-плутониевого топлива в легководных реакторах. Информационный бюллетень ГНУ “ОИЭЯИ-Сосны” НАН Беларуси, 2012, № 1 (9).

5. Garwin R.L. Reactor-Grade Plutonium Can be Used to Make Powerful and Reliable Nuclear Weapons: Separated Plutonium in the Fuel Cycle Must be Protected As If It Were Nuclear Weapons. Council on Foreign Relations, 1998. Available at: https://rlg.fas.org/980826-pu.htm (accessed 18.06.2022).

6. Hibbs M. Safeguards for Saudi Arabia. Carnegie, 27.11.2018. Available at: https://carnegieendowment.org/2018/11/27/safeguards-for-saudi-arabia-pub-77787 (accessed 27.06.2022).

7. Reif K. Saudi Arabia Threatens to Seek Nuclear Weapons. Arms Control Association, June 2018. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2018-06/news/saudi-arabia-threatens-seek-nuclear-weapons (accessed 13.03.2022).

8. Родина И. Развитие атомной энергетики в Саудовской Аравии в рамках программы “Видение Королевства-2030” с точки зрения перспектив атомно-энергетического сотрудничества и рисков нераспространения. Индекс Безопасности №3(17), 2021.

9. Рычин В. Куданкулам – суета вокруг AFR. Atominfo, 07.10.2021.

10. Борисова Е.А. Развитие ядерной программы Саудовской Аравии: причины и следствия. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность, 2018, № 4, сс. 123-130.

11. Tzemprin A., Jozić J., Lambare H. The Middle East cold war: Iran-Saudi Arabia and the way ahead. Croatian Political Science Review, 2015, vol. 52, no. 4–5, pp. 187-202.

12. Фролов А.В. Ядерные программы на Ближнем Востоке: развить нельзя свернуть (Часть 1. Зарождение и развитие). Пути к миру и безопасности, 2018, № 2 (55), сс. 84-103.

13. Miller N.L., Volpe T.A. Abstinence or Tolerance: Managing Nuclear Ambitions in Saudi Arabia. The Washington Quarterly, 2018, no. 41 (2), pp. 27-46. DOI: 10.1080/0163660x.2018.1484224

14. Urban M. Saudi Nuclear Weapons “On Order” from Pakistan. BBC News, 06.11.2013. Available at: https://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-24823846 (accessed 13.03.2022).

15. Mattingly P., Cohen Z., Herb J. Exclusive: US Intel Shows Saudi Arabia Escalated Its Missile Program with Help from China. CNN, 05.06.2019. Available at: https://edition.cnn.com/2019/06/05/politics/us-intelligence-saudi-arabia-ballistic-missile-china/index.html (accessed 13.03.2022).

16. Graham-Harrison E., Kirchgaessner S., Borger J. Revealed: Saudi Arabia May Have Enough Uranium Ore to Produce Nuclear Fuel. The Guardian, 17.09.2020. Available at: https://www.theguardian.com/world/2020/sep/17/revealed-saudi-arabia-may-have-enough-uranium-ore-to-produce-nuclear-fuel (accessed 18.06.2022).

17. Stewart I., Lewis J., Mayhew N., Schmerler D., Kane Ch.Z. The Status of the Front End of Saudi Arabia’s Nuclear Cycle. James Martin Center for Nonproliferation Studies, 2020, no. 9. 15 p. Available at: https://nonproliferation.org/wp-content/uploads/2020/10/Nonpro-Note-status-of-front-end-Saudi-Arbia-nuclear-fuel-cycle.pdf (accessed 18.07.2022).

18. Masterson J., Bugos S. Saudi Arabia May Be Building Uranium Facility. Arms Control Today, September 2020. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2020-09/news/saudi-arabia-may-building-uranium-facility (accessed 13.03.2022).

19. Cooke S. Newbuild: Behind Riyadh’s Exclusion of Westinghouse and EDF. Energy Intelligence, 04.06.2022. Available at: https://www.energyintel.com/00000181-4442-db89-a99d-f6c7a9370000 (accessed 05.07.2022).

20. Emmons A., Chavez A., Lacy A. Joe Biden, in Departure from Obama Policy, Says He Would Make Saudi Arabia a “Pariah”. The Intercept, 21.11.2019. Available at: https://theintercept.com/2019/11/21/democratic-debate-joe-biden-saudi-arabia/ (accessed 24.07.2022).

21. Freilich C. Israel and the Iran Nuclear Deal: The Best of Bad Options. Survival: Global Politics and Strategy, 2022, vol. 64, no. 3, pp. 117-132. DOI: 10.1080/00396338.2022.2078051

22. Ahmad A., Ramana M.V. Too Costly to Matter: Economics of Nuclear Power for Saudi Arabia. Energy, 2014, vol. 69, pp. 682-694.

23. Кулагин В.А., ред. Перспективы развития мировой энергетики с учетом влияния технологического прогресса. Москва, ИНЭИ РАН, 2020. 320 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх