мусульманские организации на юге России: конкурентная борьба и внешнее воздействие

 
Код статьиS013122270022250-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-9-72-81
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Южный Федеральный Университет
Адрес: РФ, 344022 Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №9
Страницы72-81
Аннотация

В статье исследуется проблематика коммуникации и конкурентной борьбы между мусульманскими религиозными объединениями на Юге России. Автор особо подчеркивает специфические особенности региона как самого полиэтничного в стране, отмечает внутреннее многообразие исламских течений и традиций, нашедших свое выражение на этих территориях. В статье обозначены шесть исторических этапов развития мусульманских организаций на Юге России. В исследовании выявлены факторы формирования сложившихся на сегодняшний день сопернических отношений между субъектами мусульманского сообщества как на региональном, так и на всероссийском уровне. При этом речь идет не только о непосредственной конкуренции между религиозными организациями, но и о концептуальном столкновении идей “очищения” ислама и сохранения его локальных особенностей, необходимости реформирования и сохранения существующего культурно-религиозного уклада, сотрудничества с государством, противодействия ему и т. д. Отдельно в исследовании автор уделяет внимание изучению роли иностранных организаций в процессах конкуренции между различными субъектами мусульманских сообществ на Юге России.

Ключевые словаислам, религия, религиозные организации, конкуренция, иностранное влияние, Юг России, Северный Кавказ
Получено14.02.2022
Дата публикации23.09.2022
Кол-во символов29428
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Юг России (территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов – ЮФО и СКФО) исторически складывался как один из наиболее этно-конфессионально разнообразных регионов страны. Здесь широко представлен ислам в форме сразу нескольких направлений. Это глубокое многообразие создает предпосылки для конкуренции между представителями различных внутриисламских течений и традиций, что несет риски для общественного благополучия и государственной безопасности. Регион прошел через несколько этапов соперничества между мусульманскими объединениями, в ходе которых менялись политические обстоятельства борьбы, отношение к государству со стороны тех или иных участников конкуренции, происходила институционализация самих мусульманских религиозных образований, эволюционировали их идейные платформы.
3 Территории, составляющие сегодня регион Юга России, традиционно были пространством интенсивной конкуренции различных сил. В этой связи стоит отдельно отметить фактор внешнего воздействия, сыгравший важную роль в процессах конкурентной борьбы между мусульманскими объединениями. Исторически продвижение России на юг, начавшееся в XVI в., сталкивалось с серьезным противодействием. Активное участие в сдерживании распространения влияния российского государства принимало мусульманское духовенство, близкое к правителям Крымского ханства, местных кавказских феодальных образований и обществ, находившихся в сфере влияния Османской империи (глава этого государства имел статус покровителя всех мусульман в мире – халифа). В ответ на это российские власти начали формировать слой лояльных священнослужителей, организованных в рамках единой организационной структуры. На Юге России первой из таких было Таврическое магометанское духовное правление (1794 г.).
4

ЭВОЛЮЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

5 На Северном Кавказе формирование единых организационных структур для мусульман было затруднено в силу целого ряда причин политического, географического и социального характера. Мусульманское духовенство здесь пользовалось большим авторитетом, оказывало значительное влияние на развитие общественной жизни [1, с. 49] и выполняло судебные и даже дипломатические функции. При этом оно не было однородным: существовали “официальное” духовенство в лице феодализирующихся кадиев и мулл, и суфии под руководством шейхов, представляющих “народный” ислам. Основное идеологические отличие их заключалось в том, как стороны относились к использованию положений адата (обычного права) и шариата (религиозного права) при разрешении тех или иных общественно важных вопросов. Так, если первые в зависимости от политической или экономической конъюнктуры прибегали к обращению к обоим источникам права, то вторые стремились установить полное господство шариатских норм.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 269

Оценка читателей: голосов 0

1. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. Москва, Ленинград, Гос. издательство, 1925. 150 с.

2. Ланда Р.Г. Мусульмане в истории России (до 1917 г.). Ислам в СНГ. Москва, Институт востоковедения РАН, 1998, сс. 104-122.

3. Сулаев И.Х. Революция и гражданская война в восприятии и деяниях мусульманского духовенства Дагестана (1917–1921 гг.). Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2019, № 1–2, сс. 463-487.

4. Хаяли Р.И. Политические партии крымских татар (1917–1928 гг.). Гуманитарные научные исследования, 2017, № 3 (67), сс. 30-41.

5. Орешин С.А. Мусульманская теократическая монархия на Северном Кавказе в период российской революции 1917 года и гражданской войны: идеи и попытки реализации. Исламоведение, 2019, т. 10, № 3, сс. 81-92.

6. Османов А.И. Место Дагестана в геополитике иностранных держав в годы Гражданской войны. Acta Historica: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию. Махачкала, Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2018, т. 1, № 1, сс. 210-215.

7. Магомедов М.А. Горцы Северного Кавказа и социалистическая революция: (Правда истории и домыслы антикоммунистов). Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1980. 158 с.

8. Безугольный А.Ю. Генерал Бичерахов и его Кавказская армия. 1917-1919. Москва, Центрполиграф, 2011. 416 с.

9. Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917–1953 гг. Москва, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. 425 с.

10. Гусева Ю.Н. Мрачное эхо “Дела ЦДУМ”: “Цепь Корана” и репрессии против мусульманской элиты в СССР (1940 год). Новый исторический вестник, 2017, № 2 (52), сс. 85-102.

11. Козлов В.А. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX – середина XX в.). Москва, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 1111 с.

12. Мухетдинов Д.В. История ислама в России. Москва, ООО “Садра”; ИД “Медина”, 2019. 296 с.

13. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. Москва, Алгоритм, 2007. 576 с.

14. Кудрявцев А.В. “Ваххабизм”: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе. Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 3 (9), сс. 115-122.

15. Патеев Р.Ф. Мусульманские общины Ростовской области. Центральная Азия и Кавказ, 2006, № 1 (43), сс. 133-142.

16. Искандарян А.М. Ислам на Северном Кавказе: ре- или доисламизация? Религия и политика на Кавказе. Материалы международной конференции. Ереван, 2004, сс. 96-109.

17. Чабиева Т.С. Двоевластие в исламской умме Ингушетии создает проблему. Интернет-издание Агентство политических новостей, 26.11.2021.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх