Новый этап глобальной налоговой реформы

 
Код статьиS013122270021902-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-8-34-42
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №8
Страницы34-42
Аннотация

Рассматривается новый этап глобальной налоговой реформы, инициированный Планом ОЭСР/G20 в конце 2021 г. Исследуются предпосылки и основные направления нового налогового плана, его оценка со стороны различных групп и структур международного сообщества. Особое внимание уделено анализу позиций по имплементации налоговой реформы в ее лидерах: ЕС, США, Великобритании.

Ключевые слованалоги, налоговое сотрудничество, глобальная налоговая реформа, ОЭСР, развитые страны, ЕС, США, Великобритания
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783)
Получено25.04.2022
Дата публикации07.09.2022
Кол-во символов29717
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Длительное время налоговая политика считалась самой сложной сферой для межгосударственного сотрудничества, поскольку она тесно связана с вопросами национального суверенитета. Тем не менее рост интернационализации производства, торговли и финансов обусловливают объективную необходимость кооперации правительств для осуществления глобальной налоговой реформы.
2

ЗАДАЧИ И ДРАЙВЕРЫ РЕФОРМЫ

3 Финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. (ГФК) высветил настоятельность обеспечения большей налоговой прозрачности за счет принуждения “налоговых гаваней” и стран с преференциальными налоговыми режимами, включая международные финансовые центры, к информационно-правовому сотрудничеству. Фактически встал вопрос о борьбе с офшорами. Основным рабочим и координирующим органом стал Глобальный форум по налоговой прозрачности и обмену налоговой информацией (ГНФ), который своей главной задачей считал и считает обеспечение обязательной уплаты причитающихся налогов всеми участниками трансграничных операций [1]1. В 2012 г. под огнем критики СМИ, а затем и международных организаций оказались уже не только офшоры, но и крупнейшие транснациональные компании (ТНК) – налоговые уклонисты, среди которых лидировали компании Big Tech (в частности, такие IT-гиганты, как Google, Apple, Faceebook, Amazon). В 2013 г. G8, а затем и G20 провозгласили соблюдение налогового законодательства и деофшоризацию мировой экономики одной из своих важнейших целей [ист. 1, рр. 96-106]. 1. По данным на конец 2021 г., членами ГНФ были 163 юрисдикции, в том числе Россия.
4 Такой поворот в политике ведущих стран Запада был обусловлен прежде всего серьезными бюджетными трудностями, вызванными ГФК, в том числе экстренными расходами по поддержанию на плаву крупнейших банков и других финансовых учреждений. Кроме того, более справедливого распределения налогового бремени требовали представители гражданского общества.
5 Официальная цель налоговой реформы – выравнивание конкурентного поля для всех компаний, в том числе малых и средних предприятий (МСП). На саммите G20 в 2013 г. был принят совместный с ОЭСР План действий по борьбе с уклонением от налогов ТНК путем размывания налоговой базы и перемещения прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS) [2]. Он состоит из 15 пунктов (действий), ряд из которых до сих пор не реализован. Отметим, что Действие 1 (Action 1) предусматривает изменения в налогообложении высокотехнологичных компаний и электронной торговли с учетом специфики их деятельности.
6 Над реализацией проекта работали все члены ОЭСР, страны G20 – не члены ОЭСР, а также привлеченные в рамках консультаций развивающиеся государства. В соответствии с BEPS все нововведения по налоговой реформе должны были быть включены в новую модельную конвенцию ОЭСР, на основе которой будут пересмотрены действующие двусторонние налоговые соглашения, в том числе о двойном налогообложении. Работа над документом, получившим название “Многосторонняя конвенция по имплементации налогового договора, содержащего меры по предотвращению ухода от налогов” (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent BEPS, MLI), была завершена в 2016 г. [3]. Ее подписали более 100 юрисдикций, включая Россию. Также создана Инклюзивная рабочая группа ОЭСР по реализации BEPS. MLI начала работать с 01.01.2019 г. Каждая страна, ратифицировавшая конвенцию, сама определяет, какие двусторонние налоговые соглашения она хочет изменить (MLI position).

Всего подписок: 3, всего просмотров: 392

Оценка читателей: голосов 0

1. Худякова Л.С. Глобальное налоговое сотрудничество и деофшоризация мировой экономики. Новые подходы к глобальному финансовому регулированию. Худякова Л.С., ред. Москва, ИМЭМО РАН, 2015, сс. 96-106.

2. Byanyima W. et al. The State of Tax Justice 2021 Report. Bristol, November 2021. 72 p. Available at: https://taxjustice.net/wp-content/uploads/2021/11/State_of_Tax_Justice_Report_2021_ENGLISH.pdf (accessed 15.04.2022).

3. Heath R., Reingold O., Noguchi Ir. 136 Countries Agreed to a Global Minimum Corporate Tax Rate. What Now? Politico, 11.10.2021. Available at: https://www.politico.com/news/2021/11/10/136-countries-agreed-to-a-global-minimum-corporate-tax-rate-what-now-520418 (accessed 15.04.2022).

4. Browne R. Amazon, Google and Facebook Will Be Hit Hard by the G-7 Tax Deal. Here’s how They Responded. CNBC, 07.06.2021. Available at: https://www.cnbc.com/2021/06/07/g-7-tax-deal-amazon-google-and-facebook-respond-.html (accessed 15.04.2022).

5. Dhasmana I. Minimum Global Tax Rate Should Be 25%, Says World Inequality Report. Business Standard, 09.12. 2021. Available at: https://www.business-standard.com/article/economy-policy/minimum-global-tax-rate-sould-be-25-says-world- inequality-report-121120901478_1.html (accessed 15.04.2022).

6. Morris J. A Global Tax Cartel with a Minimum Corporation Rate Will Ungermine Britain. City A.M., 16.11.2021. Available at: https://www.cityam.com/global-tax-cartel-minimum-corporation-rate/ (accessed 15.04.2022).

7. Сидорова Е.А. Наднациональные европейские налоги и вызовы европейской экономики. Фискальная интеграция в Европейском союзе. Москва, Весь Мир, 2021, cс. 114-171.

8. Sweeney R. A European Formula for Global Tax Reform. Foundation for European Progressive Studies, Oct. 2021. 43 p. Available at: https://www.feps-europe.eu/attachments/publications/211025%20policy%20study_global%20tax%20reform2.pdf (accessed 15.04.2022).

9. Tanner W. et al. How Should the UK Approach Reforms to International Corporate Taxation? Onward and Joffe Trust Partnership, 2021. 19 p. Available at: https://www.ukonward.com/wp-content/uploads/2021/12/Global-Britain-Summary-Report.pdf (accessed 15.04.2022).

10. Seely A. Digital Services Tax. House of Commons Library, 2022. 99 p. Available at: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-8719/CBP-8719.pdf (accessed 15.04.2022).

11. Simmons P., Walker E. 2022 – What Is Next for UK Corporate Tax? Lexology, 2022. Available at: https://www.lexology.com/commentary/corporate-tax/united-kingdom/pinsent-masons/2022-what-is-next-for-uk-corporate-tax (accessed 15.04.2022).

12. Granwell A.W., Odintz J.D. A New Approach: The Intersection of US Tax Reform and Global Tax Reform. IBA, 2021. Available at: https://www.ibanet.org/article/C2DBC4E3-9FE6-432C-B0E9-DB09E693F021 (accessed 15.04.2022).

13. Watson G., McBride W. Evaluating Proposals to Increase the Corporate Tax Rage and Levy a Minimum Tax on Corporate Book Income. Tax Foundation, Feb. 2021. 23 p. Available at: https://files.taxfoundation.org/20210223155451/Evaluating-Proposals-to-Increase-the-Corporate-Tax-Rate-and-Levy-a-Minimum-Tax-on-Corporate-Book-Income.pdf (accessed 15.04.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх