Грузинский опыт экономической модернизации: достижения и неудачи

 
Код статьиS013122270021871-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-8-70-81
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Адрес: РФ, 119571 Москва, пр-т Вернадского, 82, стр. 1
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: РФ, 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: РФ, 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №8
Страницы70-81
Аннотация

Статья посвящена анализу причин, результатов и последствий модернизационных экономических реформ в Грузии в 2004–2013 гг. Авторы рассматривают состояние грузинской экономики накануне начала проведения реформ, анализируют эффективность ключевых социально-экономических преобразований и основные макроэкономические показатели страны в различные периоды ее постсоветской истории. В исследовании выявляются как сильные, так и слабые стороны экономических реформ в Грузии, а также проводится комплексная оценка устойчивости достигнутых результатов. Авторы приходят к выводу, что последствия модернизационных преобразований оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны, эффективность продемонстрировала налоговая реформа. Значительные успехи были достигнуты в сфере приватизации государственной собственности, а также в расширении экономических прав и свобод населения. С другой – антикоррупционные меры оказались успешными лишь частично и коснулись только низового уровня, тогда как системная коррупция сохранилась в прежних масштабах. Кроме того, дебюрократизация затронула далеко не все секторы экономики, в результате чего прежние социально-экономические дисбалансы и противоречия не были урегулированы.

Ключевые словаГрузия, экономические реформы, модернизация, макроэкономические показатели, Михаил Саакашвили, экономический рост, внешняя торговля
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке и в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-514-07001 “Геополитические вызовы как фактор дестабилизации и угрозы региональной безопасности на Южном Кавказе”
Получено26.07.2022
Дата публикации07.09.2022
Кол-во символов40115
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Вопрос об эффективности и результатах экономических реформ в Грузии в 2004–2013 гг. в период нахождения у власти президента М. Саакашвили по-прежнему остается достаточно дискуссионным как в отечественной, так и в зарубежной историографии. При этом существуют противоположные оценки. Согласно мнению одних исследователей (например, Л.А. Бураковой [1]), экономические преобразования в Грузии увенчались блестящим успехом и могут рассматриваться как образец для аналогичных модернизационных реформ другими государствами постсоветского пространства. В то же время другая часть академического сообщества (в частности, Н.А. Мендкович [2]) оценивает результаты грузинских реформ более сдержанно и даже скептически, подчеркивая, что успехи носили локальный и ограниченный по времени характер и были достигнуты не столько за счет качественных изменений экономической и социальной структуры государства и его институтов, сколько за счет масштабных внешних вливаний и иностранных инвестиций [ист. 1, 2].
3 Помимо двух вышеуказанных исследований, проблематика социально-экономических преобразований в Грузии в 2004–2013 гг. достаточно широко представлена в академической литературе – как отечественной, так и зарубежной (в первую очередь грузинской). Так, в данном контексте необходимо упомянуть статью грузинского исследователя А. Купатадзе под названием “Georgia’s Break with the Past” (“Разрыв Грузии со своим прошлым”) [3], в которой автор обоснованно утверждает, что весь период экономических реформ в Грузии можно условно подразделить на два этапа – восходящий (2004–2008 гг.), когда был заложен фундамент для будущего экономического роста, и нисходящий (2008–2012 гг.), в течение которого вновь началось постепенное огосударствление грузинской экономики.
4 Другим фундаментальным исследованием по данной тематике стала совместная статья международного коллектива исследователей в лице Л. Рехвиашвили и А. Полезе [4], в которой авторы, используя методологию институционально-трансформационной концепции К. Поланьи, подробно рассматривают особенности грузинской модернизации и приходят к выводу, что “скромные” (meagre) результаты преобразований стали следствием очевидного дисбаланса между устойчивыми рыночными институтами, созданными в годы реформ, и практически полным отсутствием таковых в регулятивной и административной сферах (в частности, речь идет об институтах, призванных сдерживать, ограничивать и вводить в правовое русло стихийное течение рыночных сил, приспосабливая их под социальные нужды государства).
5 Необходимо отметить и целый ряд исследований, посвященных историческим причинам и предпосылкам, а также политическим и административным аспектам социально-экономических преобразований в Грузии. Среди наиболее значимых работ по данной теме можно назвать статьи А.А. Токарева [5, 6], Б. Квашилавы [7], К. Хоффмана [8], В. Муханова и А. Скакова [9], Т. Никвашвили [10]. Отдельно стоит упомянуть работу П. Насути [11], посвященную сравнительно-сопоставительному анализу результатов административных и антикоррупционных реформ в Грузии и на Украине. По итогам исследования автор приходит к выводу, что ключевой причиной более высокой эффективности грузинских преобразований по сравнению с украинскими стала бóльшая степень политической централизации в Грузии по сравнению с Украиной, что позволило в кратчайшие сроки провести глубокие социально-экономические реформы.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 408

Оценка читателей: голосов 0

1. Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось. Москва, Альпина Бизнес Букс, 2011. 271 с.

2. Мендкович Н.А. Цена реформ, или почему у Грузии не получилось? Москва, РИСИ, 2012. 122 с.

3. Kupatadze A. Georgia’s Break with the Past. Journal of Democracy, 2016, vol. 27, no. 1, pp. 110-123.

4. Rekhviashvili L., Polese A. Liberalism and Shadow Interventionism in Post-Revolutionary Georgia (2003–2012). Caucasus Survey, 2017, vol. 5, no. 1, рр. 27-50. DOI: 10.1080/23761199.2017.1283471

5. Токарев А.А. Реформы Михаила Саакашвили: территория и госуправление. Что получилось у Грузии? Политическая наука, 2013, № 3, cc. 170-189.

6. Токарев А.А. Влияние реформ правительства Михаила Саакашвили на положение национальных меньшинств Грузии. Сравнительная политика, 2014, т. 5, №1, сс. 147-164.

7. Kvashilava B. The Political Constraints for Civil Service Reform in Georgia: History, Current Affairs, Prospects and Challenges. Caucasus Survey, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 214-234.

8. Hoffmann K. Local Government Reforms in Georgia and Their Impact on State–Society Relations. Eurasian Geography and Economics, 2017, vol. 58, no. 5, pp. 481-501.

9. Муханов В., Скаков А. Политическая стабильность по-грузински (Грузия после выборов 2016 г.). Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 1, с. 53-62.

10. Nikvashvili T. Open Governance as a Tool for Strengthening the System of E-Democracy in Georgia. eJournal of eDemocracy and Open Government, 2019, vol. 11, no. 2, pp. 137-149. DOI: 10.29379/jedem.v11i2.547

11. Nasuti P. Administrative Cohesion and Anti-Corruption Reforms in Georgia and Ukraine. Europe–Asia Studies, 2016, vol. 68, no. 5, pp. 847-867. DOI: 10.1080/09668136.2016.1192107

12. Janský P., Palanský M. Fiscal Decentralization and Equalization Transfers in Georgia: Evidence from Municipality-Level Data. Post-Communist Economies, 2020, vol. 32, no. 1, pp. 54-76. DOI: 10.1080/14631377.2019.1640992

13. Terzyan A. Post-Soviet Revolutions and Post-Revolution Discourses: Explaining the Construction of Political Identities in Post-Rose Revolution Georgia and Post-Velvet Revolution Armenia. Slovak Journal of Political Sciences, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 138-163. DOI: 10.34135/sjps.200107

14. Назаров В. Уроки либеральных реформ в Грузии. Forbes, 25.05.2011.

15. Павлюшина В., Кулаева Н., Музыченко Е. Грузия: особенности экономического роста. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, 2019, вып. 46. 27 с.

16. The Postsocialist Agrarian Question. Property Relations and the Rural Condition. Halle Studies in the Anthropology of Eurasia. Hann C., Rottenburg R., Schnepel B., Shimada S., ed. Münster: Lit Verlag, 2003. Vol. 1, pp. 1-41.

17. Petrovich-Belkin O., Bokeriya S., Yeryomin A. The Problem of Russia’s Declining Influence in the Former Soviet Union: Why Are the CIS Countries Drifting Toward Multilateralism? International Organisations Research Journal, 2019, vol. 14, no. 1, pp. 94-112. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-06

18. Chernenko E., Petrovich-Belkin O. Soviet and Russian Foreign Energy Policy: Comparative Analysis. Journal of Economic Cooperation and Development, 2019, vol. 40, no. 4, pp. 89-118.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх