Портрет как идентификация личности: эскиз к портретному искусству Беларуси XVI–XVIII веков

 
Код статьиS023620070006453-5-1
DOI10.31857/S023620070006453-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры искусств и средового дизайна
Аффилиация: Белорусский государственный университет
Адрес: Республика Беларусь, 220006 Минск, ул. Маяковского, д. 96
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №5
Страницы118-135
Аннотация

Раскрываются идентифицирующие возможности белорусского (великолитовского) портрета веристического стиля, который точно следует физиогномике, что подчас превращает изображение в маску, икону. В этом его отличие от привычного европейского портрета, в котором художник стремится интерпретировать внутренний, духовный мир человека. Генезис белорусского портрета, так же как и портрета Западной Европы, связан с переосмыслением в XVI веке римских культурных традиций. Культура итальянского Возрождения теоретически и практически сумела связать христианство с греческой и римской Античностью, создав триединую художественную систему художник — произведение — зритель. В Великом Княжестве Литовском ориентация на античную культуру (Древний Рим) в XVI веке выросла в культурообразующий фактор. По римским античным образцам выстраивались основные обряды, сопровождавшие рождение и крещение детей, венчание и свадьбы, застольные встречи и пиры, похоронные и погребальные церемонии, разрешались мумификация усопших и устройство крипт с саркофагами определенных аристократических семей. Обрядовая сторона культуры подкреплялась исторической мифологизацией происхождения шляхты-рыцарства от римских патрициев. В портрете Великого Княжества Литовского веристический стиль получил широкое распространение. В первую очередь подобные портреты выполняли задачи идентификации изображенных и являлись важным элементом скорее культуры повседневности, нежели искусства. Они заполняли залы портретных родовых галерей во дворцах магнатов и небольших домах средней и мелкой шляхты, размещались в храмах, использовались в погребальных церемониях в качестве труменных (гробовых), укрепляемых на торцевой стенке гроба-трумны. На протяжении XVI–XVIII веков данная традиция способствовала созданию сложной композиции портрета с атрибутикой разного рода социальной принадлежности персонажа. Целям идентификации и коммуникации подчинялась взаимосвязь на портрете изображения и пространства, представляя собой систему знаков и кодовых формул, понимание которых и организовывало двухуровневую коммуникационную идентификацию — автора портрета с изображенным лицом и зрителя с портретным произведением.

Ключевые словапортрет, веристический стиль, римские традиции, Великое Княжество Литовское, антропология, атрибуты, пространство власти, слава, портретные галереи, шляхта
Получено19.11.2019
Дата публикации20.11.2019
Кол-во символов25194
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1285

Оценка читателей: голосов 0

1. Баксендолл М. Узоры интенции: Об историческом толковании картин / пер. с англ. М.Н. Соколова. М.: ЮниПринт, 2003.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с франц. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 147–148.

3. Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с франц. А. Гараджи. М.: Ad marginem, 2000. С. 124–126.

4. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975.

5. Дамиш Ю. Теория облака: Набросок истории живописи / пер. с франц. А. Шестакова. СПб.: Наука, 2003. С. 222–230.

6. Лескинен М.В. Мифы и образы сарматизма: Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2002.

7. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней: пер. с англ. М.: Искусство, 1990. С. 71.

8. Тананаева Л.И. Сарматский портрет: Из истории польского портрета эпохи барокко. М.: Наука, 1979. С. 71–73.

9. Улащик Н.Н. Введение в изучение белорусско-литовского летописания. М.: Наука, 1985.

10. Чикалова И.Р. «Пограничье» как социокультурная реальность: концептуальные подходы к его изучению // Ценностные ориентации и историческое сознание населения белорусско-российского приграничья / редкол.: И.М. Прищепа и др. Витебск: ВГУ, 2017.

11. Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (кн. 1–6): текст, перевод и комментарий / под ред. и с дополн. А.В. Назаренко. М.: Памятники ист. мысли, 2004. С. 128–131.

12. Angyał E. Ṡwiat słowiańskiego Baroku // Przełozył J. Prokopik. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1972.

13. Chrościcki J. Pompa funebris: z dziejów kultury staropolskiej. Warszawa: Państwowe Wydaw. Naukowe, 1974. S. 255.

14. Elias N. Przemiany obyczajów w cywilizacji Zachodu. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1980.

15. Mańkowski T. Genealogia sarmatyzmu. Warszawa: Tow. Wydawnicze “Łuk”, 1946.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх