Вопросы национальной безопасности в торговой политике США

 
Код статьиS013122270019467-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-4-26-34
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: НИУ “Высшая школа экономики”
Адрес: РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №4
Страницы26-34
Аннотация

Вопросы национальной безопасности играют первостепенную роль в торговой политике США. В статье показано, что исторически США, будучи стороной ГАТТ-47, испытывали внутренние трудности при разработке правил в отношении исключений по соображениям безопасности. Противостояние Госдепа с ведомствами, занимающимися послевоенным планированием, наложило отпечаток двусмысленности на формулировки правил торговли. В последние годы Вашингтон активно применяет ограничительные торговые меры, ссылаясь на исключения по соображениям национальной безопасности в праве Всемирной торговой организации (ВТО). Доклад третейской группы по спору “Российская Федерация – меры в отношении транзита товаров” внес вклад в интерпретацию соответствующих исключений. В то же время определение “границ” использования таких мер остается открытым. Актуальность проблемы становится еще более очевидной, если отметить, как дискурс смещается в сторону других источников проблем национальной безопасности, помимо военных угроз. Смещение фокуса с парадигмы многостороннего либерализма в сторону экономического национализма требует переосмысления подходов, заложенных в фундамент многосторонней торговой системы. Автор приходит к выводу, что США не заинтересованы в уточнении правил ВТО по национальной безопасности и стремятся сохранить статус-кво, дающий им свободу действий в торговой политике.

Ключевые словаСША, торговая политика, национальная безопасность, Всемирная торговая организация, исключения
Получено31.03.2022
Дата публикации05.04.2022
Кол-во символов29206
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вопросы национальной безопасности всегда занимали особое место в торговой политике США. При администрации Д. Трампа они служили для обоснования введения односторонних дискриминационных мер в области торговли и инвестиций. Администрация Байдена–Харрис смягчила подход, но не отказалась от него. Продолжается разработка ключевого документа в этой сфере – Стратегии национальной безопасности (СНБ). Ви́дение Вашингтоном использования в торговом регулировании исключений по соображениям национальной безопасности оказывает влияние на деятельность Всемирной торговой организации (ВТО).
2

ЗАДАЧИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ

3 В марте 2021 г. администрация президента США выпустила “Переходное стратегическое руководство по национальной безопасности” [1] (далее – Руководство). В нем представлено ви́дение по взаимодействию США с миром и заданы контуры политики страны в период, пока работа над СНБ не завершена. Хотя Руководство носит промежуточный характер, оно позволяет понять приоритеты в области национальной безопасности.
4 Во-первых, Вашингтон взял курс на максимально широкое толкование национальной безопасности. В документе говорится, что все большее значение будут играть кибербезопасность, проблемы трудовых стандартов1 и изменения климата. Подчеркивается, что национальная безопасность будет определяться и экономической безопасностью. 1. Более высокие трудовые стандарты и зарплаты в США по сравнению с другими странами негативно влияют на себестоимость и, соответственно, конкурентоспособность американских товаров. Вашингтон стремится отрегулировать разницу с помощью нетарифных инструментов торговой политики (в частности, вводя запреты, компенсирующие тариф или побуждая другие страны повысить свои стандарты).
5 Во-вторых, проявляется преемственность по отношению к положениям СНБ-2010 и СНБ-2015 по сохранению американского лидерства с опорой на многосторонние подходы, а также в понимании ограниченности возможностей такого лидерства. В частности, США признают, что невозможно одолеть “самонадеянный” Китай в одиночку, в тексте неоднократно высказывается идея расширения и углубления партнерских и союзнических отношений.
6 В-третьих, Байден продолжит курс Трампа на перенос в США цепочек поставок критически важных товаров.
7 В-четвертых, Руководство указывает на необходимость реформы ВТО, при этом не упоминается реформа Органа по разрешению споров2. Согласно Руководству, США в альянсе с единомышленниками будут реформировать ВТО, чтобы организация позволяла защищать права американских трудящихся, а также обеспечивала охрану окружающей среды, в том числе через переход к чистой энергетике. 2. Апелляционный орган (АО) ВТО не функционирует с 11 декабря 2019 г., поскольку истек срок полномочий членов АО, а назначение новых заблокировано США.
8 Наконец, документ резюмирует, что традиционные различия между внешней и внутренней политикой стираются. Национальная безопасность невозможна без экономической и экологической безопасности, а также охраны здоровья, в связи с чем увеличилась актуальность межведомственной координации.
9 Практически синхронно с публикацией Руководства была выпущена “Повестка в сфере торговой политики 2021” [2], которая отражает приоритетные направления работы аппарата Торгового представителя США (АТП) и детализирует основные идеи Руководства во внешнеэкономической плоскости. Среди них:

Всего подписок: 0, всего просмотров: 299

Оценка читателей: голосов 0

1. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (accessed 08.12.2021).

2. 2021 Trade Policy Agenda and 2020 Annual Report of the President of the United States on the Trade Agreement Program. March 2021. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021%20Trade%20Agenda/Online%20PDF%202021%20Trade%20Policy%20Agenda%20and%202020%20Annual%20Report.pdf (accessed 08.12.2021).

3. Blinken A. Domestic Investment Needed before Trade Agreements. 09.08.2021. Available at: https://insidetrade.com/daily-news/blinken-domestic-investment-needed-trade-agreements (accessed 09.12.2021).

4. Бирюкова О.В. Регулирование международной торговли услугами: учебное пособие. Москва, Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 208 с. [Biryukova O.V. Regulation of International Trade in Services: Tutorial. Moscow, HSE Publishing House, 2016. 208 p.]

5. Steil B. The Marshall Plan: Dawn of the Cold War. New York, Simon & Schuster, 2018. 624 p.

6. Gilpin R., Gilpin J.M. Global Political Economy: Understanding the International Economic Order. Princeton, Princeton University Press, 2001. 440 p.

7. Sixth Meeting of Commission A. June 2, 1947. Available at: https://docs.wto.org/gattdocs/q/UN/EPCT/APV-6.PDF (accessed 05.12.2021).

8. Pinchis-Paulsen M. Trade Multilateralism and U.S. National Security: The Making of the GATT Security Exceptions. Michigan Journal of International Law, 2020, vol. 41, iss. 1, pp. 109-193. DOI: 10.36642/mjil.41.1.trade

9. Oesch M. Standards of Review in WTO Dispute Resolution. Journal of International Economic Law, 2003, vol. 6, no. 3, pp. 635-659. DOI: 10.1093/jiel/6.3.635

10. U.S.C. 3512 Relationship of Agreements to United States Law and State Law. Available at: https://www.govinfo.gov/app/details/USCODE-2011-title19/USCODE-2011-title19-chap22-subchapI-partA-sec3512 (accessed 06.12.2021).

11. U.S.C. 3535 Review of Participation in WTO. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/USCODE-2011-title19/html/USCODE-2011-title19-chap22.htm (accessed 16.12.2021).

12. Журавлева В. Трамп 2020: протестный президент в расколотой стране. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 17-28. [Zhuravleva V. Trump 2020: Protest president in polarized country. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 10, pp. 17-28. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-17-28

13. Макаров О. С металлом в голосе: семь вопросов о последствиях введения США импортных пошлин на сталь и алюминий. [Makarov O. With metal in the voice: seven questions about the consequences of the US imposition of import duties on steel and aluminum. (In Russ.)] Available at: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/03/13/5aa01f2b9a794708074d8f94 (accessed 30.11.2021).

14. Weiß W. EU Multilateral Trade Policy in a Changing, Multipolar World: The Way Forward. Global Politics and EU Trade Policy: Facing the Challenges to a Multilateral Approach. Weiß W., Furculita C., eds. Cham, Springer, 2020, pp. 17-39. DOI: 10.1007/978-3-030-34588-4_2

15. Prazeres T.L. Trade and National Security: Rising Risks for the WTO. World Trade Review, 2020, vol. 19, no. 1, pp. 137-148. DOI: 10.1017/S1474745619000417

16. Kitharidis S. The Unknown Territories of the National Security Exception: The Importance and Interpretation of Art XXI of the GATT. Australian International Law Journal, 2014, vol. 21, pp. 79-100.

17. Russia – Measures Concerning Traffic in Transit (DS512). Panel Report. WT/DS512/R. April 5, 2019. Available at: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/512R.pdf&Open=True (accessed 30.11.2021).

18. WTO Panel Report, Saudi Arabia – Measures Concerning the Protection of Intellectual Property Rights [Saudi Arabia – Protection of IPRs], WT/DS567/R, under appeal since 28 July 2020, paras 7.241–7.242. Available at: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/567R.pdf&Open=True (accessed 30.11.2021).

19. Bogdanova I. Targeted Economic Sanctions and WTO Law: Examining the Adequacy of the National Security Exception. Legal Issues of Economic Integration, 2021, vol. 48, no. 2, pp. 171-200. DOI: 10.48350/159061

20. Deane F. The WTO, the National Security Exception and Climate Change. Carbon and Climate Change Review, 2012, vol. 6, no. 2, pp. 149-158. DOI: 10.21552/CCLR/2012/2/213

21. Requests for the Establishment of a Panel. United States – Certain Measures on Steel and Aluminium Products. WT/DS544/8, WT/DS547/8, WT/DS548/14, WT/DS550/11, WT/DS551/11, WT/DS552/10, WT/DS554/17, WT/DS556/15, WT/DS564/15. Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds548_e.htm (accessed 30.11.2021).

22. China (WT/DS558), Canada (WT/DS557), the EU (WT/DS559), Turkey (WT/DS561), Mexico (WT/DS560), Russia (WT/DS566), and India (WT/DS585). Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds558_e.htm (accessed 30.11.2021).

23. Lee Y.-S. Three Wrongs Don’t Make a Right: The Conundrum of the US Steel and Aluminum Tariffs. World Trade Review, 2019, vol. 18, no. 3, pp. 481-501. DOI: 10.1017/S147474561900020X

24. Joint US–EU Statement on Trade in Steel and Aluminum. October 31, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/31/joint-us-eu-statement-on-trade-in-steel-and-aluminum/ (accessed 08.12.2021).

25. Boklan D., Bahri A. The First WTO’s Ruling on National Security Exception: Balancing Interests or Opening Pandora’s Box? World Trade Review, 2020, vol. 19, no. 1, pp.123-136. DOI: 10.1017/S1474745619000430

26. WTO Dispute Settlement Body, Minutes of Meeting of 29 October 2018, WT/DSB/420, no. 17. Available at: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DSB/M420.pdf&Open=True (accessed 08.12.2021).

27. United States – Trade Measures Affecting Nicaragua, L/5803. May 9, 1985. Available at: https://www.wto.org/gatt_docs/English/SULPDF/91240197.pdf (accessed 08.12.2021).

28. Тонких П.С. Исключения по соображениям национальной безопасности в контексте реформы ВТО. Торговая политика, 2019, т. 3, № 19, сс. 7-24. [Tonkikh P. Security exceptions in the context of the WTO reform. Trade Policy, 2019, vol. 3, no. 19, pp. 7-24. (In Russ.)] DOI: 10.17323/2499-9415-2019-3-19-7-24

29. Communication from China, China’s Proposal on WTO Reform, WT/GC/W/773. May 13, 2019. Available at: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?CatalogueIdList=254127&CurrentCatalogueIdIndex=0 (accessed 08.12.2021).

30. Van den Bossche P. Farewell Speech of Appellate Body Member Peter Van den Bossche, May 28, 2019. Available at: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/farwellspeech_peter_van_den_bossche_e.htm (accessed 26.11.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх