Евросоюз–Китай в меняющемся мироустройстве

 
Код статьиS013122270018625-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-1-68-79
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 17997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №1
Страницы68-79
Аннотация

К 2021 г. определились ключевые факторы, которые скажутся на характере отношений Евросоюза и Китая в среднесрочной перспективе. Коронакризис ускорил многие идущие в мире процессы, выявил “слабые места” в национальных и региональных экономиках и системах безопасности, а также обнажил истинные намерения международных акторов. Авторы исходят из рабочей гипотезы, что во взаимодействии двух акторов в постковидный период будет доминировать идеологизированный жесткий подход с элементами прагматизма. Баланс в формуле “партнер, конкурент, соперник” в существенной мере будет зависеть от позиции США, а также соблюдения ЕС “блоковой дисциплины”. На первый план выйдет конкуренция в сфере технологий, но и обострится борьба за политическое и идеологическое лидерство в меняющемся мироустройстве.

Ключевые словаКитай, ЕС, G7, США, технологии, инвестиции, соперничество, мировой порядок
Получено04.08.2021
Дата публикации18.02.2022
Кол-во символов36024
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В условиях пандемии в мировых процессах происходят минимум три значимых сдвига. Первый – деформация под влиянием региональных и национальных трендов процесса глобализации и ослабление международных институтов. Второй – усиление роли национальных государств, отчасти как компенсация ослабления их полномочий в ходе интеграционных процессов. Третий, но, очевидно, первый по значению – выход на лидерские позиции КНР.
2 Новые риски и угрозы и порождаемые ими конфликты смещают фокус безопасности с традиционной военной сферы на технологическую. Обостряется борьба за технологическое превосходство с агрессивным применением всего спектра инструментов сдерживания соперников – от протекционизма до санкций и информационных войн. Ведущие европейские аналитики подчеркивают, что “структурные изменения, проистекающие из глобального порядка, породили новые дебаты о Китае. COVID-19 обнажил и зависимость Европы, и истинные намерения Пекина” [1].
3 Меняющиеся отношения Евросоюза и КНР отражают сдвиги и противоречия в мировой политике и экономике, высвечивают ключевые индикаторы соперничества. Реальна ли “китайская угроза”, все более становящаяся смыслом и/или доминантным мотивом стратегии Брюсселя? В настоящей статье предпринята попытка ответить на этот вопрос.
4

СОТРУДНИЧЕСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТЕХНОЛОГИЙ

5

Наряду с США, Китай был и остается крупнейшим партнером Европы в сфере хай-тек. На фоне разворачивающегося на него наступления в этой сфере позиция Пекина вынужденно оказывается двойственной. Китай все еще очень нуждается в европейских знаниях и компетенциях, особенно в контексте куда более жестких ограничений со стороны Вашингтона [2]. Заменить Европу нередко сложно или невозможно. Но одновременно КНР, вследствие санкционного “шока”, делает ставку на технологическое импортозамещение, что ведет к ослаблению связей, в том числе и с Европой.

6 Для достижения максимальной независимости в инновационной сфере разработаны стратегические и тактические программы: “Долгосрочные цели развития КНР до 2035 г.”, программа “Сделано в Китае 2025” и др. К 2025 г. страна планирует покрывать до 70% потребностей в высокотехнологичных компонентах, к 2035 г. стать одним из инновационных лидеров, а к 2050 г. – мировым инновационным лидером. Под эти задачи выделяется соответствующее финансирование НИОКР. Однако главной проблемой на этом пути остается отставание китайских фундаментальных научных школ. Для ее решения в 2021–2025 гг. предусмотрено резкое увеличение финансирования науки.
7 В ближайшем и среднесрочном будущем зависимость Китая от новых западных технологий сохранится. Но в долгосрочном, вероятно, будет снижаться за счет развития совершенно новых научных направлений, где стартовые позиции у КНР и традиционных инновационных лидеров практически одинаковые, а также благодаря внутреннему спросу на инновационные продукты. Тем более что при сохранении общего научно-технологического преимущества Евросоюза отставание от него Китая быстро сокращается. По данным Еврокомиссии, в 2014 г. индекс результативности китайских исследований и инноваций составлял всего 56% от уровня ЕС, а в 2021 г. – уже 84% [3].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 723

Оценка читателей: голосов 0

1. Leonard M. The end of Europe's Chinese Dream. Project Syndicate, 26.05.2020. Available at: https://www.project-syndicate.org/commentary/europe-new-strategy-toward-china-by-mark-leonard-2020-05 (accessed 15.07.2021).

2. Данилин И.В. Американо-китайская технологическая война: риски и возможности для КНР и глобального технологического сектора. Сравнительная политика, 2020, т. 11, № 4, сс.160-176. [Danilin I.V. American-Chinese Technological War: Risks and Opportunities for the PRC and the Global Technological Sector. Comparative Politics Russia, 2020, vol. 11, no. 4, pp. 160-176. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.24411/2221-3279-2020-10056

3. European Innovation Scoreboard 2021. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/45973 (accessed 16.07.2021).

4. Kratz A., Huotari M., Hanemann T., Arcesati R. Chinese FDI in Europe: 2019. Update. April 08, 2020. A report by Rhodium Group (RHG) and the Mercator Institute for China Studies (MERICS). Available at: https://merics.org/sites/default/files/2020-05/MERICSRhodium%20GroupCOFDIUpdate2020.pdf (accessed 16.07.2021).

5. Scott M. What’s driving Europe’s new aggressive stance on tech. Politico, 28.10.2019. Available at: https://www.politico.com/news/2019/10/28/europe-technology-silicon-valley-059988 (accessed 25.07.2021).

6. Expanding the EU's digital sovereignty. Official web-site of Germany’s Presidency of the Council of the European Union. 27.10.2019. Available at: https://www.eu2020.de/eu2020-en/eu-digitalisation-technology-sovereignty/2352828 (accessed 25.07.2021).

7. Madiega T. Digital sovereignty for Europe. European Parliamentary Research Service, EPRS Ideas Paper. July 2020. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/651992/EPRS_BRI (2020)651992_EN.pdf (accessed 25.07.2021).

8. Sallivan A. Changes at German robotics firm Kuka raise questions over Chinese intentions. Deutsche Welle, 26.11.2018. Available at: https://www.dw.com/en/changes-at-german-robotics-firm-kuka-raise-questions-over-chinese-intentions/a-46456133 (accessed 23.03.2021).

9. Obama Moves to Block Chinese Acquisition of a German Chip Maker. The New York Times, 12.02.2016. Available at: https://www.nytimes.com/2016/12/02/business/dealbook/china-aixtron-obama-cfius.html (accessed 23.03.2021).

10. Regulation (EU) 2019/452 of the European Parliament and of The Council of 19 March 2019. Eur-Lex. Available at: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2019/452/oj (accessed 19.4.2021).

11. Mariani L., Bertolini M. The US–China 5G Contest: Options for Europe. IAI Papers. 2019. Available at: https://www.iai.it/sites/default/files/iaip1916.pdf (accessed 08.04.2021).

12. Gadocha P.M. Assessing the EU Framework Regulation for the Screening of Foreign Direct Investment – What Is the Effect on Chinese Investors? The Chinese Journal of Global Governance, 2020, vol. 6, iss. 1, pp. 36-70. Available at: https://doi.org/10.1163/23525207-12340046 (accessed 08.04.2021).

13. Kelly A. EU expands powers to block Chinese and US companies from Horizon Europe. Science Business, 01.10.2020. Available at: https://sciencebusiness.net/framework-programmes/news/eu-expands-powers-block-chinese-and-us-companies-horizon-europe (accessed 08.04.2021).

14. Kennedy A.B. China’s Search for Renewable Energy Pragmatic Techno-nationalism. Asian Survey, 2013, vol. 53, no. 5, pp. 909-930. Available at: https://doi.org/10.1525/AS.2013.53.5.909

15. Shim Y., Shin D.-H. Neo-techno nationalism: The case of China’s handset industry. Telecommunications Policy, 2016, vol. 40, iss. 2–3, pp. 197-209. Available at: https://doi.org/10.1016/j.telpol.2015.09.006

16. EU-China Trade and Investment Relations in Challenging Times. European Parliament, Policy Department for External Relations Directorate General for External Policies of the Union, 2020, pp. 15-17. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2020/603492/EXPO_STU (2020)603492_EN.pdf (accessed 17.07.2021).

17. EU direct investment flows, breakdown by partner country and economic activity (BPM6). Eurostat, Last update 19.02.2021. Available at: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=bop_fdi6_flow&lang=en (accessed 02.01.2021).

18. Tatlow D.K. How Democratic Security Can Protect Europe from a Rising China. DGAP Policy Brief, July 2020, no. 13. Available at: https://dgap.org/sites/default/files/article_pdfs/dgap-policy_brief-2020-13-en.pdf (accessed 16.04.2021).

19. Oertel J. The New China Consensus: How Europe is Growing Wary of Beijing. ECFR Policy Brief, September 2020. Available at: https://ecfr.eu/wp-content/uploads/the_new_china_consensus_how_europe_is_growing_wary_of_beijing.pdf (accessed 16.04.2021).

20. Godement F. Europe’s Pushback on China. Institut Montagne Policy Paper. June 2020. Available at: https://www.institutmontaigne.org/ressources/pdfs/publications/europes-pushback-china-intention-policy-paper.pdf (accessed 16.04.2021).

21. Julienne M. Towards Tougher Bilateral Relations between EU and China. Éditoriaux de l’Ifri. Lettre du Centre Asie, September 18, 2020. No. 84. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/julienne_eu_china_relations_2020.pdf (accessed 16.04.2021).

22. Shared Vision, Common Action: A stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. European External Action Service, June 2016. Available at: https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf (accessed 16.04.2021).

23. Brattberg E., Le Corre Ph. The EU and China in 2020: More Competition Ahead. Carnegie Endowment, 19.02.2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/02/19/eu-and-china-in-2020-more-competition-ahead-pub-81096 (accessed 16.04.2021).

24. Baer D. Europe and China’s ‘Virtual Summit’. Carnegie Endowment, 17.09.2020. Available at: https://carnegieendowment.org/2020/09/17/europe-and-china-s-virtual-summit-pub-82750 (accessed 16.04.2021).

25. Hilpert H.G., Stanzel A. China – Pandemie Gewinner für den Moment. SWP-Aktuell, December 2020, no. 99. Available at: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/aktuell/2020A99_China.pdf (accessed 16.04.2021).

26. Marlowe L. Europe Pays High Price for Outsourcing Vital Health Industries to China. The Irish Times, 12.04.2020. Available at: https://www.irishtimes.com/news/world/europe/europe-pays-high-price-for-outsourcing-vital-health-industries-to-china-1.4227360 (accessed 16.04.2021).

27. Emmott R. EU, China impose tit-for-tat sanctions over Xinjiang abuses. Reuters, 22.03.2021. Available at: https://www.reuters.com/article/us-eu-china-sanctions-idUSKBN2BE1AI (accessed 16.04.2021).

28. Statement by European Research Institute Directors. March 22, 2021. Available at: https://statement-china-sanctions.vercel.app/ (accessed 16.04.2021).

29. Germany and France Agree on Climate Cooperation with China. Deutsche Welle, 16.04.2021. Available at: https://www.dw.com/en/germany-and-france-agree-on-climate-cooperation-with-china/a-57230283 (accessed 16.04.2021).

30. China’s Xi Slams EU Carbon Tax Plan in Call with Macron, Merkel. France 24, 16.04.2021. Available at: https://www.france24.com/en/live-news/20210416-china-s-xi-slams-eu-carbon-tax-plan-in-call-with-macron-merkel (accessed 16.04.2021).

31. Lau S. China Throws EU Trade Deal to the Wolf Warriros. Politico, 22.03.2021. Available at: https://www.politico.eu/article/china-throws-eu-trade-deal-to-the-wolf-warriors-sanctions-investment-pact/ (accessed 16.04.2021).

32. Xia Wenxin. West’s Racist ‘Wolf Warrior’ Portrayal of Chinese Diplomats. Global Times, 25.03.2021 https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219461.shtml (accessed 16.04.2021).

33. Erlanger S. Post-Merkel Germany May Be Shaded Green. The New York Times, 17.04.2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/04/17/world/europe/germany-green-party-merkel.html (accessed 17.04.2021).

34. Schaeffer F. En Chine, Macron Joue la Carte Européenne Face à Xi Jinping. Les Echos, 04.11.2019. Available at: https://www.lesechos.fr/monde/chine/en-chine-macron-joue-la-carte-europeenne-face-a-xi-jinping-1145240 (accessed 16.04.2021).

35. Andersen M., Hiim H., Sverdrup U. The Nordic Shift: China’s Uphill Battle for Public Approval in Northern Europe. ECFR Commentary, 18.03.2020. Available at: https://ecfr.eu/article/commentary_the_nordic_shift_chinas_uphill_battle_for_public_approval_in_nor/ (accessed 16.04.2021).

36. Кобринская И., Фрумкин Б. Центрально-Восточная Европа в международных процессах пост-COVID-19. Международные процессы, 2020, т. 18, № 2, cc. 71-91. [Kobrinskaya I., Frumkin B. Central-Eastern Europe in International Processes after-COVID-19. International Trends, 2020, no. 2, iss. 18, pp. 71-91. (In Russ.)] DOI 10.17994/IT.2020.18.2.61.1

37. Cerulus L. Trump and Friends: Where European Countries Come Down on Huawei. Politico, 20.05.2020. Available at: https://www.politico.eu/article/trump-and-friends-where-europe-comes-down-on-huawei-5g/ (accessed 16.04.2021).

38. Brinza A. How China’s 17+1Became a Zombie Mechanism. The Diplomat, 10.02.2021. Available at: https://thediplomat.com/2021/02/how-chinas-171-became-a-zombie-mechanism/ (accessed 16.04.2021).

39. Gerdziunas B. Lithuanian FM: ‘17+1’ Format with China Divides Europe. Euractiv. 03.03.2021. Available at: https://www.euractiv.com/section/politics/short_news/lithuanian-fm-171-format-with-china-divides-europe/ (accessed 16.04.2021).

40. Esteban M., Otero-Iglesias M., eds. Europe in the Face of U.S.-China Rivalry. A Report by the European Think-Tank Network on China. January 2020. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/etnc_report_us-china-europe_january_2020_complete.pdf (accessed 16.04.2021).

41. 国务委员兼外交部长王毅就中国外交政策和对外关系回答中外记者提问 外家堡, 07.03.2021. [State Councilor and Minister of Foreign Affairs Wang Yi answered questions from Chinese and foreign journalists on China's foreign policy and foreign relations. Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 07.03.2021. (In Chin.)] Available at: https://www.fmprc.gov.cn/web/wjbzhd/t1859110.shtml (accessed 20.03.2021).

42. Вартазарова Л.С., Кобринская И.Я., под ред. США-Китай: борьба двух стратегий и практик мирового лидерства. Москва, ИМЭМО РАН, 2018. 65 с. [Vartazarova L.S., Kobrinskaya I.Ya., eds. USA-China: The Struggle of Two Strategies and Practicies of World Leadership. Moscow, IMEMO RAN, 2018. 65 p. (In Russ.)] DOI: 10.20542/978-5-9535-0537-6

43. U.S. Contributions to 3 Seas Investment Fund Are Smart, Strategic. The Heritage Foundation, 05.01.2021. Available at: https://www.heritage.org/global-politics/commentary/us-contributions-3-seas-investment-fund-are-smart-strategic (accessed 16.04.2021).

44. G7 rivals China with grand infrastructure plan. Reuters, 13.06.2021. Available at: https://www.reuters.com/world/g7-counter-chinas-belt-road-with-infrastructure-project-senior-us-official-2021-06-12/ (accessed 20.06.2021).

45. Biden should follow G7 pragmatism in approach to China. South China Morning Post, 14.06.2021. Available at: https://www.scmp.com/comment/opinion/article/3137260/biden-should-follow-g7-pragmatism-approach-china (accessed 20.06.2021).

46. A globally connected Europe: Council approves conclusions. Council of the EU Press release. July 12, 2021. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2021/07/12/a-globally-connected-europe-council-approves-conclusions/ (accessed 16.07.2021).

47. Gonzáles A., Vėron N. EU trade policy amid the China-US clash: caught in the crossfire? Bruegel Working Paper, September 17, 2019, iss. 07. Available at: https://www.bruegel.org/2019/09/eu-trade-policy-amid-the-china-us-clash-caught-in-the-crossfire/ (accessed 17.07.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх