Пристегнуть гражданина: внедрение ремней безопасности в советских автомобилях

 
Код статьиS207987840022875-1-1
DOI10.18254/S207987840022875-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Во второй половине 1960-х гг. в советское руководство взяло курс на ускоренное развитие легкового автомобилестроения. Новые автомобили должны были соответствовать лучшим мировым стандартам, но все равно оставались источником опасности для граждан. Противоречие между задачами производства и обеспечения безопасности граждан обусловило столкновение интересов Министерства внутренних дел и Министерства автомобильной промышленности в конце 1960-х – начале 1970-х гг. В статье на основе анализа ранее не публиковавшихся архивных материалов, документов личного происхождения и публикаций в журнале «За рулем» рассматривается история внедрения ремней безопасности как один из сюжетов этого столкновения. Показано как задача внедрения привязных ремней, изначально касавшаяся только экспортных моделей, при активной поддержке руководства МВД была поставлена на союзном уровне. Усиление страхов среди советского руководства перед ростом аварийности в свете запланированной автомобилизации привело к пересмотру способов обеспечения дорожной безопасности, в том числе за счет создания более безопасного автомобиля. История разработки, испытаний и промышленного внедрения привязных ремней оказалась сложным процессом, в котором, в итоге пересеклись интересы различных советских институтов. В то же время многолетняя дискуссия в печати о пользе ремней, которая отражала столкновение межведомственных интересов, оказала влияние на формирование мнений автолюбителей задолго до того, как ремни стали доступны.

Ключевые словаПозднесоветское, история материальности, МВД, Министерство автомобильной промышленности, «За рулем», СССР
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 19-78-10017.
Получено06.09.2022
Дата публикации25.12.2022
Кол-во символов49710
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 117

Оценка читателей: голосов 0

1. АвтоВАЗ между прошлым и будущим. История Волжского автомобильного завода 1966—2005 / ред. Журавлев С. В. и др. М., 2006.

2. Аггеева И. А. «Больше отличных товаров народу! Для этого лучше трудись год от года!»: советская альтернатива западному обществу массового потребления (1960—1970-е гг.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 3 (113). URL: https://history.jes.su/s207987840020454-8-1/ DOI: 10.18254/S207987840020454-8

3. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери. В честь Роберта Фокса / пер. с англ. Н. Мовниной // Социология вещей: сб. ст. М.: Территория будущего, 2006. C. 199—223.

4. Прокофьева Е. Ю. История отечественной автомобильной промышленности: от единичного к массовому типу организации производства (1896—1991 гг.) Дисс. на соискание степени доктора исторических наук, Самара, 2011.

5. Покидько П. С. Пивная культура в СССР в 1950—1970-е гг. (на примере Ленинграда и Ленинградской области) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 1 (99). URL: https://history.jes.su/s207987840012370-6-1/ DOI: 10.18254/S207987840012370-6

6. Петрова А. А. Конструирование советского качества, «рынок продавца» и безопасность на производстве: специальная одежда для рабочих в хрущевский период // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2022. № 1. С. 60—87.

7. Скорятин О. В. Хозяйственная культура Волжского автомобильного завода: опыт взаимодействия советской и западноевропейской моделей// Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1. С. 241—249.

8. Твердюкова Е. Д. Антисервис: личный автомобиль и его техническое обслуживание в СССР (1960-е — 1980-е гг.) // Новейшая история России. 2018. Т. 8. № 3. С. 659—678.

9. Шаттенберг С. Леонид Брежнев. Величие и трагедия человека и страны, М.: РОССПЭН, 2019.

10. Andreasson R., Bäckström C.G. The Seat Belt: Swedish Research and Development for Global Automotive Safety. Älkvarleby, 2000.

11. Bhalla K., Schotten M. Building Road Safety Institutions in Low- and Middle-Income Countries: The Case of Argentina// Health System and Reform, 2019. Vol. 5. Is. 2. P. 121—133.

12. Chunikhin K. Risk and Respirators: The Hazardous Trajectories of Soviet Occupational Safety // Technology and Culture. 2022. Vol. 63. № 3. P. 603—633.

13. Crook T., Ebster M. Risk and the History of Governing Modern Britain, c.1800—2000 // Governing Risks: Danger, Safety and Accidents in Modern Britain / eds. T. Crook, M. Ebster. L.: Palgrave Macmillan, 2016. P. 1—26.

14. Esbester M., Wetmore J.M. Introduction: Global Perspectives on Road Safety History // Technology and Culture, 2015. Vol. 56. № 2. P. 307—318.

15. Fava V., Garejeli L. East-West cooperation in the automotive industry: Enterprises, mobility, production// The Journal Transport History, 2017. Vol.38. Is.1. P.11–19.

16. Fava V. Between Business and Ideology: The Soviet Union and the Cold War in Fiat Corporate Strategy, 1957–1972 // Journal of Cold War Studies, 2019. Vol. 20. Is. 4. P. 26—64.

17. Gatejeli L. Driving Behind the Iron Curtain. Automobility in the Eastern Bloc// Mobility history, 2016. Vol. 7. Is.1. P. 117—122.

18. Häland Y. The Evolution of the Three Point Seat Belt from Yesterday to Tomorrow//IRCOBI Conference. Madrid, September 2006. URL: http://www.ircobi.org/wordpress/downloads/irc0111/2006/BertilAldmanLecture/01.pdf

19. Kochetkova E. A. Making Food Modernity: Science and Technology in Late Soviet Nutrition and Food Production// Contemporary European History, 2023 (in print).

20. Lockton G. Science, Technology and Road Safety in the Motor Age. Unpublished PHD Thesis. University of Leicester, 2021.

21. Mobilities in Socialist and Post-Socialist States. Societies on the Move / eds. K. Burrel, K. Horschelmann. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2014.

22. Norton P. Urban Transport and Mobility in Technology and Culture // Technology and Culture, 2020. Vol. 61. № 4. P. 1197—1211.

23. Pozharliev L. Collectivity vs. connectivity: Highway peripheralization in former Yugoslavia (1940s—1980s) // The Journal of Transport History. 2016. Vol. 37. № 2. P. 194—213.

24. Rubin E. The Trabant: Consumption, Eigen-Sinn, and the Movement // History Workshop Journal, 2009. Vol. 68. P. 27—44.

25. Siegelbaum L. H. On the Side: Car Culture in the USSR, 1960s — 1980s // Technology and Culture, 2009. Vol. 50. № 1. P. 1—23.

26. The Socialist Car. Automobility in the Eastern Bloc / ed. L. H. Siegelbaum. Ithaka: Cornell University Press, 2011.

27. Wetmore J. M. Delegating to the Automobile: Experimenting with Automotive Restraints in the 1970s // Technology and Culture. 2015. Vol. 56. № 2. P. 440—463.

28. Williams C. A. Risk on the Roads: Police, Motor Traffic and Management of Space, c.1900—50 // Governing Risks: Danger, Safety and Accidents in Modern Britain / eds. T. Crook, M. Ebster. L.: Palgrave Macmillan, 2016. P. 195—220.

29. Wollet B. W. Spinning the Wheels: Americans and the Environmental Politics of Transportation, 1943—2007: Unpublished PHD Thesis. University of Delaware, 2021.

30. Zhang J. Driving toward modernity: cars and the lives of the middle class in contemporary China. Ithaka: Cornell University Press, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх