Страны юго-восточной Азии и китайская инициатива “Пояс и путь”: модель взаимодействия

 
Код статьиS013122270017935-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-10-91-102
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №10
Страницы91-102
Аннотация

В статье анализируется опыт реализации китайской инициативы “Пояс и путь” в странах Юго-Восточной Азии с учетом приобретенных ими выгод и понесенных потерь. По мнению автора, несмотря на намерение Китая занять доминирующие экономические позиции в регионе, инициатива не приведет к формированию китаецентричной модели регионального порядка, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Ключевые словаКитай, страны Юго-Восточной Азии, инициатива “Пояс и путь”, антикитайские настроения, региональный порядок
Получено13.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов45652
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Китайская инициатива “Пояс и путь” порождает много спекуляций относительно истинных и скрытых намерений КНР. Наряду с решением задачи по стимулированию экономического роста, поддержанию политической стабильности, развитию внутренних территорий целью Китая, по мнению многих экспертов, является обретение доминирующих позиций в мировой экономике и политике. Критики зачастую заявляют, что Китай использует свою крупномасштабную инициативу как инструмент “дипломатии принуждения” для осуществления контроля над странами, которые присоединились к ней. Однако, по мнению других аналитиков, эта угроза зачастую оказывается преувеличена СМИ [1].
2 Несмотря на очевидную привязку к стратегическим интересам Китая, этот мегапроект отвечает и экономическим интересам стран, в нем участвующих, предоставляя им доступ к инвестициям, благоприятствуя развитию торговли и созданию современной инфраструктуры. Но существуют и связанные с его реализацией риски, обусловленные обострением экологических и социальных проблем в развивающихся странах, ростом их долговой задолженности. Сейчас еще рано делать окончательные выводы относительно приобретенных ими выгод и понесенных потерь, как и прогнозировать изменение конфигурации их взаимоотношений с Китаем. Тем не менее изучение опыта реализации инициативы “Пояс и путь” в Юго-Восточной Азии позволяет приблизить нас к ответу на вопрос об ее осуществимости в регионе, учитывая реакцию на нее стран ЮВА.
3 Логика заявленных Китаем целей делает неизбежным включение расположенных в географической близости к нему стран ЮВА в его долгосрочные экономические и политические планы. Вопрос, однако, в том, насколько последние отвечают интересам самих стран ЮВА? И есть ли вероятность того, что углубление взаимозависимости между ними в результате создания системы коммуникаций и расширения торгово-экономического сотрудничества в рамках “Пояса и пути” приведет к утрате ими самостоятельности при принятии решений и создаст условия для формирования китаецентричного регионального порядка?
4

СТРАНЫ ЮВА И КИТАЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ

5 Китай придает особое значение странам ЮВА в реализации своей инициативы по ряду причин.
6 Во-первых, они находятся в непосредственной территориальной близости к нему. Это облегчает использование связей с соседями для развития его пограничных и внутренних территорий, а их географическое положение на стыке Тихого и Индийского океанов содействует реализации одного из двух направлений ОПОП ‒ Морского Шелкового пути и открывает Китаю доступ к портам в Индийском океане, что отвечает его стратегическим планам диверсификации торгово-экономических путей и усиления военного присутствия в Индийском океане.
7 Во-вторых, ЮВА в настоящее время — один из наиболее интенсивно развивающихся регионов. При общей численности населения в 673 млн человек и ВВП в 2.7 трлн долл. регион обладает обширным рынком для сбыта китайских товаров и услуг и является привлекательным местом для размещения инвестиций и производств. Планируя проекты в рамках “Пояса и пути” в странах ЮВА, Китай опирается на уже накопленный опыт экономического взаимодействия с ними. В 2019 г. оборот товарной торговли между странами – членами АСЕАН и КНР составил 508 млрд долл. На долю КНР приходилось 18% совокупного внешнеторгового оборота стран Ассоциации, 14.2% их экспорта и 22% импорта. При этом в торговле с КНР страны – члены АСЕАН в 2010‒2019 гг. имели постоянно нарастающее отрицательное сальдо, которое за указанное десятилетие увеличилось почти в 10 раз – с 10.4 млрд до 102.9 млрд долл. Однако на долю КНР в 2019 г. приходилось всего лишь 5.6% совокупного притока прямых иностранных инвестиций в страны – члены АСЕАН (8.9 млрд долл.) [2, pp. 63-64, 124, 134]. Проекты “Пояса и пути” рассматриваются Китаем как инструмент продвижения своих интересов и обретения доминирующих позиций в регионе с использованием заинтересованности стран ЮВА в притоке иностранных инвестиций для создания современной инфраструктуры, нехватка которой в условиях ограниченных внутренних источников накопления сужает их возможности для дальнейшего экономического роста, поддержания конкурентоспособности и развития интеграционных связей внутри Сообщества АСЕАН.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 566

Оценка читателей: голосов 0

1. Huang Yasheng. Can the Belt and Road become a trap for China? The Nikkei Asian Review, 23.05.2019. Aavailable at: https://asia.nikkei.com/Opinion/Can-the-Belt-and-Road-become-a-trap-for-China (accessed 15.03.2021).

2. ASEAN Statistical Yearbook 2020. Jakarta: ASEAN Secretariat, December 2020. 252 p.

3. Claire Knox. How Southeast Asia can leverage China’s New Silk Road. Globe, 05.07.2017. Aavailable at: https://southeastasiaglobe.com/southeast-asia-one-belt-one-road/ (accessed 15.03.2021).

4. Cahyo Pamungkas, Saiful Hakam. Between fear and hope: BRI in Southeast Asia. Chinese Journal of International Review, 2020, vol. 2, no. 1, pp. 129-149. DOI:10.1142/S2630531320500031

5. Ben O. de Vera. China emerges as PH’s most important source of investments. Philippine Daily Inquirer, 09.12.2020. Available at https://business.inquirer.net/313538/china-emerges-as-phs-most-important-source-of-investments (accessed 15.03.2021).

6. Oehler-Sincai M.I. Narratives and Actions Regarding the Belt and Road Initiative in ASEAN Countries. Global Economic Observer, 2019, vol. 7, no 2, pp. 48-55.

7. China’s Belt and Road Initiative (BRI) and Southeast Asia. Special Report. October 2018, CIMB ASEAN Research Institute and LSE IDEAS, Kuala Lumpur. 46 p.

8. Hiebert M. China’s Belt and Road: from Malaysia to Philippines, Asean projects face roadblocks. The South China Morning Post, September, 2020. Available at: https://www.scmp.com/week-asia/opinion/article/3100628/chinas-belt-and-road-malaysia-philippines-asean-projects-face (accessed 15.03.2021).

9. Vineles. P. Making the belt and road work for Southeast Asia. East Asia Forum, 13.07.2019. Available at: https://www.eastasiaforum.org/2019/07/13/making-the-belt-and-road-work-for-southeast-asia/ (accessed 15.03.2021).

10. Nyi Nyi Kyaw. Sinophobia in Myanmar and the Belt and Road Initiative. The Perspective, no. 9, 13.02.2020. ISEAS. 9 р.

11. Obe M. and Kishimoto M. Why China is determined to connect Southeast Asia by rail. The Nikkei Asian Review, 09.01.2019. Available at: https://asia.nikkei.com/Spotlight/The-Big-Story/Why-China-is-determined-to-connect-Southeast-Asia-by-rail (accessed 15.03.2021).

12. Reid Cr. The China-Laos railway: a way out of poverty or a white elephant in waiting? The South China Morning Post, 26.09.2020. Available at: https://www.scmp.com/magazines/post-magazine/long-reads/article/3102795/china-laos-railway-way-out-poverty-or-white (accessed 15.03.2021).

13. Dorsey J.M. China’s Belt and Road funding terms spark criticism. Lobe Log, 21.03.2018. Available at https://lobelog.com/chinas-belt-and-road-funding-terms-spark-criticism (accessed 15.03.2021).

14. Freeman N. Can Laos profit from China rail link despite being US$1.5 billion in debt? The South China Morning Post, 10.12.2019. Available at: https://www.scmp.com/print/week-asia/opinion/article/3041394/can-laos-profit-china-rail-link-despite-being-us15-billion-debt (accessed 15.03.2021).

15. Ward O. Chinese-owned banana plantations expand in Laos despite lingering environmental and health concerns. ASEAN Today, 16.10.2019. Available at: https://www.aseantoday.com/2019/10/chinese-owned-banana-plantations-expand-in-laos-despite-lingering-environmental-and-health-concerns/ (accessed 15.03.2021).

16. Jing Jing Luo, Kheang Un. Cambodia: hard landing for China’s soft power? The Perspective, no. 111, 06.10.2020. ISEAS. 7 p.

17. Prasso S. Chinese influx stirs resentment in once-sleepy Cambodian resort. Bloomberg, 21.06.2018. Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2018-06-20/chinese-casinos-stir-resentment-on-cambodia-s-coast-of-dystopia (accessed 16.03.2021).

18. Fullerton J. Welcome to 'Tourism Vacation Town': China to build $1.2bn holiday hotspot in Cambodia. The Guardian, 07.09.2018. Available at: https://www.theguardian.com/world/2018/sep/07/welcome-to-tourism-vacation-town-china-to-build-12bn-holiday-hotspot-in-cambodia (accessed 25.01.2021).

19. Heijmans P. Chinese money is driving one of Asia’s Fastest property booms. Bloomberg, 11.09.2018. Available at: https://www.bloomberg.com/news/features/2018-09-06/gop-bracing-for-democratic-surge-in-november-congressional-vote (accessed 15.03.2021).

20. Ellis-Petersen H. No Cambodia left: how Chinese money is changing Sihanoukville. The Guardian, 31.07.2018. Available at: https://www.theguardian.com/cities/2018/jul/31/no-cambodia-left-chinese-money-changing-sihanoukville (accessed 15.03.2021).

21. Lintner B. Myanmar a perfect fit on China’s Belt and Road. The Asia Times, 27.01.2020. Available at: https://www.asiatimes.com/2020/01/article/myanmar-a-perfect-fit-on-chinas-belt-and-road/ (accessed 15.03.2021).

22. Lintner B. China’s Belt and Road detours downstream in Myanma. Asia Times, 22.02.2020. Available at: https://asiatimes.com/2020/02/chinas-belt-and-road-detours-downstream-in-myanmar/ (accessed 15.03.2021).

23. Mohan M.J. Myanmar’s role in China’s Maritime Silk Road Initiative. Journal of Contemporary China, 2018, vol. 27, no. 111, pp. 362-378. DOI:10.1080/10670564.2018.1410969

24. Zhou L. China has factories secured against vandalism Myanmar but how can it protect itself from anti-China sentiment? The South China Morning Post, 19.02.2021. Available at: https://www.scmp.com/print/news/china/diplomacy/article/3126121/china-has-factories-secured-against-vandalism-myanmar-how-can (accessed .15.03.2021).

25. Green D. Thailand pushes China's Belt and Road despite differing visions. Nikkey Asia, 02.05.2019. Available at: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Belt-and-Road/Thailand-pushes-China-s-Belt-and-Road-despite-differing-visions (accessed 15.03.2021).

26. Le Hong Hiep. The Belt and Road Initiative in Vietnam: challenges and prospects. The Perspective, no. 18, 29.03.2018. ISEAS. 7 p.

27. Van Huy D. A Vietnamese Perspective on China s Belt and Road Initiative in Vietnam. Contemporary Chinese Political Economy and Strategic Relations. An International Journal, 2020, vol. 6, no. 1, pp. 145-185.

28. Tang See Kit. Belt and Road Initiative can play important role to strengthen regional, multilateral cooperation: PM Lee. CNA, 26.04.2019. Available at: https://www.channelnewsasia.com/news/asia/belt-and-road-regional-cooperation-pm-lee-hsien-loong-11480874 (accessed 15.03.2021).

29. Lim J. PM Lee proposes ways to reap more long-term benefits from China’s Belt and Road initiative. Today, 27.04.2019. Available at: https://www.todayonline.com/singapore/pm-lee-proposes-three-ways-reap-more-long-term-benefits-chinas-belt-and-road-initiative (accessed 15.03.2021).

30. Tang See Kit. Belt and Road can go beyond physical infrastructure, take transparent approach in next phase: PM Lee. CAN, 27.04.2019. Available at: https://www.channelnewsasia.com/news/asia/belt-and-road-can-go-beyond-physical-infrastructure-take-11483830 (accessed 15.03.2021).

31. Venzon C. Duterte struggles to sell his China pivot at home. The Nikkei Asian Review, 09.10.2019. Available at: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Cover-Story/Duterte-struggles-to-sell-his-China-pivot-at-home (accessed 15.03.2021).

32. China's ambitious bid for Southeast Asia hegemony. Available at: https://www.dw.com/en/chinas-ambitious-bid-for-southeast-asia-hegemony/a-51787533 (accessed 15.03.2021).

33. Venzon C. China Group's $10bn Philippines Airport bid sows alarm. The Nikkei Asian Review, 20.12.2019. Available at: https://asia.nikkei.com/Business/Engineering-Construction/China-group-s-10bn-Philippines-airport-bid-sows-alarm (accessed 15.03.2021).

34. Heydarian R. Duterte should not rush Chinese infrastructure investments. The Nikkei Asian Review, 10.02.2020. Available at: https://asia.nikkei.com/Opinion/Duterte-should-not-rush-Chinese-infrastructure-investments (accessed 15.03.2021).

35. Indonesia may be next Asian country to spurn China. The Star, 01.04.2019. Available at: https://www.thestar.com.my/news/regional/2019/04/01/indonesia-may-be-next-asian-country-to-spurn-china (accessed 15.03.2021).

36. Lai Hongyi. Indonesia: The Belt and Road Initiative and relations with China. 04.10.2019. Available at: https://theasiadialogue.com/2019/10/04/belt-and-road-initiative-in-indonesia-and-relations-with-china (accessed 15.03.2021).

37. “Indonesia to propose Projects Worth US$91 Billion.” The Straits Times, 20.03.2019. Available at: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/indonesia-to-propose-projects-worth-us91-bilion-for-chinas-belt-and-road (accessed 15.03.2021).

38. Rakhma M.Z., Nugroho A.S. What’s driving Indonesian paranoia over Chinese workers? The South Morning China Post, 02.06.2019. Available at: https://www.scmp.com/print/week-asia/politics/article/3012676/whats-driving-indonesian-paranoia-over-chinese-workers (accessed 15.03.2021).

39. Mourdoukoutas P. “Indonesia warns about bad side of Chinese investments ‒and isn’t alone”. Forbes, 13.12.2019. Available at: https://www.forbes.com/sites/panosmourdoukoutas/2019/12/13/indonesia-warns-about-bad-side-of-chinese-investments-and-isnt-alone/?sh=65fabad7707e (accessed 15.03.2021).

40. Coca N. Comfortably Reelected, Indonesia’s Jokowi Opens the Door to China’s Belt and Road. The World Political review, 20.06.2019. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/27964/comfortably-reelected-indonesia-s-jokowi-opens-the-door-to-china-s-belt-and-road (accessed 15.03.2021).

41. Kok Wey A.L. Foreign policy concerns swayed Malaysia’s voters. East Asia Forum, 28.07.2018. Available at: https://www.eastasiaforum.org/2018/07/28/foreign-policy-concerns-swayed-malaysias-voters/ (accessed 15.03.2021).

42. The perils of China’s “debt-trap diplomacy”. The Economist, 06.09.2018. Available at: https://www.economist.com/asia/2018/09/06/the-perils-of-chinas-debt-trap-diplomacy (accessed 15.03.2021).

43. Wen P. Mahathir says China will sympathize with Malaysia's problems. Reuters, 20.08. 2018. Available at: https://www.reuters.com/article/us-china-malaysia-trade-idUSKCN1L5070 (accessed 15.03.2021).

44. Dr Mahathir backs Belt and Road, proposes bigger, faster train links. Head Topics. Malaysia, 26.04.2019. Available at: https://headtopics.com/my/dr-mahathir-backs-belt-and-road-proposes-bigger-faster-train-links-the-malaysian-insight-5525325 (accessed 15.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх