Инновационная политика Финляндии: социогуманитарные аспекты

 
Код статьиS013122270017916-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-12-61-67
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №12
Страницы61-67
Аннотация

Перед современным обществом стоят масштабные вызовы, связанные с цифровизацией экономических и социальных процессов, особенно на новом ее этапе – разработке и внедрении технологий искусственного интеллекта (ИИ). Речь идет о том, что использование ИИ влечет за собой большие этические риски, поскольку создает возможность несоблюдения прав человека на защиту частной жизни. В Финляндии эту проблему широко обсуждают и стремятся минимизировать.

Ключевые словаФинляндия, цифровизация, искусственный интеллект, общество, этика
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 20-011-31492 “Научно-техническая политика в условиях цифровой трансформации общественного развития: мировой опыт и Россия”.
Получено13.12.2021
Дата публикации23.12.2021
Кол-во символов19695
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В Финляндии инновационные процессы рассматриваются сквозь призму долгосрочной социально-экономической стратегии. Еще в середине 2000-х годов ее цель формулировалась как “создание общества всеобщего благосостояния”, что подразумевало рост не только материального благополучия, но и качества жизни: возможность получить качественное образование и услуги здравоохранения, благоприятная рабочая среда, достойная старость, ощущение безопасности, отсутствие факторов, отрицательно влияющих на моральное состояние членов общества как на уровне социума, так и на уровне личных взаимоотношений. “В 2030 г. Финляндия станет местом, где можно вести жизнь, наполненную смыслом и человеческими ценностями” [1, p. 12].
2

ПОЛИТИКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

3 Переход к цифровым технологиям считается важнейшим фактором устойчивого роста и конкурентоспособности страны. Определяющим условием обозначается увязывание политики цифровизации с достижением целей в области устойчивого развития, а также повышением гибкости и устойчивости общества в случае неожиданных кризисов, например, вызванных пандемией. Стратегия правительства (2015 г.) предусматривает повсеместное внедрение облачных технологий, роботизации и визуализации, продвинутой аналитики, искусственного интеллекта (ИИ), когнитивных вычислений и блокчейна [2]. В 2020 г. Министерство занятости и экономики и Министерство образования и культуры страны подготовили дорожную карту в области инноваций, ключевым элементом которой названо ускорение перехода к “зеленой” экономике и цифровой трансформации с помощью инновационных решений и новых технологий [3]. Пандемия COVID-19 высветила задачи повышения эффективности социального обслуживания и здравоохранения, а также обеспечения кибербезопасности.
4 Финляндия занимает прочное место среди мировых лидеров цифровизации благодаря высокому уровню компьютерной грамотности населения, интернет-доступности как частных, так и государственных услуг, глубокой интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы компаний, цифровизации всей системы государственного управления. Согласно одному из обследований, она находится на втором месте по развитию цифровизации среди рассмотренных 22 стран [4], а в рейтинге DESI (Digital Economy and Society Index), оценивающем европейские государства по уровню развития цифровой экономики, – на первом месте [5] (см. таблицу). При этом национальная политика в области цифровизации проводится в соответствии с задачами укрепления единого рынка и повышения конкурентоспособности ЕС [7].
5 Технологиям искусственного интеллекта отводится особая роль [8]. Их развитие плотно увязано с другими дисциплинами: философией, когнитивными и лингвистическими науками, нейробиологией, а также математикой, физикой, инженерными науками и информатикой. В 2017 г. была запущена программа Министерства занятости и экономики Finland’s Age of Artificial Intelligence. В ней, помимо прочего, подчеркнута необходимость “этического фильтра” при применении ИИ. По прогнозам министерства, полномасштабное внедрение ИИ будет способствовать росту ВВП страны темпом порядка 3% в год до 2030 г. (при его отсутствии – 0.8%) [9, p. 12]. Microsoft и PwC считают, что внедрение ИИ только в промышленности может принести экономике Финляндии не менее 20 млрд евро к 2023 г. [10, p. 4]. Accenture полагает, что к 2035 г. производительность труда в стране в случае внедрения ИИ повысится на 36% [11, p. 6]. McKinsey прогнозирует, что использование ИИ увеличит среднегодовые темпы прироста экономики на 2.2 п. п. [12, p. 9], а кумулятивный эффект ИИ в размере 3.3 млрд евро ежегодно [13].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 593

Оценка читателей: голосов 0

1. Sotarauta M., Kosonen K-J. Customized Innovation Policies and the Regions: Digital Content Services and Intelligent Machinery in Finland. European Urban and Regional Studies, 2013, vol. 20, no. 2, pp. 258-274. DOI: 10.1177/0969776411428499

2. Finland, a Land of Solutions, Strategic Programme of Prime Minister Juha Sipilä’s Government. Helsinki, Government Publications, 2015. 37 p.

3. Tutkimus-, kehittämis- ja innovaatiotoiminnan tiekartta viitoittaa reittiä kestävään kasvuun ja hyvinvointiin. [Roadmap for Research, Development and Innovation Points the Way to Sustainable Growth and Prosperity. (In Finn.)] Available at: https://valtioneuvosto.fi/-/1410845/tutkimus-kehittamis-ja-innovaatiotoiminnan-tiekartta-viitoittaa-reittia-kestavaan-kasvuun-ja-hyvinvointiin?languageId=fi_FI (accessed 02.02.2021).

4. Digibarometri 2020. Helsinki, Taloustieto Oy, 2020. 80 p.

5. Digital Economy and Society Index (DESI) 2020. Brussels, European Commission, 2020. 124 p.

6. Finland as a Global Leader of Digitalization. Available at: https://toolbox.finland.fi/business-innovation/finland-as-a-global-leader-of-digitalisation/ (accessed 02.02.2021).

7. Suomi tukee EU:n komission näkemystä Euroopan digitalisaation edistämiseksi ja datan sisämarkkinan luomiseksi. [Finland supports the EU Commission's vision to promote digitalisation in Europe and create a single market for data. (In Finn.)] Available at: https://www.lvm.fi/-/suomi-tukee-eu-n-komission-nakemysta-euroopan-digitalisaation-edistamiseksi-ja-datan-sisamarkkinan-luomiseksi-1163711 (accessed 02.02.2021).

8. Tekoälyn kokonaiskuva ja osaamiskartoitus. [Artificial Intelligence Overview and Skills Mapping. (In Finn.] Available at: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/160925/46-2018-Tekoalyn%20kokonaiskuva.pdf (accessed 02.02.2021).

9. Finland’s Age of Artificial Intelligence. Helsinki, Publications of Ministry of Economic Affairs and Employment, 2017. 74 p.

10. Uncovering AI in Finland. Helsinki, Microsoft OY and PwC, 2018. 48 p.

11. Purdy M., Daugherty P. How AI Boosts Industry Profits and Innovation. New York, Accenture, 2017. 29 p.

12. A Way Forward for the D9 in the Age of AI. Available at: https://www.digitalfutureforeurope.com/wp-content/uploads/A-way-forward-for-the-D9-in-the-age-of-AI-v4-1.pdf (accessed 10.09.2021).

13. Intro to Industrial Program. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5d429cc990aa3d000191d3e3/t/5fc8ef95850d530080148cc6/1607004056358/Caj+S%C3%B6derg%C3%A5rd_Industrial+Session+Intro_AI+ (accessed 02.02.2021).

14. New Value from AI and Platform Economy. Available at: https://www.businessfinland.fi/en/for-finnish-customers/services/programs/ai-business (accessed 02.02.2021).

15. European Laboratory for Learning and Intelligence Systems. Available at: https://ellis.eu/ (accessed 02.02.2021).

16. Tekoälyn tiekartta Suomelle – Neljä positiivista kehää. [Roadmap for Artificial Intelligence in Finland – Four Positive Circles. (In Finn.)] Available at: https://www.tekoalyaika.fi/2020/11/tekoalyn-tiekartta-suomelle/ (accessed 02.02.2021).

17. Alanen P. State of AI in Finland: Public Sector is the Pacemaker, and More than 1200 Companies are Using Artificial Intelligence on a Daily Basis. October 1, 2020. Available at: https://silo.ai/state-of-ai-in-finland/ (accessed 05.02.2021).

18. Venture Capital in Finland 2020. Available at: https://paaomasijoittajat.fi/wp-content/uploads/Venture-Capital-in-Finland-2020-FINAL.pdf (accessed 10.09.2021).

19. Digital Wellbeing in Families. Finland as a Model Country for Time Well Spent. Helsinki, Valtioneuvoston kanslia, 2020. 112 p.

20. Europe Can Make Sure that AI Is Aligned with Human Values. Available at: https://fcai.fi/news/2020/10/13/europe-can-make-sure-that-ai-is-aligned-to-human-values (accessed 02.02.2021).

21. “There Is no Formula for a Quick Fix” for Ethical Dilemmas. Available at: https://fcai.fi/news/2021/1/19/there-is-no-formula-for-a-quick-fix-for-ethical-dilemmas (accessed 02.02.2021).

22. Government Report on Information Policy and Artificial Intelligence. Helsinki, Government Publications, 2018. 28 p.

23. Act on Transport Services (320/2017; Amendments up to 731/2018 Included). Available at: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2017/en20170320 (accessed 02.02.2021).

24. Biobank Act 688/2012. Available at: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2012/en20120688.pdf (accessed 02.02.2021).

25. Twinify Solves Data Privacy Issues. Available at: https://fcai.fi/news/2020/12/16/twinify-solves-data-privacy-issues (accessed 02.02.2021).

26. AI in Society. Available at: https://fcai.fi/ai-in-society (accessed 02.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх