Коронакризис в Латинской Америке: как спасти человеческий капитал?

 
Код статьиS013122270017802-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-10-133-141
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №10
Страницы133-141
Аннотация

В статье анализируется влияние пандемии коронавируса SARS-Cov-2 на человеческий капитал Латинской Америки, основными составляющими которого, согласно концепции американских экономистов, Нобелевских лауреатов Теодора Шульца и Гэрри Беккера, являются образование и здравоохранение. Автор считает, что главной трудностью в деле сохранения человеческого капитала в латиноамериканском регионе являются существовавшие до коронакризиса бреши в системах здравоохранения и образования, сформировавшиеся в рамках существующей модели экономического и социального развития. Цель статьи состоит в осмыслении новой сложной ситуации, в результате которой латиноамериканские страны теряют заложенный в молодежи человеческий потенциал. В работе над статьей были проанализированы эмпирические данные о состоянии систем образования и здравоохранения в Латинской Америке, на базе сравнительного анализа предпринята попытка провести аналогии с процессами, происходящими в других регионах.

Ключевые словаЛатинская Америка, пандемия COVID-19, человеческий капитал, системы образования и здравоохранения, посткризисное развитие
Получено06.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов28614
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Понятие человеческого капитала (ЧК) давно стало привычным в экономической литературе. Однако с течением времени, в ходе эволюции данной теории, его конкретное содержание заметно расширилось по сравнению с интерпретацией, данной основателями концепции – Теодором Шульцем и Гэрри Беккером в начале 60-х годов прошлого века. Изначально под человеческим капиталом понимались воплощенные в индивидууме базовые знания, первоначальные трудовые навыки и определенное состояние здоровья, повышающие его способность к производительному труду, то есть делающие человека экономически продуктивным [1].
2 В России эту теорию начали изучать еще в 80-х годах прошлого века [2, 3], и поток научной литературы, посвященной теме человеческого капитала, с тех пор в нашей стране практически не иссякал.
3 Данная теория является не менее популярной и в Латинской Америке, где авторы традиционно, вплоть до настоящего времени, придерживаются изначальной концепции и акцентируют свое внимание на базовых компонентах ЧК – образовании и состоянии здоровья рабочей силы [4]. Остановимся на этих же факторах, используя разработки аналитиков Всемирного экономического форума (ВЭФ), Всемирного банка (ВБ), Программы развития ООН (ПРООН).
4 Межстрановые и межрегиональные сопоставления базируются на индексе человеческого капитала (Human Capital Indeх, HCI), разработанном экспертами, работающими над докладами для ВЭФ. Этот индекс призван давать представление о том, насколько эффективно используется более чем в 100 странах тот человеческий потенциал, которым они располагают. Авторы HCI исходили из предпосылки, что именно “запас знаний и навыков людей, позволяющих им создавать ценности в глобальной экономической системе”, является в XXI в. “определяющим, ключевым элементом, связывающим инновации, конкурентоспособность и экономическое развитие” [5, p. 3]. Место той или иной страны в мировом рейтинге отводят исходя из нескольких десятков показателей, которые дают представление об уровне жизни, грамотности и общей образованности населения, квалификации рабочей силы, степени занятости, продолжительности жизни населения. Индекс HCI исчисляется в баллах – от 0 до 100; стопроцентный показатель свидетельствует о максимально эффективном использовании имеющегося в стране человеческого капитала и об активных инвестициях в человеческие ресурсы со стороны государства.
5 По данным на 2017 г. (более нового доклада по HCI Всемирному форуму в Давосе не было представлено ни в 2019, ни в 2020 г.), мир использует имеющийся человеческий капитал лишь на 62%, в тройку лидеров входят Норвегия (индекс равен 77.12), Финляндия (77.07) и Швейцария (76.48) [5, p. 7]. По регионам самыми успешными являются Северная Америка (без Мексики) и Западная Европа. Латинская Америка имеет серьезные проблемы: регион недоиспользует или расходует впустую 40% имеющегося ЧК.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 436

Оценка читателей: голосов 0

1. Becker G.S. Investment in a Human Capital: A Theoretical Analysis. Part 2: Investment in Human Beings. Journal of Political Economy, University Chicago Press, 1962, vol. 70, no. 5, pp. 9-49. DOI: 10.1086/258724

2. Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. Москва, Наука, 1981. 773 с. [Kapelyushnikov R.I. Modern Western Concepts of Labour Force Formation. Moscow, Nauka, 1981. 773 p. (In Russ.)]

3. История экономических учений. Под общ. ред. Худокормова А.Г. Москва, Инфра-М, 2007. 733 с. [The History of Economic Theories. Khudokormov A.G., ed. Moscow, INFRA-M, 2007. 733 p. (In Russ.)]

4. Medina Alvarado I.L. Desarrollo educativo, económico y social. Aportes de la teoría del capital humano en América Latina. Revista Caribeña de Ciencias Sociales, Octubre, 2019. Available at: https://www.eumed.net/rev/caribe/2019/10/desarrollo-educativo-economico.html (accessed 13.09.2020).

5. The Global Human Capital Report 2017. Preparing People for the Future of Work. WEF. Available at: https://www.weforum.org/reports/the-global-human-capital-report-2017 (accessed 15.09.2017).

6. The Human Capital Project. World Bank, Washington, DC, 2018. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/30498 (accessed 15.09.2017).

7. The Human Capital Index 2020 Update: Human Capital in the Time of COVID-19. World Bank. September 2020. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34432 (accessed 13.09.2020).

8. Global Education Monitoring Report 2020: Inclusion and Education: All Means All. Statistical Annex. UNESCO, Paris, 2020. 436 p.

9. World Development Indicators. World Bank. Available at: https://datatopics.worldbank.org/world-development-indicators/ (accessed 05.10.2020).

10. COVID-19 and Human Development: Assessing the Crisis, Envisioning the Recovery. UNDP, 2020. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/covid-19_and_human_development_0.pdf (accessed 29.10.2020).

11. Health at a Glance. Latin America and the Caribbean, 2020. OECD/World Bank. 138 р.

12. World Health Statistics, 2020. Monitoring Health for SDGs. World Health Organization. Available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/332070 (accessed 15.10.2020).

13. Котырло Е.С. Человеческий потенциал и человеческий капитал как научные категории. Аудит и финансовый анализ, 2011, № 6, сс. 376-381. [Kotyrlo E.S. Human Development and Human Capital as Scientific Categories. Audit and Financial Analysis, 2011, no. 6, pp. 376-381. (In Russ.)]

14. Будаев А.В. Пандемия коронавируса в Латинской Америке: фактор отката в прошлое или стимул для развития? Латинская Америка, 2020, № 9, сс. 6-23. [Budaev A.V. The Coronavirus Pandemic in the Latin America: Factor of the Rollback to the Past or a Drive for Development? Latin America, 2020, no. 9, pp. 6-23. (In Russ.)]

15. WHO Coronavirus (COVID-19) Dashboard Overview. Available at: https://covid19.who.int (accessed 29.06.2021).

16. Salud y economía: una convergencia necesaria para enfrentar el COVID-19 y retomar la senda hacia el desarrollo sostenible en América Latina y el Caribe. CEPAL. Available at: https://www.cepal.org/es/publicaciones/45840-salud-economia-convergencia-necesaria-enfrentar-covid-19-retomar-la-senda (accessed 19.09.2020).

17. FAO, FIDA, OPS, WFP y UNICEF. Panorama de la seguridad alimentaria y nutrición en América Latina y el Caribe 2020. Santiago de Chile. Available at: https://doi.org/10.4060/cb2242es (accessed 19.09.2020).

18. Дьякова Л. Социальная политика латиноамериканских стран в начале XXI в.: возможности и пределы. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 112-120. [D’yakova L. Social Policy in Latin American Countries in the Early 21st Century: Opportunities and Limits. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 10, pp. 112-120. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-112-120

19. COVID-19 in Latin America: A Humanitarian Crisis. Editorial. The Lancet, 2020 Nov. 7, vol. 396, iss. 10261. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)32328-X.

20. El impacto del COVID’19 en la educación podría desperdiciar un gran potencial humano y revertir décadas de progreso. Available at: https://news.un.org/es/story/2020/08/1478302 (accessed 15.11.2020).

21. García Jaramillo S. COVID-19 y educación primaria y secundaria: repercusiones de la crisis e implicaciones de política pública para América Latina y el Caribe. PNUD LAC C19 PDS, No. 20, 2020. 38 p. Available at: https://www.unicef.org/lac/media/16851/file/CD19-PDS-Number19-UNICEF-Educacion-ES.pdf (accessed 18.09.2020).

22. Barría C. Coronavirus: 6 efectos de la “catástrofe generacional” en la educación en América Latina provocada por la Covid-19 (y 3 planes de emergencia para ayudar a mitigar la crisis). BBC, 14.09.2020. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-54097136 (accessed 13.07.2021).

23. Di Gropello M. ¿Qué resultados nos dejan los últimos resultados de PISA 2018 para América Latina? Available at: https://blogs.worldbank.org/es/latinamerica/que-lecciones-nos-dejan-los-ultimos-resultados-de-pisa-2018-para-america-latina (accessed 17.11.2020).

24. OECD et al. Latin American Economic Outlook 2020: Digital Transformation for Building Back Better. OECD Publishing, 2020. 156 p. DOI: 10.1787/e6e864fb-en

25. La educación en tiempos de la pandemia de Covid-19. Informe. CEPAL/UNESCO. Santiago de Chile, 20 de agosto 2020. 21 р.

26. Зенков А.Р. Образование в условиях пандемии: что показывает кризис? [Zenkov A.R. Education in the Pandemic Time: What Does the Crisis Show? (In Russ.)] Available at: https://www.imemo.ru/news/events/text/obrazovanie-v-usloviyah-pandemii-chto-pokazivaet-krizis (accessed 17.11.2020).

27. Covid-19: tecnologías digitales y educación superior. ¿Qué opinan los docentes? BID, Nota CIMA # 21, junio 2020. Available at: https://publications.iadb.org/es/nota-cima-21-covid-19-tecnologias-digitales-y-educacion-superior-que-opinan-los-docentes (accessed 11.10.2020).

28. Docentes universitarios en pandemia: mayor estrés y baja interacción con los alumnos. Available at: https://politicadelsur.com/nota/61989/docentes-universitarios-en-pandemia--mayor-estres-y-baja-interaccion-con-los-alumnos/ (accessed 11.10.2020).

29. La pandemia saca a millones de estudiantes de las universidades de Latinoamérica. Available at: https://www.infobae.com/america/the-new-york-times/2020/09/06/la-pandemia-saca-a-millones-de-estudiantes-de-las-universidades-de-latinoamerica (accessed 14.07.2021).

30. Ермольева Э.Г. Актуальная повестка дня: проблемы латиноамериканской молодежи. Латинская Америка, 2019, № 1, сс. 12-27. [Ermol'eva E.G. Major Problems and Pressing Needs of the Young in Latin America. Latin America, 2019, no. 1, pp. 12-27. (In Russ.)]

31. Portes J. The Lasting Scars of the Covid-19 Crisis: Channels and Impacts. Available at: https://voxeu.org/article/lasting-scars-covid-19-crisis (accessed 13.10.2020).

32. Яковлева Н.М., Яковлев П.П. Латинская Америка: дорога к коронакризису. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2020, т. 13, № 5, сс. 73-93. [Yakovleva N.M., Yakovlev P.P. Latin America: The Road to Coronacrisis. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2020, vol. 13, no. 5, pp. 73-93. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-5-5

33. País A. Coronavirus: 4 países de América Latina que lograron aplicar estrategias exitosas de educación a distancia ante la pandemia. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-52375867 (accessed 17.11.2020).

34. Всемирный банк. “COVID-19 и человеческий капитал”. Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии, 2020. [World Bank. COVID-19 and Human Capital. Europe and Central Asia Economic Update, Fall 2020. (In Russ.)] Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34518/211643RU.pdf (accessed 17.11.2020).

35. Countries where COVID-19 has spread. Available at: https://www.worldometers.info/coronavirus/countries-where-coronavirus-has-spread/ (accessed 15.07.2021).

36. Euro area unemployment at 8.3%. Eurostat News Release, 38/2021 – 6 April 2021. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/11563007/3-06042021-AP-EN.pdf/15bf6b6d-2b36-cfb9-c833-d8efe89b881d?t=1617669574756 (accessed 20.03.2021).

37. Comparecencia del gobernador en la Comisión para la Reconstrucción Social y Económica de España tras el Covid-19 (Congreso de los Diputados). Available at: https://www.bde.es/bde/es/secciones/prensa/intervpub/Discursos_del_Go/comparecencia-del-gobernador-en-la-comision-para-la-reconstruccion-social-y-economica--de-espana-tras-el-covid-19--del-congreso-de-los-diputados.html (accessed 16.07.2021).

38. Young people neither in employment nor in education and training (NEET), by sex and age - quarterly data. Eurostat. Available at: https://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=lfsi_neet_q&lang=en%5C (accessed 08.07.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх