Племенной фактор в Ливии: метаморфозы в посткаддафистский период (2011–2020 гг.)

 
Код статьиS013122270016966-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-9-118-129
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО (У) МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №9
Страницы118-129
Аннотация

Отстранение от власти лидера Ливии М. Каддафи 10 лет назад при участии НАТО привело к крушению тамошней “вертикали власти” и институтов государства и фактически к гражданской войне. В статье рассматривается специфика племенного фактора в Ливии, где еще не завершен процесс консолидации населения в единую нацию. После наступления в 2014 г. двоевластия оба полюса – Триполи и Тобрук – пытаются использовать этот фактор в своих интересах. Наряду с этим имеет место рост значимости и регионального фактора. В статье рассматриваются соотношение в современной Ливии племенной и национальной идентичности и перспективы их взаимовлияния.

Ключевые словаЛивия, Киренаика, Триполитания, Феццан, НАТО, элита, племена, Каддафи, безопасность, армия, смута, политика, нефть, идентичность
Дата публикации27.09.2021
Кол-во символов50546
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Нынешняя Ливия, утратившая после крушения режима Каддафи в 2011 г. единую “вертикаль власти” и с 2014 г. переживающая по меньшей мере двоевластие, дрейфует к failed state. Подоплека конфликта многообразна и включает множество внутренних и внешних факторов при доминировании первых. Рассматривая их, автор считает важным выделить роль и место в этих событиях племенного феномена – в свете того, что 90% граждан страны имеют племеннные корни. С древнейших пор Ливия с ее обширными пустынными и полупустынными территориями была открыта для потоков кочевавших племен, частично оседавших в ее пределах. Это наложило заметный отпечаток на демографический облик общества, очевидно разнородного, гетерогенного. Для Ливии имманентны родоплеменные различия и примат трайбалистской самоорганизации населения.
2 Число племен – не менее 140. При явном арабском большинстве около 10% населения составляет бербероязычный сегмент. Берберы – автохтонные жители ареала, простирающегося от Ливии до Атлантического океана [1]. Берберские племена сосредоточены в основном на западе, в горах Нефуса. К ним относятся и туареги, кочующие от оазиса Гат до Тимбукту в Мали. Наряду с этим в Ливии насчитывается не менее десятка суфийских братств1. Представлены также последователи исламского течения ибадизма. 1. Суфизм – мистико-аскетическое течение, существующее в исламе с VIII в. Братства называются по имени своих основателей – святых. Крупнейшее из них в Ливии – Сенусия. Его вождь Мухаммед Ас-Сенуси (1787–1857) возглавил движение за соединение духовной и светской власти в одном лице и заложил ядро государственности Ливии. К концу ХIХ в. орден сенуситов объединил под своим знаменем большинство племен Киренаики.
3 Ливия состоит из трех больших историко-географических районов со своими социокультурными особенностями. Это – Триполитания (северо-запад), Киренаика (восток) и Феццан (юго-запад)2. Растянутость коммуникаций и открытость границ привели к тому, что восточная часть Ливии тяготела к Египту, а западная – ориентировалась на страны Магриба, в особенности на Тунис. Притом что для страны характерны племенные, региональные и этноконфессиональные различия, по меткому замечанию Кристин Н. Майерс из Университета Пеппердайна (Лос-Анджелес), “сектарианские менее важны, чем племенные” [2, p. 6]. 2. При общей площади страны в 1759 тыс. кв. км Триполитания составляет 353 тыс., Киренаика – 855, Феццан – 551 тыс. кв. км.
4 Племенной компонент вызывает особый интерес исследователей в свете его роли как в истории страны, так и влияния, которое он оказывает на ход событий и расклад сил в течение последнего десятилетия [3, 4, 5, 6]. Его изучение осложняется дефицитом надежных источников, статистических баз и полевых социологических исследований. Если в эру правления Каддафи местная научная мысль в условиях закрытости страны руководствовалась идеологическими постулатами вождя, то после февраля 2011 г. положение изменилось. Вслед за свержением лидера, принятием законов о “декаддафизации” и мерами преследования сторонников прежнего режима ливийское общество разделилось. Трещины пролегли как по отдельным регионам, так и по племенам и даже семьям.
5 Все это предопределяет высокий градус остроты и ожесточенности мнений и суждений в различных слоях общества. Соответствующая атмосфера проникла в СМИ, отразилась на академическом сообществе. Сегодня в нем идет полемика по актуальным проблемам, позиции ее участников расходятся, трудно встретить объективные, беспристрастные оценки.

Всего подписок: 8, всего просмотров: 580

Оценка читателей: голосов 0

1. . Al-Hamzeh Al-Shadeedi & Nancy Ezzeddine. Libyan Tribes in the Shadows of War and Peace. Research report. Clingendael, Netherlands Institute of International Relations, February 2019. 13 p. Available at: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2019-02/PB_Tribalism.pdf (accessed 30.01.2021).

2. Myers C.N. Tribalism and Democratic Transition in Libya: Lessons from Iraq. Global Tides, 2013, vol. 7, art. 5. Available at: https://digitalcommons.pepperdine.edu/globaltides/vol7/iss1/5/ (accessed 30.01.2021).

3. Зинин Ю.Н. Племенная структура ливийского общества и ее влияние на политические процессы в стране. Вестник МГИМО-Университета, 2013, № 2, cc. 38-41. [Zinin Yu.N. The Tribe Structure of the Libyan Society and Its Impact on Political Processes in the Country. MGIMO Review of International Relations, 2013, no. 2, pp. 38-41. (In Russ.)]

4. Varvelli A. The Role of Tribal Dynamics in the Libyan Future. Analysis, ISPI (Italian Institute for International Political Studies), May 2013, no. 172. 10 p. Available at: https://www.ispionline.it/sites/default/files/pubblicazioni/analysis_172_2013.pdf (accessed 30.01.2021).

5. Hüsken Th. Tribal Political Culture and the Revolution in the Cyrenaica of Libya. Orient, 2012, vol. 53, no. 1, pp. 24-29. Available at: https://www.academia.edu/11717389/Tribal_Political_Culture_and_the_Revolution_in_the_Cyrenaica_of_Libya (accessed 30.01.2021).

6. Jebnoun N. Beyond the Mayhem: Debating Key Dilemmas in Libya's Statebuilding. The Journal of North African Studies, 2015, vol. 20, no. 5, pp. 832-864. DOI: 10.1080/13629387.2015.1068697

7. Марджин Х.С. Аш-шейх ва аль-кабиля фи харб Тарабулюс 2019. [Margin H.S. Sheikh and Tribe in Tripoli War of 2019 (The second part). Minbar libya, June 14, 2019. (In Arabic)] Available at: http://www.minbarlibya.org/?p=14856 (accessed 30.01.2021).

8. Ben Lamma M. The Tribal Structure in Libya: Factor for Fragmentation or Cohesion? Fondation pour la Recherche Strategique, September 2017. 58 p. Available at: https://www.frstrategie.org/web/documents/programmes/observatoire-du-monde-arabo-musulman-et-du-sahel/publications/en/14.pdf (accessed 30.01.2021).

9. Coleh P., Mangan F. Tribe, Security, Justice, and Peace in Libya Today. United States Institute of Peace, September 2, 2016. 48 p. Available at: https://www.usip.org/publications/2016/09/tribe-security-justice-and-peace-libya-today (accessed 30.01.2021).

10. Muammar al-Gathafi. The Green Book. Available at: https://bookscafe.net/read/al_gathafi_muammar-the_green_book-193682.html#p9 (accessed 30.01.2021).

11. Ladjal T. Тribe and State in the History of Modern Libya: A Khaldunian Reading of the Development of Libya in the Modern Era 1711–2011. Journal Cogent Arts & Humanities, 2016, vol. 3, iss. 1. 17 p. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23311983.2016.1183278 (accessed 30.01.2021).

12. Muñoz G. Libye, état des lieux: comment sortir de l’impasse? Classe Internationale, May 18, 2017. Available at: https://classe-internationale.com/2017/05/18/libye-etat-des-lieux-comment-sortir-de-limpasse/ (accessed 30.01.2021).

13. Зинин Ю.Н. Ливия: исламский фактор после Каддафи. Азия и Африка сегодня, 2019, № 4, cc. 2-8. [Zinin Yu.N. Libya: Islamic Factor after Kaddafi. Asia and Africa today, Moscow, 2019, no. 4, pp. 2-8. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S032150750004376-5

14. Крылов А.В., Федорченко А.В. Ближний Восток: перспективы развития региональной ситуации. Ежегодник Института международных исследований, 2015, вып. 3, сс. 56-83. [Krylov A.V., Fedorchenko A.V. The Regional Situation in the Middle East: Current State and Prospects for Development. Institute for International Studies Yearbook, Moscow, 2015, issue 3, pp. 56-83. (In Russ.)] Available at: https://www.interanalytics.org/jour/article/view/96/52 (accessed 30.01.2021). DOI:10.46272/2587-8476-2015-0-3-56-83

15. Haimzadeh P. How to Make Libya Work after Gathafi. Le Monde diplomatique, September 2011. Available at: https://mondediplo.com/2011/09/01libya (accessed 30.01.2021).

16. Kechana R., Jouili M. Sondage d’opinion dans l’Ouest de la Libye. New Libya, October 19, 2017. Available at: http://www.newlibya.net/?p=21706&lang=fr (accessed 30.01.2021).

17. Almenfi M. Op-Ed: In Libya, only one system of law is functioning, and it’s not state law. Libya Herald, July 13, 2017. Available at: https://www.libyaherald.com/2017/07/13/op-ed-in-libya-only-one-system-of-law-is-functioning-and-its-not-state-law/ (accessed 30.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх