“Рассоединенное королевство”: мусульманская диаспора Великобритании в научном дискурсе

 
Код статьиS013122270016920-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-8-120-130
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №8
Страницы120-130
Аннотация

Актуальность статьи связана с  возрастанием потенциала конфликтности в  современных сложносоставных обществах, в том числе в крупнейших западных государствах. В центре внимания – научные дискурсы по проблемам социальных и политических размежеваний. Цель статьи – выявить основные позиции в  британском научном дискурсе по проблематике сосуществования инокультурных групп в разделенных обществах. Авторы стремятся понять, как проблема проживания на территории одного государства групп с разными социокультурными и этнорелигиозными идентичностями отражается в  спорах о  ресурсах и  перспективах общественного развития. В  научном дискурсе Великобритания выглядит, с одной стороны, как ключевое государство Запада, а с другой – как страна, в обществе которой разломы и расколы нарастают, и одним из важных факторов является увеличение доли мусульман в структуре населения. Основное внимание уделяется анализу проблем иммиграции мусульман, получению ими образования, гендерного фактора в среде приверженцев ислама, радикализации мусульманской молодежи в  британском научном дискурсе. Ключевая особенность обозначенных аспектов заключается в  наличии кумулятивного эффекта от этих размежеваний, взаимодействие которых не только усиливает друг друга, но и влияет на другие острые политические проблемы – Brexit и угрозу сецессии Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. В качестве теоретико-методологической основы статьи выступает теория разделенных обществ.

Ключевые словаразделенное общество, Великобритания, ислам, британские мусульмане, мультикультурализм, интеркультурализм, молодежь
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов32165
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Социально-политические процессы в современном научном дискурсе получают множество самых разнообразных интерпретаций. Многие ученые признают усложнение структуры общества большинства государств, происходящее в тесной связке с реконфигурацией международной политической и экономической архитектуры, возникновением новых центров силы и усиливающимися миграционными потоками, которые являются своеобразными знаменателем и мерой оценки текущих реалий. Все это актуализирует вопросы о сочетаемости идентичностей и общественном диалоге, оптимальных способах консолидации общества и эффективных ответах на возникающие угрозы. При этом “старый” Запад утрачивает репутацию территории стабильности и процветания, что тесно переплетается с вопросами демографии и миграции.
2 Теоретико-методологически статья базируется на концепции разделенных обществ. Понятие “разделенное общество” все чаще употребляется в политологических исследованиях, что связано с ростом конфликтности и конфронтационного потенциала в планетарных масштабах. Однако разные исследователи вкладывают в концепт “разделенные общества” отличные друг от друга смыслы [1]. Можно говорить о двух подходах к разделению (разлому, расколу) обществ: узком (спроецированном на формальных институтах) [2, 3] и широком (не носящем формально-институализированный характер) [4, 5]. Авторы считают, что разделенные общества – это социально-политические общности, в которых ценностно-мировоззренческий раскол между группами населения проецируется сразу на несколько сфер, что приводит к появлению нескольких линий разломов. Такие линии разделения не только угрожают стабильному развитию общества, но и могут ставить под вопрос само существование конкретного государства в качестве международно-политического субъекта. Своеобразными alter ego концепции разделенных обществ выступают теории устойчивого и ответственного развития [6, 7]. Следует отметить, что сегодня проблематика развития занимает важнейшее место в политической науке. Термины “общественное развитие”, “устойчивое развитие”, “ответственное развитие” стали частью лексикона политиков и широко применяются в экспертной среде.
3

БРИТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЛИНИИ РАЗДЕЛЕНИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

4 Разделенность не является уникальной характеристикой британского общества. Однако среди государств Запада именно Британия в текущий период сталкивается с таким большим количеством разнородных взаимосвязанных угроз, что делает ее наиболее представительным примером для исследования, в том числе анализа британского научного дискурса. В первой трети XXI в. Великобритания столкнулась сразу с несколькими “разделительными” вызовами, среди которых наиболее серьезными являются инокультурная иммиграция, сецессионная угроза и Brexit.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 476

Оценка читателей: голосов 0

1. Кудряшова И.В. Как обустроить разделенные общества. Политическая наука, 2016, №1, сс. 15-33. [Kudryashova I.V. How to Accomplish Stability in Divided Societies. Political Science, 2016, no. 1, pp. 15-33. (In Russ.)]

2. Rokkan S., Lipset M. Party Systems and Voter Alignments. New York, Free Press, 1967. 570 p.

3. Липсет М., Роккан С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Партии и выборы: Хрестоматия Ч.1. Москва, ИНИОН, 2004, сс. 49-80. [Lipset M., Rokkan S. Division Structures, Party Systems, and Voter Preferences. Parties and Elections: A Textbook. Part 1. Moscow, INION, 2004, pp. 49-80. (In Russ.)]

4. Lijphart A. Democracy in Plural Societies. New Haven, Yale University Press, 1977. 258 p.

5. Понамарева А.М. Заседание секции "Разделенные общества в разделенном мире: ценности, идентичности, образы будущего" (V международный научно-экспертный форум "Примаковские чтения": возвращение к конфронтации: есть ли альтернативы?", 10–11 июня 2019 г.) (отчет). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология, 2019, № 4, cc. 135-139. [Ponamareva A.M. Session of the Section " Divided Societies in a Divided World: Values, Identities, Images of the Future". (V International Scientific and Expert Forum "Primakov Readings": Return to Confrontation: Are There Any Alternatives? ", June 10–11, 2019) (report). Social and Humanities Sciences. Russian and Foreign Literature. Series 11: Sociology, 2019, no. 4, pp. 135-139. (In Russ.)]

6. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. 04.08.1987. [Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. 04.08.1987. (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (accessed 08.01.2021).

7. Семененко И.С. Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению. Полис. Политические исследования, 2019, № 3, cc. 7-26. [Semenenko I.S. Horizons of Responsible Development: From Discourse to Governance. Polis. Political Studies, 2019, no. 3, pp. 7-26. (In Russ.)] DOI: 10.17976/jpps/2019.03.02

8. Whyte I. Migration and Society in Britain, 1500-1830. London, St. Martin's Press, 2000. X, 198 p.

9. Морган К., ред. История Великобритании. Москва, Весь Мир, 2007. 680 с. [Morgan K., ed. The Oxford History of Britain. Moscow, Ves' Mir, 2007. 680 p. (In Russ.)]

10. Luu L. Immigrants and the Industries of London, 1500-1700. Burlington, VT, Ashgate, cop. 2005. xiii, 366 p.

11. Федоров С.Е. Британская идентичность/идентичности в ранее Новое время. Вестник СПбГУ. Сер. 2, 2013, вып.3, сс. 75-81. [Fedorov S.E. British Identity/Identities in the Early Modern Period. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2013, iss. 3, pp. 75-81. (In Russ.)]

12. Браун Г. Что значит быть британцем. Россия в глобальной политике, 2006, № 5. [Braun G. What It Means to Be British. Russia in Global Affairs, 2006, no. 5. (In Russ.)] Available at: https://globalaffairs.ru/articles/chto-znachit-byt-britanczem/ (accessed 10.10.2020).

13. Бородай С. Ислам в Великобритании. Ислам в современном мире, 2014, № 1, cc. 69-74. [Borodai S. Islam in Great Britain. Islam v sovremennom mire, 2014, no. 1, pp. 69-74. (In Russ.)]

14. Research Report on Population Estimates by Ethnic Group and Religion. Office for National Statistics. Available at: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigration/populationestimates/articles/researchreportonpopulationestimatesbyethnicgroupandreligion/2019-12-04#population-estimates-by-ethnic-group (accessed 09.10.2020).

15. Орлов А.А. Проблема сецессии на современном этапе (На примере Шотландии и Каталонии). Обозреватель – Observer, 2015, № 1, сс. 67-80. [Orlov A.A. The Problem of Secession at the Present Stage (On the Example of Scotland and Catalonia). Obozrevatel' – Observer, 2015, no. 1, pp. 67-80. (In Russ.)]

16. Paul D.E. The “Civic” Road to Secession: Political Ideology as an Ethnic Boundary Marker in Contemporary Scotland. Nationalism and Ethnic Politics, 2020, no. 2, pp. 167-182. DOI: 10.1080/13537113.2020.1753327

17. Кинг Ч. Шотландская игра. Стремление Эдинбурга к независимости и будущее сепаратизма. Россия в глобальной политике, 2012, № 6, cc. 56-66. [King Ch. The Scottish game. Edinburgh's Desire for Independence and the Future of Separatism. Russia in Global Affairs, 2012, no. 6, pp. 56-66. (In Russ.)] DOI: 10.1016/j.jpubeco.2019.104073

18. Шотландия планирует провести новый референдум о независимости. Российская газета, 03.09.2020. [Scotland Plans to Hold a New Independence Referendum. Rossiiskaya Gazeta, 03.09.2020. (In Russ.)] Available at: https://rg.ru/2020/09/03/shotlandiia-planiruet-provesti-novyj-referendum-o-nezavisimosti.html (accessed 22.09.2020).

19. Харитонова Е.М. Политическая ситуация в Британии через призму общественного мнения. Современная Европа, 2020, № 1, сс. 123-134. [Kharitonova E.M. Weariness and Disillusion: Political Situation in Britain through the prism of Public Opinion. Contemporary Europe, 2020, no. 1, pp. 123-134. (In Russ.)] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020123134

20. Нечаева А.А. Национальная партия Уэльса и трансформация валлийскости: механизм сохранения национальной идентичности в XX в. Вестник Томского государственного университета, 2020, № 455, cc. 109-116. [Nechaeva A.A. The National Party of Wales and the Transformation of Welshness: The Mechanism of Maintaining National Identity in the 20th Century. Tomsk State University Journal, 2020, no. 455, pp. 109-116. (In Russ.)] DOI: 10.17223/15617793/455/16

21. Gehring K., Schneider S.A. Regional Resources and Democratic Secessionism. Journal of Public Economics, 2020, vol. 181. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2019.104073

22. Приступ центробежности: Перспектива распада Соединенного Королевства выглядит все более реальной (2020). Коммерсант.Огонек, 09.11.2020. [A Bout of Decentralization Force: The Prospect of a Break-up of the United Kingdom Looks Increasingly Real (2020). Kommersant.Ogonek, 09.11.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4557919 (accessed 29.01.2021).

23. UK Population. Mid-year Estimate (2019). Office for National Statistics. Available at: https://www.ons.gov.uk/ (accessed 08.10.2020).

24. Religion in England and Wales 2011. Office for National Statistics. Available at: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/culturalidentity/religion/articles/religioninenglandandwales2011/2012-12-11 (accessed 30.12.2020).

25. A Review of Survey Research on Muslims in Britain. IPSOS MORI. (2018). Available at: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2018-03/a-review-of-survey-research-on-muslims-in-great-britain-ipsos-mori_0.pdf (accessed 30.12.2020).

26. Table 1. Religion in Great Britain. 02.08.2018. Office for National Statistics. Available at: https://www.ons.gov.uk/aboutus/transparencyandgovernance/freedomofinformationfoi/muslimpopulationintheuk// (accessed 28.01.2021).

27. Iqbal J. The Diverse Origins of Britain's Muslims. BBC, 18.01.2016. Available at: https://www.bbc.com/news/uk-33715473 (accessed 28.01.2021).

28. Strabac Z., Aalberg T., Valenta M. Attitudes towards Muslim Immigrants: Evidence from Survey Experiments across Four Countries. Journal of Ethnic and Migration Studies, vol. 40, no. 1, pp. 100-118. DOI: 10.1080/1369183X.2013.831542

29. Jørgen N. Muslims in Britain: Searching for an identity? New Community, 1987, vol. 13, no. 3, pp. 384-394. DOI: 10.1080/1369183X.1987.9975994

30. Barder Ch. Islam in Britain, Part I: The Situation. Ariel Center for Policy Research. Available at: http://www.acpr.org.il/madorim/0902-UK-barderE2.pdf (accessed 28.01.2021)

31. Andreescu V. Attitudes toward Immigrants and Immigration Policy in United Kingdom. Journal of Identity and Migration Studies, 2011, no. 2, pp. 61-85.

32. Moghiss H., Ghorashi H., eds. Muslim Diaspora in the West. Negotiating Gender, Home and Belonging. London, New York, Routledge, 2016. 223 p.

33. Contextualising Islam in Britain II. University of Cambridge in Association with The Universities of Exeter and Westminster. January 2012. Available at: https://web.archive.org/web/20140323044028/http://www.cis.cam.ac.uk/assets/media/cib2-complete-report.pdf (accessed 19.05.2021)

34. Joppke Ch. Immigration and the Nation-State. The United States, Germany and Great Britain. Oxford, Oxford University Press, 1999. 364 p.

35. Imène A. Muslims in France and Great Britain: Issues of Securitization, Identities and Loyalties Post 9/11. Journal of Muslim Minority Affairs, 2014, vol. 34, no. 2, pp. 123-133. DOI: 10.1080/13602004.2014.911583

36. Maxwell R. Ethnic Minority Migrants in Britain and France: Integration Trade-offs. Cambridge, Cambridge University Press, 2012. 262 p.

37. Morris M. Building a post-Brexit Immigration System for the Economic Recovery. November 2020. IPPR. Available at: https://www.ippr.org/research/publications/post-brexit-migration (accessed 09.01.2021).

38. New Migration System Risks Covid Economic Recovery Due to Curbs on Carers and Key Workers, Warns IPPR. November 2020. IPPR. Available at: https://www.ippr.org/news-and-media/press-releases/new-migration-system-risks-covid-economic-recovery-due-to-curbs-on-carers-and-key-workers-warns-ippr (accessed 09.01.2021).

39. Timol R. Ethno-religious Socialisation, National Culture and the Social Construction of British Muslim Identity. Contemporary Islam, vol. 14, iss. 3, pp. 331-360. DOI: 10.1007/s11562-020-00454-y

40. Reddie R. Black Muslims in Britain. Oxford, Lion Hudson, 2009. 272 p.

41. Carr H. ‘I Think You Have Ignored the Relevant Provisions of the 1944 Education Act’: Muslims, the State and Education in England. Contemporary British History, 2021, vol. 35, pp. 52-71. DOI: 10.1080/13619462.2020.1799351

42. Lahmar F. Islamic Education: An Islamic “Wisdom-Based Cultural Environment” in a Western Context. Religions, 2020, vol. 11, iss. 8, pp. 1-15. DOI: 10.3390/rel11080409

43. Stott P. Rising Islamism in British Schools Threatens Free Speech. 31.03.2021. Available at: https://spectator.org/batley-school-muhammad-blasphemy-codes-islamism/ (accessed 02.04.2021).

44. Breen D. Critical Race Theory, Policy Rhetoric and Outcomes: The Case of Muslim Schools in Britain. Race Ethnicity and Education, 2018, vol. 21, iss. 1, pp. 30-44. DOI: 10.1080/13613324.2016.1248828

45. Sidat H. Between Tradition and Transition: An Islamic Seminary, or Dar al-Uloom in Modern Britain. Religions, 2018, vol. 9, iss. 10. DOI: 10.3390/rel9100314

46. Cheruvallil-Contractor S. Women in Britain’s First Muslim Mosques: Hidden from History, but not without Influence. Religions, 2020, vol. 11, iss. 2. DOI: 10.3390/rel11020062

47. Gill A.K., Harvey H. Examining the Impact of Gender on Young People’s Views of Forced Marriage in Britain. Feminist Criminology, 2017, vol. 12, iss. 1, pp. 72-100. DOI: 10.1177/1557085116644774

48. Bi S. More than “Multiple Jeopardy”: Navigating the Legal System as a British-Muslim-woman-litigant-in-person. Journal of Muslims in Europe, 2019, vol. 8, iss. 3, pp. 247-264. DOI: 10.1163/22117954-12341403

49. Liberatore G. Guidance as ‘Women’s Work’: A New Generation of Female Islamic Authorities in Britain. Religions, 2019, vol. 10, iss. 11. DOI: 10.3390/rel10110601

50. Shah S. “I Am a Muslim First …” Challenges of Muslimness and the UK State Schools. Leadership and Policy in Schools, 2018, pp. 1-16. DOI: 10.1080/15700763.2017.1398335

51. Ившина О. Молодые мусульмане в Британии – агрессоры или жертвы? BBC.Русская служба, 04.07.2017. [Ivshina O. Who are young Muslims in Britain – aggressors or victims? BBC, 04.07.2017. (In Russ.)] Available at: https://www.bbc.com/russian/features-40195094 (accessed 12.02.2021).

52. Siddiqui A. Muslims In Britain: Past and Present. Available at: https://muslimpopulation.com/library/History/Muslims%20In%20Britain.pdf (accessed 10.01.2021).

53. Parekh B. Does Islam Threaten Democracy? Project-Syndicate, 11.07.2003. Available at: http://www.project-syndicate.org/commentary/parekh1/Russian (accessed 10.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх