Сервитизация промышленности: новая реальность

 
Код статьиS013122270016910-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-8-22-30
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: , РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №8
Страницы22-30
Аннотация

Сегодня одна из ключевых стратегий промышленных компаний развитых стран, особенно в наукоемких отраслях – сервитизация. Продажа лишь готовых товаров все чаще не обеспечивает достижения желаемого уровня прибыльности. Это заставляет компании продвигаться вверх по стоимостным цепочкам для создания более высокой стоимости, интегрирующей в себе стоимость и товаров, и услуг. В статье представлены новые данные о роли услуг в глобальных цепочках создания стоимости. Они свидетельствуют, что в настоящее время на них приходится большая доля мирового экспорта – как в виде непосредственно экспортируемых услуг, так и услуг, включенных в экспорт готовых товаров, в том числе внутрифирменных.

Ключевые словасервитизация промышленности, глобальные цепочки стоимости, экономическая политика, бизнес-модели, товарный экспорт
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов25548
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Первоначально роль услуг в стоимостных цепочках заключалась в установлении связей в рамках производственной деятельности компаний разных стран. Для управления производственными процессами, которые географически и территориально отделены друг от друга, требуются такие услуги, как транспорт, связь, логистика, финансы и т. д. [1]. Но услуги – это не просто связующий элемент в глобальных цепочках создания стоимости [2]. Существуют важные элементы издержек, связанные с услугами, которые выходят за рамки обычной производственной деятельности, осуществляемой крупными корпорациями в разных странах. Например, любая цепочка создания стоимости начинается с расходов на НИОКР, проектных и инженерных работ, которые при передаче на аутсорсинг становятся составной частью затрат, относящихся к услугам.
2 На другом конце цепочки добавленной стоимости также находятся услуги, такие как маркетинг и дистрибуция, которые сами по себе – важные этапы производства. Поэтому сервисные связи можно рассматривать как часть более широкой категории затрат, которые выполняют не только вспомогательные функции, но и связаны с издержками на ключевых этапах производства. Некоторые из сервисных затрат – горизонтальные (в том смысле, что они необходимы любой компании в любой цепочке создания стоимости), тогда как другие относятся к вертикальным цепочкам в производственном секторе. Например, к горизонтальным услугам относят бизнес-консалтинг, анализ рынков, юридические услуги, бухгалтерский учет, обучение, маркетинг и продажи и т. д., а к вертикальным – инвестиционные исследования в финансовом секторе, управление рисками для страховых услуг, промышленное проектирование для конкретных производственных секторов, клинические испытания в здравоохранении и фармацевтической промышленности и т. д.
3

СОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР УСЛУГ

4 Экономические исследования, анализирующие затраты различных ресурсов у компаний обрабатывающей промышленности, свидетельствуют о широком спектре используемых ими видов услуг. Так, шведская компания Sandvik Tooling, производящая инструменты, полагается на более чем 40 различных типов услуг для управления цепочками поставок. Американская Aromatic, работающая в агропродовольственном секторе и поставляющая ингредиенты для пекарен, несмотря на свой малый размер прибегает к 50 различных видам услуг [3].
5 Более активное использование услуг производственными фирмами становится первым компонентом “сервитизации”, которая означает, что промышленный сектор все больше пользуется разного рода услугами – будь то в качестве потребляемых промежуточных ресурсов или внутрифирменных услуг, затраты на которые становятся составным элементом стоимости готового товара. С одной стороны, это явление неразрывно связано с глобальными стоимостными цепочками, а с другой – услуги меняют способ создания стоимости.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 663

Оценка читателей: голосов 0

1. Gervais A., Jensen B. The Tradability of Services: Geographic Concentration and Trade Costs. NBER Working Papers, no. 19759, 2013. 66 p.

2. Low P. The Role of Services in Global Value Chains. Real Sector Working Paper, June 2013. 21 p.

3. The Servicification of EU Manufacturing. Building Competitiveness in the Internal Market. Stockholm, National Board of Trade Sweden, 2016. 44 p.

4. Levitt T. Production-Line Approach to Service. Harvard Business Review, 1972, vol. 50, no. 5, pp. 20-31.

5. Lodefalk M. The Role of Services for Manufacturing Firm Exports. Review of World Economics, 2014, vol. 150/1, pp. 59-82.

6. Baines T., Lightfoot H., Benedettini O., Kay J. The Servitization of Manufacturing: a Review of Literature and Reflection on Future Challenges. Journal of Manufacturing Technology Management, 2009, vol. 20/5, pp. 547-567.

7. Cusumano M., Kahl S., Suarez F. Services, Industry Evolution, and the Competitive Strategies of Product Firms. Strategic Management Journal, 2015, vol. 36, pp. 559-575.

8. Ahamed Z., Inohara T., Kamoshida A. The Servitization of Manufacturing: an Empirical Case Study of IBM Corporation. International Journal of Business Administration, 2013, vol. 4/2, pp. 18-26.

9. Services in Global Value Chains: from Inputs to Value-Creating Activities. OECD Trade Policy Papers, no. 197, 2017. 59 p.

10. Magneteg E., Parrosidis M. Servitization in Manufacturing Firms. Lund, Lund University, 2019. 139p.

11. Crozet M., Millet E. Should Everybody Be in Services? The Effect of Servitization on Manufacturing Firm Performance. CEPII Working Paper, no. 2015-19, 2015. 33 p.

12. Kelle M. Crossing Industry Borders: German Manufacturers as Services Exporters. The World Economy, 2013, vol. 36/12, pp. 1494-1515.

13. Federico S., Tosti E. Exporters and Importers of Services: Firm-Level Evidence on Italy. The World Economy, October 2017, vol. 40, no. 10, pp. 2078-2096.

14. Baldwin R., Venables A. Spiders and Snakes: Offshoring and Agglomeration in the Global Economy. Journal of International Economics, 2013, vol. 90/2, pp. 245-254.

15. Rodrik D. Premature Deindustrialization. NBER Working Paper, no. 20935, 2015. 33 р.

16. De Backer, K., Menon C., Desnoyers-James I., Mousiest L. Reshoring: Myth or Reality? OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, no. 27, 2016. 34 p.

17. Economic Policy Reforms 2014: Going for Growth Interim Report. Paris, OECD, 2014. 122 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх