Регуляторная автономия Великобритании: проблемы и перспективы

 
Код статьиS013122270016888-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-7-71-79
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №7
Страницы71-79
Аннотация

Великобритания, добившись суверенитета, рассчитывает обрести регуляторную автономию. Европейский союз стремится ограничить возможности Великобритании устанавливать собственные нормы во всех сферах социально-экономической политики. Британское благополучие зависит от успешности партнерства с ЕС, поэтому Лондону придется согласовывать регуляторную политику с Брюсселем. Площадкой для обсуждения соответствия британских мер нормам Евросоюза станет механизм разрешения споров. В статье исследованы возможности оптимизации устройства этого механизма и проанализированы актуальные проблемы британской регуляторной политики.

Ключевые словаВеликобритания, ЕС, государственное регулирование, автономия, суверенитет, субсидии
Дата публикации23.09.2021
Кол-во символов24213
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В центре внимания исследователей регуляторной политики находятся проблемы согласования норм поведения внутри сложных систем транснациональных коммуникаций. Так, британский ученый Дж. Блэк [1] провела анализ трудностей, которые возникают при интерпретации регуляторных норм, выработанных международными организациями. Споры между их участниками, порождая конфликтующие трактовки одних и тех же норм, с одной стороны, создают препятствия для взаимопонимания, а с другой – стимулируют плодотворную эволюцию иерархий управления организациями. Дж. Блэк констатирует, что полномочия устанавливать нормы зависят не от правовой, а от функциональной легитимности иерархий, от их способности эффективно решать организационные задачи. Т. Бюте и У. Маттли [2] полагают, что условием устойчивости норм, на которые ориентируются при принятии решений субъекты рынка, является совместимость национального режима регулирования и режимов, вырабатываемых глобальными институтами. Причем национальные и глобальные регуляторы дополняют друг друга: чем более четко регламентирована работа национального регулятора, тем успешнее он адаптирует глобальные нормы к институциональной специфике конкретного государства.
2 Положение, в котором оказалась Британия после выхода из Европейского союза, делает некоторые исследования особенно актуальными. Э. Голберг [3] указывает, что сотрудничество с ЕС по вопросам регулирования, как правило, требует от его партнеров признания главенства европейских стандартов. Это связано с тем, что регуляторная политика Союза изначально сложилась как один из инструментов конвергенции, а затем интеграции суверенных юрисдикций. К. Армстронг [4], исследуя правовой аспект размежевания с Евросоюзом, скептически оценивает шансы Лондона добиться регуляторной автономии от Брюсселя.
3 В российской научной литературе последствия обретения Британией суверенитета рассмотрены с разных точек зрения. Экономические последствия проанализированы в статьях А.В. Кузнецова [5] и Е.С. Хесина [6], институциональные вопросы рассматривают Л.О. Бабынина [7] и Н.Ю. Кавешников [8]. Политический аспект этого процесса изучен в работах Е.В. Ананьевой [9], К.А. Годованюк [10], О.В. Охошина [11]. Дипломатический потенциал Британии исследован Е.М. Харитоновой [12]. Регуляторной политике ЕС посвящена монография Н.Б. Кондратьевой [13].
4 В настоящей статье акцент делается на анализе устройства механизма разрешения споров Евросоюза и Великобритании как внешнеэкономических партнеров, каждый из которых претендует на полную регуляторную автономию.
5

РЕГУЛЯТОРНАЯ АВТОНОМИЯ: РАСХОЖДЕНИЕ ТРАКТОВОК

6 Рынок Евросоюза является сферой действия общих для всех участвующих в нем государств норм регулирования. Единство правил и стандартов гарантирует однородность конкурентной среды. С точки зрения Британии выход из ЕС должен означать обретение регуляторной автономии, свободы устанавливать собственные нормы во всех областях социально-экономической политики.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 546

Оценка читателей: голосов 0

1. Black J. “Says Who?” Liquid Authority and Interpretive Control in Transnational Regulatory Regimes. International Theory, 2017, vol. 9 (2), pp. 286-310. Available at: https://doi.org/10.1017/S1752971916000294 (accessed 04.11.2020).

2. Büthe T., Mattli W. The New Global Rulers: The Privatization of Regulation in the World Economy. Princeton, Princeton University Press, 2013. 320 p.

3. Golberg E. Regulatory Cooperation – a Reality Check. HARVARD Kennedy School, April 2019. Available at: https://www.hks.harvard.edu/sites/default/files/centers/mrcbg/img/115_final.pdf (accessed 04.11.2020).

4. Armstrong K. Regulatory Autonomy after EU Membership – Alignment, Divergence and the Discipline of Law. European Law Review, 2020, no. 45 (2), pp. 207-221. Available at: https://ssrn.com/abstract=3593482 (accessed 04.11.2020).

5. Кузнецов А.В. Брекзит: исторический ракурс. Экономические аспекты Брекзита. Москва, Институт Европы РАН, 2017, сс. 51-71. [Kuznetsov A.V. Brekzit: istoricheskii rakurs [Brexit: a historical perspective]. Ekonomicheskie aspekty Brekzita [Brexit economic aspects]. Moscow, Institut Evropy RAN, 2017, pp. 51-71.]

6. Хесин Е. Великобритания: изменение экономического ландшафта. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 11, сс. 5-14. [Khesin E. Velikobritaniya: izmenenie ekonomicheskogo landshafta [UK: economic landscape change]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2018, vol. 62, no. 11, pp. 5-14.] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-11-5-14

7. Бабынина Л.О. Деевропеизация или демонтаж: как будут строиться отношения ЕС и Великобритании. Современная Европа, 2020, № 3, cc. 5-15. [Babynina L.O. Deevropeizatsiya ili demontazh: kak budut stroit'sya otnosheniya ES i Velikobritanii [De-Europeanization or Dismantling: Prospects of the EU-UK Relations]. Contemporary Europe, 2020, no. 3, pp. 5-15.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320200515

8. Кавешников Н.Ю. Некоторые последствия Brexit для развития Европейского союза. Вестник МГИМО-Университета, 2016, № 6 (51), cc. 24-30. [Kaveshnikov N.Yu. Nekotorye posledstviya Brexit dlya razvitiya Evropeiskogo soyuza [Some Implications of Brexit for EU Development]. MGIMO Review of International Relations, 2016, no. 6 (51), pp. 24-30.]

9. Ананьева Е.В. Брекзит: причины, политический фон, последствия. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017, № 10 (6), cc. 98-119. [Ananieva E.V. Brexit: prichiny, politicheskii fon, posledstviya [Brexit: Reasons, Political Background, Consequences]. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 2017, no. 10 (6), pp. 98-119.] DOI: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2017-10-6-98-119

10. Годованюк К.А. “Глобальная Британия” в преддверии брекзита. Москва, Институт Европы РАН, 2020. 160 c. [Godovanyuk K.A. “Global'naya Britaniya” v preddverii brekzita [“Global Britain” in the run-up to Brexit]. Мoscow, Institut Evropy RAN, 2020. 160 p.] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report62020_373 Available at: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/373.pdf (accessed 04.11.2020).

11. Охошин О.В. Проблема североирландской границы: “ящик Пандоры” для Великобритании и ЕС. Пути к миру и безопасности, 2019, № 1 (56), сс. 34-46. [Okhoshin O.V. Problema severoirlandskoi granitsy: “yashchik Pandory” dlya Velikobritanii i ES [The problem of Northern Ireland border: Pandora’s box for Great Britain and the EU]. Pathways to Peace and Security, 2019, no. 1 (56), pp. 34-46.] Available at: https://doi.org/10.20542/2307-1494-2019-1-34-46

12. Харитонова Е.М. “Мягкая сила” Великобритании. Москва, ИМЭМО, 2018. 139 с. [Kharitonova E.M. “Myagkaya sila” Velikobritanii [The soft power of the United Kingdom]. Moscow, IMEMO, 2018. 139 p.] Available at: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2018/2018_23.pdf (accessed 04.11.2020). DOI:10.20542/978-5-9535-0542-0

13. Кондратьева Н.Б. Европейский союз: становление единого рынка. Институт Европы РАН, Москва, 2017. 142 с. [Kondratyeva N.B. Evropeiskii soyuz: stanovlenie edinogo rynka [European Union: Formation of a Single Market]. Institut Evropy RAN, Moscow, 2017. 142 p.] Available at: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/346.pdf (accessed 04.11.2020).

14. Directives for the Negotiation of a New Partnership with the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Council of the European Union. 25.02.2020. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/42736/st05870-ad01re03-en20.pdf (accessed 04.11.2020).

15. The Future Relationship with the EU: The UK’s Approach to Negotiations. HM Government, February 2020. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/868874/The_Future_Relationship_with_the_EU.pdf (accessed 04.11.2020).

16. Prime Minister Boris Johnson's speech in Greenwich. Prime Minister's Office. 03.02.2020. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-in-greenwich-3-february-2020 (accessed 04.11.2020).

17. Prime Minister's letter to President Donald Tusk. Prime Minister's Office, 19.08.2019. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/826166/20190819_PM_letter_to_His_Excellency_Mr_Donald_Tusk.pdf (accessed 04.11.2020).

18. UK/EU relations: Boris Johnson's written statement. UK Parliament. 03.02.2020. Available at: https://www.parliament.uk/business/publications/written-questions-answers-statements/written-statement/Commons/2020-02-03/HCWS86/ (accessed 04.11.2020).

19. Bryant R. Brexit: Make Hard Choices but don’t Confuse Sovereignty with Autonomy. Brookings, 21.12.2018. Available at: https://www.brookings.edu/blog/up-front/2018/12/21/brexit-make-hard-choices-but-dont-confuse-sovereignty-with-autonomy/ (accessed 04.11.2020).

20. Agreement on the Withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community. 24.01.2020 (signed). Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1580206007232&uri=CELEX%3A12019W/TXT%2802%29 (accessed 04.11.2020).

21. Draft text of the Agreement on the New Partnership with the United Kingdom. European Commission. 18.03.2020. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/200318-draft-agreement-gen.pdf (accessed 04.11.2020).

22. Draft UK-EU Comprehensive Free Trade Agreement. HM Government. 27.02.2020. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/886010/DRAFT_UK-EU_Comprehensive_Free_Trade_Agreement.pdf (accessed 04.11.2020).

23. Meetings of the EU-UK Joint and Specialised Committees under the Withdrawal Agreement. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/info/european-union-and-united-kingdom-forging-new-partnership/eu-uk-withdrawal-agreement/meetings-eu-uk-joint-and-specialised-committees-under-withdrawal-agreement_en#meetingsofthejointcommittee (accessed 04.11.2020).

24. Armstrong K. Can the EU and UK agree the Rules of a Future Relationship? LSE Brexit blog, 10.02.2020. Available at: https://blogs.lse.ac.uk/brexit/2020/02/10/long-read-its-the-autonomy-stupid-can-the-eu-and-uk-agree-the-rules-of-a-future-relationship/ (accessed 04.11.2020).

25. González-García L. UK-EU Trade Negotiations: The Level Playing Field. UCL Europe Blog, 12.02.2020. Available at: https://ucleuropeblog.com/2020/02/12/uk-eu-trade-negotiations-the-level-playing-field/ (accessed 04.11.2020).

26. Brunsden J., Foster P., Pickard J. UK must reveal state-aid plan to unblock Brexit talks, EU warns. Financial Times, 28.06.2020. Available at: https://www.ft.com/content/cc23c73e-88e2-4c60-b2bf-36b241b5a101 (accessed 04.11.2020).

27. State aid: guidance. UK Department for Business, Energy & Industrial Strategy, 10.07.2015. Available at: https://www.gov.uk/guidance/state-aid (accessed 04.11.2020).

28. State aid Scoreboard 2019. European Commission, 2019. Available at: https://ec.europa.eu/competition/state_aid/scoreboard/state_aid_scoreboard_2019.pdf (accessed 04.11.2020).

29. UK–EU future relationship: level playing field. The Institute for Government, 17.02.2020. Available at: https://www.instituteforgovernment.org.uk/explainers/future-relationship-level-playing-field (accessed 04.11.2020).

30. Usherwood S. The EU’s mandate for the Future Partnership. The UK in a Changing Europe, 26.02.2020. Available at: https://ukandeu.ac.uk/the-eus-mandate-for-the-future-partnership/ (accessed 04.11.2020).

31. Peretz G., Artley A. State aid under the Northern Ireland Protocol. Tax Journal, 11.05.2020. Available at: https://www.monckton.com/wp-content/uploads/2020/05/GP-AAR-TJ_2020_Issue1487_May_Peretz.pdf (accessed 04.11.2020).

32. Webber J. All Change? UK State Aid after Brexit. Politeia, 2020. Available at: https://www.politeia.co.uk/wp-content/Politeia%20Documents/2020/12.02%20James%20Webber%20All%20Change%3F%20State%20Aid/%27All%20Change%20UK%20State%20Aid%20after%20Brexit%20-%20What%20Law%20What%20Courts%27%2C%20James%20Webber.pdf (accessed 04.11.2020).

33. European Union (Withdrawal) Act 2018. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2018/16/contents (accessed 04.11.2020).

34. The State Aid (EU Exit) Regulations 2019 (draft). Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukdsi/2019/9780111178768 (accessed 04.11.2020).

35. Letter to the House of Lords Internal Market Sub-Committee. Department for Business, Energy & Industrial Strategy, 15.05.2020. Available at: https://committees.parliament.uk/publications/1381/documents/12714/default/ (accessed 04.11.2020).

36. Foster P., Pickard J. Cummings Leads Push for light-touch UK state-aid regime after Brexit. Financial Times, 27.07.2020. Available at: https://www.ft.com/content/e29430c7-9dae-440e-8093-74f705ce62c3 (accessed 04.11.2020).

37. Boris Johnson backs looser state aid rules after Brexit. Financial Times, 29.11.2019. Available at: https://www.ft.com/content/e46f977e-12b5-11ea-a7e6-62bf4f9e548a (accessed 04.11.2020).

38. Conservative Plans to Replace the UK State aid regime. UKSALA, 18.12.2019. Available at: https://uksala.org/conservative-plans-to-replace-the-uk-state-aid-regime/ (accessed 04.11.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх