Макроэкономическая политика на перепутье

 
Код статьиS013122270016822-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-7-5-15
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: МГИМО Университет МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №7
Страницы5-15
Аннотация

Глубокий экономический кризис, поразивший сегодня практически все страны мира, вынуждает искать новые методы макроэкономической стабилизации, поскольку сложившиеся за  последние годы низкие процентные ставки и высокий уровень государственного долга создают серьезные ограничения для использования традиционных методов регулирования. В статье проанализированы выдвигаемые в экономической литературе предложения о пересмотре принципов стабилизационной политики в развитых странах: изменение практики инфляционного таргетирования, использование отрицательных процентных ставок, создание полуавтоматических бюджетных стабилизаторов, разработка нетрадиционной бюджетной политики.

Ключевые словастабилизационная политика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, автоматические стабилизаторы
Получено17.09.2021
Дата публикации23.09.2021
Кол-во символов36796
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Экономический кризис, охвативший сегодня практически все страны, характеризуется существенным своеобразием. По оценкам МВФ, общее снижение мирового ВВП в 2020 г. составило 3.3%, а в развитых странах – 4.7%, что намного превысило показатели кризисного 2009 г. [1]. Другая особенность – полная неопределенность относительно продолжительности и глубины спада. На смену первой волне пандемии COVID-19 пришла вторая, а за ней третья, и никто не может гарантировать, что на этом все закончится.
2 Важнейшая черта 2020 г. – удар по экономике одновременно со стороны и предложения, и спроса. Режим самоизоляции привел к существенному спаду совокупного предложения, поскольку основную массу товаров и услуг нельзя производить удаленно. Еще большее негативное воздействие на экономику оказало сокращение совокупного спроса, причем не только в части инвестиций и внешней торговли, но и расходов домохозяйств. Обычно в период рецессии потребительские расходы снижались в меньшей степени, так как сокращение текущих доходов домохозяйств компенсировалось за счет сбережений и государственных социальных пособий. На этот раз к сокращению доходов добавились проблемы с осуществлением потребительских расходов, поскольку многие предприятия торговли и сферы услуг были просто закрыты или работали в ограниченном режиме. Эффективность традиционных методов стимулирования совокупного спроса оказалась под вопросом, что требует новых подходов к стабилизационной политике.
3

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

4 Антикризисное регулирование долгое время концентрировалось на денежно-кредитной (монетарной) политике, что имело свое теоретическое обоснование. Спады в экономической активности могут быть связаны с жесткостью цен и номинальной заработной платы. А деньги, согласно неоклассической концепции, обладают свойством нейтральности, то есть способностью воздействовать именно на номинальные, а не на реальные показатели. Исходя из этого, использование денежно-кредитных инструментов рассматривалось как правильный подход к стабилизационной политике. Эти инструменты привлекательны и в практическом плане благодаря своей гибкости и оперативности.
5 Основной мерой стабилизационной монетарной политики традиционно было снижение процентной ставки, позволяющее увеличивать чувствительные к ее уровню компоненты совокупных расходов (потребление и инвестиции). Однако за последние десятилетия наблюдалось неуклонное понижение номинальных рыночных процентных ставок, что наглядно иллюстрирует изменение ставки LIBOR, которая является базой для расчета процентных ставок кредитов и долговых инструментов по всему миру (рис. 1).
6
image1

Рис. 1. Динамика 6-месячной ставки LIBOR (пунктир – линия тренда) Источник: [2].

7 В основе такого процесса лежат две основные причины. Во-первых, долгосрочная тенденция к уменьшению естественной (нейтральной) ставки процента, представляющей собой значение реальной процентной ставки денежно-кредитной политики, при которой экономика устойчиво находится в состоянии полной занятости, а инфляция поддерживается на целевом уровне. В 1990 г., согласно оценкам, в ведущих развитых странах она находилась в диапазоне 2.5–3.5%, а к настоящему времени рухнула до 1.5% в Канаде и Великобритании, почти до нуля в США и до отрицательных значений в еврозоне [3, p. S66]. В экономической науке отмечаются такие факторы, как тенденция к понижению общего тренда экономического роста, старение населения в развитых странах, рост спроса на безрисковые активы, глобальный избыток сбережений. Во-вторых, на уменьшение номинальных процентных ставок влияет снижение уровня инфляционных ожиданий в результате длительного применения в развитых странах политики таргетирования инфляции.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 381

Оценка читателей: голосов 0

1. World Economic Outlook. Managing Divergent Recoveries. Washington, IMF, April 2021. 170 p.

2. World Economic Outlook Database. IMF, October 2020. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2020/October (accessed 20.02.2021).

3. Holston K., Laubach T., Williams J.C. Measuring the Natural Rate of Interest: International Trends and Determinants. Journal of International Economics, 2017, vol. 108(S1), pp. S59-S75.

4. Yellen J. The Federal Reserve’s Monetary Policy Toolkit: Past, Present, and Future. August 2016. Available at: https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/yellen20160826a.htm (accessed 22.02.2021).

5. Letter to Chair Yellen and the Board of Governors. June 8, 2017. Available at: http://populardemocracy.org/sites/default/files/Rethink%202%25%20letter.pdf (accessed 22.02.2021).

6. Summers L. Accepting the Reality of Secular Stagnation. Finance & Development, 2020, vol. 57, no. 1, pp. 17-19.

7. Powell J. New Economic Challenges and the Fed’s Monetary Policy Review. August 27, 2020. Available at: https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/powell20200827a.htm (accessed 10.02.2021).

8. Lilley A., Rogoff K. The Case for Implementing Effective Negative Interest Rate Policy. April 2019. 43 р. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3427388 (accessed 20.01.2021).

9. Bottero M., Minoiu C., Peydro J.-L., Polo A., Presbitero A., Sette E. Expansionary yet Different: Credit Supply and Real Effects of Negative Interest Rate Policy. CEPR Discussion Paper 14233, 2019, 63 р. Available at: https://cepr.org/active/publications/discussion_papers/dp.php?dpno=14233 (accessed 24.01.2021).

10. Eggertsson G., Juelsrud R., Wold E. Are Negative Nominal Interest Rates Expansionary? NBER Working Paper 24039, 2017, 50 p. DOI: 10.3386/w24039

11. Rogoff K. Dealing with Monetary Paralysis at the Zero Bound. Journal of Economic Perspectives, 2017, 31(3), pp. 47-66. DOI: 10.1257/jep.31.3.47

12. Angeletos G.-M., Lian C. Forward Guidance without Common Knowledge. American Economic Review, 2018, vol. 108(9), pp. 2477-2512. DOI: 10.1257/aer.20161996

13. Board of Governors of the Federal Reserve System. Recent Balance Sheet Trends. Available at: https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/bst_recenttrends.htm (accessed 05.02.2021).

14. Summers L., Stansbury A. Whither Central Banking? Project Syndicate, August 23, 2019. Available at: https://www.project-syndicate.org/commentary/central-bankers-in-jackson-hole-should-admit-impotence-by-lawrence-h-summers-and-anna-stansbury-2-2019-08?barrier=accesspaylog (accessed 15.01.2021).

15. 15. Blanchard O.J., Summers L.H. Automatic Stabilizers in a Low-Rate Environment. Peterson Institute for International Economics Policy Brief, February 2020, 2 p. Available at: https://www.piie.com/system/files/documents/pb20-2.pdf (accessed 12.02.2021).

16. 16. Chen C., Dabla-Norris E., Rappaport J., Zdzienicka A. Political Costs of Tax-Based Consolidations. IMF Working Paper 19/298, 2019. 31 p.

17. Ramey V., Zubairy S. Government Spending Multipliers in Good Times and in Bad: Evidence from US Historical Data. Journal of Political Economy, 2018, vol. 126, no. 2, pp. 850-901.

18. The Economic Impact of the American Recovery and Reinvestment Act Five Years Later. Economic Report of the President, 2014. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/administration/eop/cea/economic-report-of-the-President/2014 (accessed 13.02.2021).

19. USA. Congressional Budget Office. Automatic Stabilizers in the Federal Budget: 2020 to 2030. February 2020. Available at: https://www.cbo.gov/system/files/2020-02/56095-CBO-automatic-stabilizers.pdf (accessed 13.02.2021).

20. Eichenbaum M.S. Rethinking Fiscal Policy in an Era of Low Interest Rates. Monetary Authority of Singapore. Macroeconomic Review, 2019, vol. XVIII, iss. 1, pp. 90-99.

21. Sahm C. Direct Stimulus Payments to Individuals. Recession Ready. Fiscal Policies to Stabilize the American Economy. Boushey H., Nunn R., Shambaugh J., eds. Washington, Brookings, 2019, pp. 67-92.

22. D’Acunto А., Hoang D., Weber M. Unconventional Fiscal Policy. NBER Working Paper 24244, 2018. 5 p.

23. Assessing Fiscal Space: an Update and Stocktaking. IMF, 2018. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2018/06/15/pp041118assessing-fiscal-space (accessed 26.01.2021).

24. Fiscal Monitor. A Fair Shot. Washington, IMF, April 2021. 104 p.

25. Fiscal Monitor. Policies for the Recovery. Washington, IMF, October 2020. 106 p.

26. Tucker P. On Central Bank Independence. Finance & Development, 2020, vol. 57. no. 2, pp. 44-47.

27. Bank for International Settlements. Annual Economic Report. Basel, BIS, 2020. 95 p.

28. Bernanke B. Monetary Policy in a New Era. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/10/bernanke_rethinking_macro_final.pdf (accessed 15.01.2021).

29. World Economic Outlook. The Great Lockdown. Washington, IMF, April 2020. 158 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх