The Crisis of Secularism in India

 
PIIS013122270015007-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-4-132-138
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of Word Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 65 Issue 4
Pages132-138
Abstract

The article discusses the problem of the decline in the spirit of Indian secularism, both in connection with the significant loss of popularity of the INC party and the general crisis of liberal values in the world, examines the reasons for the complication of intercommunal dialogue and the reduction of public space for tolerance. The understanding of such key ideas as secularism, religious tolerance, multiculturalism, pluralism in political culture and society determines not only its prospects on its path to modernization, but also determines the fate of these societies. In addition to the ideological confrontation around the listed concepts within the Indian political system, the study examines the special role of educational institutions at all levels and the media in expanding the space of public dialogue and also outlines the difficulties faced by the country’s political institutions. Based on the examples of recent experience in resolving the Kashmir problem and the adoption of the Citizenship Law, an attempt is made to assess the mutual influence of the secular self-awareness of Indians and religious dynamics in a complex structured Indian society on political processes. The paper assesses the impact of the Hindutva ideology on reducing the degree of secularity in modern India and the role of the Sangh Parivar family (Hindu ethno-nationalist organizations) in the course of the country’s forced “saffronization” policy.

Keywordssecularism, multiculturalism, tolerance, religious dynamics, India, civilization, civil sociy, identity, dialogue, Hindutva, cultural racism
Publication date11.05.2021
Number of characters25877
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В статье Е.Б. Рашковского прозвучала мысль, что одна из важнейших и актуальных тем для изучения религиозной динамики в современном мире – волновое чередование религиозных “бумов” и “накатов” секуляризации [1]. В непосредственной связи с гипотезой о ее волновом характере встает ряд дополнительных вопросов. Обозначу лишь два из них. Первый касается корреляции кризиса секуляризма с общим кризисом либеральных ценностей в мире. Накаты архаизации сознания, в том числе и политической, нетерпимость, ксенофобия, культурный расизм и гендерный шовинизм порою встречают несоразмерные и не менее дикие формы отпора со стороны приверженцев либеральных идей. Второй связан с тем, насколько способен секуляризм в том виде, в каком он выступает в конкретном социуме, добиваться поставленных целей общественного примирения. От особенностей политической культуры и ее способности к осмыслению таких ключевых понятий, как секуляризм, мультикультурализм, толерантность, плюрализм и веротерпимость, зависят не только перспективы того или иного общества на его пути модернизации, но и определяются судьбы этих обществ в целом.
2 Секулярные тенденции преобладали по всему миру вплоть до наступления последней четверти XX в. От исламской революции в Иране (в 1979 г.), которая может считаться переломной точкой в истории распространения и развития идей политического секуляризма в мире, до тенденций к исламизации Турции, что вызывает протест тех, кто всерьез обеспокоен угрозой утраты наследия кемалисткой революции, секуляризм переживает кризис. Такие государства, как Пакистан (в 1947 г.) или Бангладеш (в 1971 г.), после обретения независимости приняли светские Конституции, однако постепенно отошли от принципов секуляризма. В 1956 г. Пакистан объявил себя Исламской Республикой, а в июне 1988 г. президент Бангладеш Хоссейн Эршад принятием восьмой поправки к Конституции провозгласил ислам государственной религией. В последнее время прослеживается угроза секулярным преобразованиям эпохи Неру в сфере политической жизни Индии. Наблюдается эрозия понятия секуляризма, а культурная и историческая политика индусских правых в период руководства страной Нарендры Моди далеки от принципа толерантности.
3 Конфликты, которые мы рассматриваем как религиозные, достаточно часто имеют вполне мирскую подоплеку, хотя и разгораются только с облечением их в религиозные одежды. Хрестоматийным примером такого конфликта служит опыт ближневосточных противостояний. В индийской же внутренней политике примером такого рода конфликтов является значительная часть межобщинных столкновений. Они сознательно вызваны дестабилизирующей политической деятельностью этнонационалистических организаций, стремящихся к “индуизации” государства. Периодически вспыхивающее противостояние между Индией и Пакистаном за Кашмир – внешнеполитический пример подобного конфликта.

Number of purchasers: 0, views: 702

Readers community rating: votes 0

1. Рашковский Е. Религия, политика и цивилизационная динамика сегодняшнего мира. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 4, сс…… [Rashkovskii E. Religiya, politika i tsivilizatsionnaya dinamika segodnyashnego mira [Religion, politics and civilizational dynamics of today's world]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2021, vol. 65, no. 4, pp….]

2. Абрамов Д. Особенности индийской модели развития: Опыты и перспективы. Мировая экономика и международные отношения, 2020, том 64, № 5, сс. 109-117. [Abramov D. Osobennosti indiiskoi modeli razvitiya: Opyty i perspektivy [Features of the Indian development model: experience and perspectives]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no 5, pp. 109-117. Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-5-109-117

3. Singh A. Conflict between Freedom of Expression and Religion in India – A Case Study. Social Sciences, 2018, no. 7. Available at: https://www.mdpi.com/2076-0760/7/7/108 (accessed 25.12.2020).

4. Roger G. Forces of communalism in India. Samson Prabhakar, ed. Inter-play of Religion, Politics, and Communalism in India. BTESSC/SATHRI, Bangalore, 2004, pp. 26-42.

5. Глушкова И.П. Индия: медиафеномен “оскорбленных чувств” как политический проект. Политическая наука, 2013, № 2, сс. 48-80. [Glushkova I.P. Indiya: mediafenomen oskorblennykh chuvstv” kak politicheskii proekt [Indiya: Mediafenomen "Oskorblennykh chuvstv" kak politicheskii proekt]. Politicheskaya nauka, 2013, no. 2, pp. 48-80.] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/indiya-mediafenomen-oskorblennyh-chuvstv-kak-politicheskiy-proekt/viewer (accessed 25.12.2020).

Система Orphus

Loading...
Up