Кризис секуляризма в Индии

 
Код статьиS013122270015007-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-4-132-138
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №4
Страницы132-138
Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития кризисных тенденций индийского секуляризма, исследуются причины трудности межобщинного диалога и сокращения общественного пространства для толерантности. На примерах последних усилий разрешения кашмирской проблемы и принятия “Закона о гражданстве” автор пытается оценить взаимовлияние секулярного самосознания индийцев и религиозной динамики на политические процессы. В работе дана оценка воздействия идеологии “хиндутвы” на снижение градуса секулярности в современной Индии и роли индусских этнонационалистических организаций “Сангх Паривар” в дальнейшей “шафранизации” политики страны.

Ключевые словасекуляризм, мультикультурализм, толерантность, религиозная динамика, Индия, политическая культура, гражданское общество, хиндутва, культурный расизм
Дата публикации11.05.2021
Кол-во символов25877
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В статье Е.Б. Рашковского прозвучала мысль, что одна из важнейших и актуальных тем для изучения религиозной динамики в современном мире – волновое чередование религиозных “бумов” и “накатов” секуляризации [1]. В непосредственной связи с гипотезой о ее волновом характере встает ряд дополнительных вопросов. Обозначу лишь два из них. Первый касается корреляции кризиса секуляризма с общим кризисом либеральных ценностей в мире. Накаты архаизации сознания, в том числе и политической, нетерпимость, ксенофобия, культурный расизм и гендерный шовинизм порою встречают несоразмерные и не менее дикие формы отпора со стороны приверженцев либеральных идей. Второй связан с тем, насколько способен секуляризм в том виде, в каком он выступает в конкретном социуме, добиваться поставленных целей общественного примирения. От особенностей политической культуры и ее способности к осмыслению таких ключевых понятий, как секуляризм, мультикультурализм, толерантность, плюрализм и веротерпимость, зависят не только перспективы того или иного общества на его пути модернизации, но и определяются судьбы этих обществ в целом.
2 Секулярные тенденции преобладали по всему миру вплоть до наступления последней четверти XX в. От исламской революции в Иране (в 1979 г.), которая может считаться переломной точкой в истории распространения и развития идей политического секуляризма в мире, до тенденций к исламизации Турции, что вызывает протест тех, кто всерьез обеспокоен угрозой утраты наследия кемалисткой революции, секуляризм переживает кризис. Такие государства, как Пакистан (в 1947 г.) или Бангладеш (в 1971 г.), после обретения независимости приняли светские Конституции, однако постепенно отошли от принципов секуляризма. В 1956 г. Пакистан объявил себя Исламской Республикой, а в июне 1988 г. президент Бангладеш Хоссейн Эршад принятием восьмой поправки к Конституции провозгласил ислам государственной религией. В последнее время прослеживается угроза секулярным преобразованиям эпохи Неру в сфере политической жизни Индии. Наблюдается эрозия понятия секуляризма, а культурная и историческая политика индусских правых в период руководства страной Нарендры Моди далеки от принципа толерантности.
3 Конфликты, которые мы рассматриваем как религиозные, достаточно часто имеют вполне мирскую подоплеку, хотя и разгораются только с облечением их в религиозные одежды. Хрестоматийным примером такого конфликта служит опыт ближневосточных противостояний. В индийской же внутренней политике примером такого рода конфликтов является значительная часть межобщинных столкновений. Они сознательно вызваны дестабилизирующей политической деятельностью этнонационалистических организаций, стремящихся к “индуизации” государства. Периодически вспыхивающее противостояние между Индией и Пакистаном за Кашмир – внешнеполитический пример подобного конфликта.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 700

Оценка читателей: голосов 0

1. Рашковский Е. Религия, политика и цивилизационная динамика сегодняшнего мира. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 4, сс…… [Rashkovskii E. Religiya, politika i tsivilizatsionnaya dinamika segodnyashnego mira [Religion, politics and civilizational dynamics of today's world]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2021, vol. 65, no. 4, pp….]

2. Абрамов Д. Особенности индийской модели развития: Опыты и перспективы. Мировая экономика и международные отношения, 2020, том 64, № 5, сс. 109-117. [Abramov D. Osobennosti indiiskoi modeli razvitiya: Opyty i perspektivy [Features of the Indian development model: experience and perspectives]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no 5, pp. 109-117. Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-5-109-117

3. Singh A. Conflict between Freedom of Expression and Religion in India – A Case Study. Social Sciences, 2018, no. 7. Available at: https://www.mdpi.com/2076-0760/7/7/108 (accessed 25.12.2020).

4. Roger G. Forces of communalism in India. Samson Prabhakar, ed. Inter-play of Religion, Politics, and Communalism in India. BTESSC/SATHRI, Bangalore, 2004, pp. 26-42.

5. Глушкова И.П. Индия: медиафеномен “оскорбленных чувств” как политический проект. Политическая наука, 2013, № 2, сс. 48-80. [Glushkova I.P. Indiya: mediafenomen oskorblennykh chuvstv” kak politicheskii proekt [Indiya: Mediafenomen "Oskorblennykh chuvstv" kak politicheskii proekt]. Politicheskaya nauka, 2013, no. 2, pp. 48-80.] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/indiya-mediafenomen-oskorblennyh-chuvstv-kak-politicheskiy-proekt/viewer (accessed 25.12.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх